ИзяКацманНу зачем же так писсимистичеки? Очень даже можем! И успешно делаем! Оглянитесь вокруг - много ли ее етой "фанатической веры" осталось-то?
Бороться с верой доводами разума – бессмысленно. Опыт дискуссий с Малышом, Христианкой и пр. доказывает это. Почему? Еще в Библии (Новый Завет) сказано о том, что мудрость мира сего есть безумие перед лицом Бога, что христианам надо бежать от мудрости мира сего. Понимаете, когда ваш оппонент абсолютно презирает законы логики, факты, аргументы и пр., и постоянно толдычет одно и то же, при чем ограничиваясь репликами да замечаниями – это уничтожает любой спор, превращая его в свару. Христианство вообще основано на откровении, эмоции веры, интеллект, разум для него есть порождение мира, а мир есть дьявол (Библия, Новый Завет), естественно, поэтому, что верующего никогда не убедят доводы рассудка – все ваши силы буду потрачены зря!
Как вы сможет оспорить следующее: блаженны не видевшие, но уверившие? Здесь постулируется слепая фанатическая вера и полное презрение к разуму.
Самое забавное, когда верующие пытаются перетянуть науку на свое сторону, говоря, что она все подтверждает и прочее. Тогда бы Бруно не сожгли бы, а Коперника с Галилеем не гнали бы. Это только эпизод.
Еще забавно, когда верующие пытаются представить атеизм - верой. Видимо, авторитет веры у самих верующих довольно слаб, но это парадокс (вера, значит, плохо?). К тому же, вера бывает и научная, и религиозная и пр.
Я смотрю вокруг – и вижу: в Европе ослабление веры в Христа и т.д., но я не вижу, чтобы вера в сверхъестественное как-то была ослаблена. Дело не в Яхве или Христе – богов создавали и будут создавать, а в самом феномене религиозной веры, и поэтому признаку, я совсем не вижу, чтобы был какой-то результат. Жизнь тихонько берет свое – внедряет в непокорные головы материалистическое начало, капитализм помогает понять, что нет смысла ждать помощи от богов или духов, нужно жить самому и т.д. Но это еще бессознательный уровень восприятия, на «верхнем этаже» люди еще крепко привязаны к фидеизму, а еженедельная пропаганда религиозного мировоззрения по ТВ (у нас – по воскресеньям – «Слово пастыря»), в церквях - службы, праздники и т.д. делает свое дело.
К тому же люди довольно пугливы – они боятся всего неизвестного, а жизнь может заставить себя боятся – это и внезапные катастрофы, болезни, смерть близких, разорение, нищета и т.д. Быть атеистом – трудно, тяжело, как убедить человека, что ему нужны эти трудности? Это уже психологический аспект проблемы.
Таким образом, если верующие и отмалчиваются в ответ на ваши аргументы, то это не значит, что вы их убедили, наоборот, вы укрепили их в вере, так как для них ваши доводы имеют религиозный окрас – искушение дьявола или мира. Естественно, это касается не всех – верующие-рационалисты, могут со временем снять с себя рясу, но это ничтожное меньшинство.
Недавний съезд религиозных деятелей в России показал, что религия набирает силу – Президент присутствовал, СМИ осветили и пр. В интервью Толстому (первый канал) патриарх Алексий 2, игнорируя историю борьбы церкви с наукой, свободомыслием, игнорируя исторические факты безнравственности попов (при Петре I даже принимался специальный указ, чтобы попы не пили и не дрались во время службы!) утверждает, что, дескать, религия – источник нравственности, морали и всех благ. Он уже не упоминает о нелепой религиозной картине мира, о нетерпимости веры ко всему иному, не говорит, что нравственность – явление социальное, а не религиозное, и существует на основе общественного мнения, а не страха перед богом. Что исторически типы морали менялись и будут меняться вслед за изменением общества, социально-экономической формации и т.д. Нет, он говорит, то, что легче всего понять. Он оправдывает существование религии моралью!
Я понимаю все это – сложно для обывателя, обычного человека с завода или кухарки, ему легче поверить с упрощенное, вульгарное, сказанное Патриархом. Так что я не вижу, чтобы прогресс свободомыслия, научного мышления наблюдался, скорее, наоборот.