Нравственность можно понимать двояко: как комплекс некоторых норм, либо как сам факт их наличия, умения людей создавать их и пользоваться ими. Если брать второе понимание, сам вопрос о необходимости звучит довольно странно - ведь это же неотъемлемый аспект общения людей в обществе. Возможно имеет смысл обсудить следующий вопрос: а возможны ли живые разумные существа, имеющие развитое общество и неимеющие морали. Вы (я обращаюсь к notfirstnotlast) как-то в обсуждении сотворения мира выразили сомнения, что моральные муравьи могут выжить в конкурентной борьбе с аморальными муравьями. Не хотите вернуться к этой теме?
А здесь, я вижу, идёт обсуждение нравственности, как конкретного комплекса норм. Необходима ли она? Это очень сильно зависит от человека. Его возможностей, способностей и реалий окружающей среды. Если сказать одним словом - от самостоятельности человека. Если мы будем говорить о себе и о мире, который видим вокруг себя, то в принципе такая система норм не обязательна. Самостоятельный человек умеет автоматически вырабатывать нормы, когда вступает в общение с другими и при этом образуется новое общество. Если он присоединяется к существующему обществу, он принимает и его моральные нормы. Эти нормы могут меняться постоянно, с каждым квантом общения. Это относится к любому обществу, как к микрообществу под названием семья, так и ко всей стране, или планете. Мне как абсолютно аморальному существу, заранее заданные нормы не нужны ни на йоту. Я при желании могу принять те, которые устоялись у общества в которое я собираюсь в некоторый момент войти. Весь вопрос в желании. Если меня не удовлетворяет мораль рабочего коллектива, где все православные, я от такой работы откажусь. Что, кстати, и произошло у меня несколько дней назад.
Люди несамостоятельные считают, что должны быть некоторые заранее известные рецепты что делать в той, или иной ситуации, чтоб "было им счастье", и по ошибке называют это рецептами как поступать правильно. Это я считаю ошибкой потому, что правильный поступок - это тот, который приводит к достижению цели. В этом смысле все пути достижения цели равнозначны. Если кому-то понравился больше один путь, это не значит что другому не понравится другой путь. Никто в этом смысле не должен требовать от других как ему выбирать путь. Нормы морали выражают согласие членов общества, какой путь им всем кажется наиболее приемлемым. И касается вполне конкретных условий. И вырабатывается свободно в процессе общения, или появляется в результате привычек и промывания мозгов со стороны тех, "кто может командовать". Мне кажется несамостоятельность, во-первых, появлятся в результате такого воспитания в стиле промывания мозгов и, во-вторых, приводит к тому, что люди не научаются сами принимать решения что правильно. Это вызывает страх - своя ущербность и незнание, что можно ожидать от других. И чем меньше самостоятельность человека, тем ему кажется более необходимым, чтобы и поступки других были полностью предсказуемы. Но, как я вижу, самостоятельность в среднем у людей растёт. Так что, в принципе не нужна она, единая всеобщая мораль.