Автор Тема: На двух стульях, или между моралью и законом.  (Прочитано 8644 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Бессмертный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 476
  • Репутация: +0/-0
Почему религия диктует нормы нравственности? Что такое заповедь? Закон? Вроде бы нет. Наверное она относится к более широкому классу – классу правил. Но что это за род правил? Каким образом возникли вообще правила, регулирующие поведение? Представляется, что на заре человечества правила мог установить сильнейший в стае по своему разумению, или несколько сильнейших. Затем то же самое могло произойти между стаями. А каким образом могли действовать правила – полиции нет, кто заставит. Да и вообще необходимы ли они. Однако, если стая, имеющая правила получает преимущество в борьбе, то способность иметь такие правила становится чрезвычайно полезной способностью. И, наверняка, у стай победителей такая способность есть, если она только в принципе может быть. При отсутствии полиции, при отсутствии письменности, юридических понятий мы можем предложить только один способ реализовать эту потребность – СОВЕСТЬ. И вот бессовестные стаи проиграли борьбу, что дальше? Система правил должна как-то совершенствоваться. И вот в обществе появляется государство. И государство создаёт закон. С этого момента мы имеем как минимум два класса правил –закон и мораль. В наше цивилизованное время мы видим как действует и то, и другое, и что они регулируют разные, редко пересекающиеся аспекты жизни. Но не везде. Религия, которая ранее могла восприниматься как носительница правил, теперь попала в сложное положение. Когда церковь и государство составляли единое целое, она пыталась установить, чтобы её правила выполняли роли и морали, и закона одновременно. Получалось это хреново. В конце концов пришлось им разойтись. Государству остались законы, церкви – мораль. При этом государство осталось при своём, ибо для законности оно и создавалось. А вот церковь... Мораль-то создаётся обществом. А насаждать её сверху, когда нет силовых структур... Не получается. Да и не совсем мораль.
Церковь продвигает некий полуфабрикат, который частично обладает свойствами морали, частично свойствами закона, и с обязанностями и того, и другого справляется хреново. Любое нормальное общество, которое умеет отделять мораль и закон действует успешнее.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Бессмертный »
[size=92]Чернь считает религию истиной, мудрец — ложью, правитель — полезным изобретением.
Сенека, Луций Анней.[/size]

Оффлайн Wаlsh code

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 863
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #1 : 23 Август, 2006, 14:35:56 pm »
Цитировать
Церковь продвигает некий полуфабрикат,
Церковь продвигает-церковную мораль и не более того.
Цитировать
который частично обладает свойствами морали
Он в полной мере обладает свойствами церковной морали.
Цитировать
и с обязанностями
И с обязанностями зомбирования людей справляется замечательно.
Цитировать
Почему религия диктует нормы нравственности?
Потому что бог в умах верующих есть абсолют.
Цитировать
Что такое заповедь?

Правила установленные абсолютом.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Wаlsh code »
Primus in orbe deos fecit timor!

Оффлайн Shlyapa

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 763
  • Репутация: +0/-0
Re: На двух стульях, или между моралью и законом.
« Ответ #2 : 23 Август, 2006, 22:16:22 pm »
Цитата: "Бессмертный"
Любое нормальное общество, которое умеет отделять мораль и закон действует успешнее.
Успешно то общество, в котором основным источником права является правовой обычай, т.е. нормы морали, сложившиеся и существующие в обществе. Потому успешно такое общество, что не отвлекает ресурсы на разрешение конфликтов между моралью и законом.
По крайней мере, ресурсов отвлекается горадо меньше, чем обществом, которому закон навязан «железной рукой».

Эффективности способствуют и механизмы, позволяющие приводить закон в соответсвие морали — ведь всё течёт, всё изменятся, и то, что вчера было прогрессивным, завтра может оказаться гирей на ногах прогресса.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Shlyapa »
Человек без веры в бога — всё равно, что рыба без велосипеда.

Оффлайн Бессмертный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 476
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #3 : 24 Август, 2006, 05:19:15 am »
Никогда не буду искать нормы морали в налоговом кодексе.
Равно как никто не будет собирать налоги на основе нравственности.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Бессмертный »
[size=92]Чернь считает религию истиной, мудрец — ложью, правитель — полезным изобретением.
Сенека, Луций Анней.[/size]

Оффлайн Бессмертный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 476
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #4 : 24 Август, 2006, 05:19:48 am »
Закон должен быть эффективен, но не обязан быть справедливым.
Мораль должна быть справедлива.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Бессмертный »
[size=92]Чернь считает религию истиной, мудрец — ложью, правитель — полезным изобретением.
Сенека, Луций Анней.[/size]

Оффлайн Микротон

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 175
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #5 : 24 Август, 2006, 19:42:13 pm »
Цитата: "Бессмертный"
Закон должен быть эффективен, но не обязан быть справедливым.
Мораль должна быть справедлива.

Должна быть, но вот является ли фактически? Религиозная мораль формировалась для общества 2000 лет назад, и, возможно, тогда была справедлива. Является ли она таковой сегодня?
Сравните сами: 1 строчка-заповедь  и тонны "сятых" книг, поучающих, как эту заповедь нужно нарушать.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Микротон »
Люди всегда готовы помочь Богу совершить чудо. На свой, человеческий лад.

Оффлайн 49=1+3+5+7+9+11+13

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 674
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #6 : 25 Август, 2006, 21:59:03 pm »
Ребята мораль это всего- лишь свод догм и очень часто тупых и устаревших догм, а закон это всего лишь один из инструментов управления пиплами.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от 49=1+3+5+7+9+11+13 »
100=1+3+5+7+9+11+13+15+17+19

Оффлайн илья в с

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 666
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 26 Август, 2006, 16:28:38 pm »
традационные церкви подают часто ужасно устаревшую мораль, которую могут соблюдать только козаки-маразматики, поэтому сделать её законом значит оттолкнуть от себя паству.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от илья в с »
Христианство—это действительно мир противоречий...
(д. Кураев)

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 06 Сентябрь, 2006, 01:16:47 am »
Цитата: "Бессмертный"
Закон должен быть эффективен, но не обязан быть справедливым.
Позвольте с Вами не согласиться. Закон (юридический) должен быть справедливым. Обязательно. Справедливость (а точнее - СОЦИАЛЬНАЯ справедливость) - это один из основополагающих принципов права, которому должен соответствовать ЛЮБОЙ (юридический) закон. Справедливость - понятие даже в большей степени юридическое, нежели этическое.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Бессмертный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 476
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #9 : 06 Сентябрь, 2006, 06:15:34 am »
Цитата: "Коль-амба"
Цитата: "Бессмертный"
Закон должен быть эффективен, но не обязан быть справедливым.
Позвольте с Вами не согласиться. Закон (юридический) должен быть справедливым. Обязательно. Справедливость (а точнее - СОЦИАЛЬНАЯ справедливость) - это один из основополагающих принципов права, которому должен соответствовать ЛЮБОЙ (юридический) закон. Справедливость - понятие даже в большей степени юридическое, нежели этическое.
<Капризно> Не позволю. если декларативно.
Не согласитесь лучше аргументированно. Примеры рассмотрите. Вот подушный налог - это справедливо? А иногда бывает чрезвычайно эффективным.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Бессмертный »
[size=92]Чернь считает религию истиной, мудрец — ложью, правитель — полезным изобретением.
Сенека, Луций Анней.[/size]