Снова Коэн (см. выше):
Таковы лишь некоторые из тех вполне закономерных вопросов, которые, однако, не учитываются в еще одном типичном объяснении нереформируемости СССР: «Система просто не приняла бы реформу». Ведущий свое происхождение от старой тоталитарной модели и существующий в разных версиях, этот аргумент базируется на двух главных предположениях: монолитный правящий коммунистический класс, или бюрократическая номенклатура, никогда не допустил бы никаких изменений, угрожающих его монополистическому господству, и потому «противился любым видам реформы». А поскольку «политическая система была выстроена в соответствии с тоталитарными требованиями… ее институты невозможно было приспособить для обслуживания плюралистических целей»[9].
Но эти предположения тоже оказались ложными. Все главные политические и экономические реформы Горбачева в решающий период 1985—1990 годов предлагались, обсуждались и ратифицировались верховными органами коммунистической номенклатуры: Политбюро, ЦК, Всесоюзной партийной конференцией, двумя партийными съездами. Эти органы даже проголосовали за отмену практики, обеспечивавшей их номенклатурное превосходство, — практики назначения на все важнейшие политические посты — в пользу выборов. И в процессе осуществления этих «плюралистических» реформ данные структуры сами раскололись, раздробились, стали плюралистическими, как и конституционная основа системы — Советы.
Мне этот аргумент напомнил только что высказанное Дм.Быковым мнение, будто Иван Ефремов в "Великой дуге" специально изобразил (в самом начале) двух фараонов - Джедефру, давшего задание Баурджеду, и злого-жестокого строителя пирамид Хафру - как олицетворение советской действительности (Ленин-Сталин). Нет. Наивно так полагать. В любой советской сказочной ли, историческо-приключенческой ли книжке (от "Трех толстяков", "Королевства кривых зеркал" до детского перевода глав В.Гюго о Гавроше на баррикадах, прометеевской и спартаковской символики) содержался сам по себе революционный запал такой мощи (амбивалентно к какому-то там Сталину, причем сам Сталин - удивительно для человека XXI века! - тоже был, надо же! революционером), что даже в зарубежной литературе советский человек искал и находил революцию, восстание, обновление мира (в одном флаконе со всеобщей забастовкой рабочих банановой плантации в советский перевод проскочили эротические восторги Гарсия Маркеса из "Ста лет одиночества"), а чтобы "переделать" такую тенденцию, надо... сделать Джельсамино активистом "Идущих вместе", православным реакционером и членом Изборского клуба - еще похлеще, чем переход в православие Гарри Поттера. Советский строй был подобен колесу, которое может катиться только в состоянии революционности. Остановка, "стабильность" равносильна падению. Правы критики советского строя (Буровский, например), которые считают его эдакой чернодырной идеократией, пожирающей нормальные государства - можно любить или не любить за это СССР, но факт есть факт, и создать на базе советского строя "нормальное" реакционное государство так же невозможно, как Сталину - короноваться императорской короной, а Ата-Тюрку - вернуть в Турцию халифат и предписать своей жене носить хиджаб.
На этом фоне (детском для советского руководства 80-х) понятно, что советская элита мыслила вовсе не в категориях "сохранения во что бы то ни стало". Борьба с привилегиями - также часть революционного процесса и подобна разоблачению культа личности Сталина (в отличии от гордящихся этим культом православных реакционеров коммунисты как-то стеснялись его). А слово "реакционный" во все периоды советской истории было самым страшным ругательством. Позволить же себе официально говорить одно, думать - второе, а делать (втихаря) третье (как это удается руководству современной России) советский строй тоже не мог, потому что не был современной Россией.
Таким образом, в ментальном плане СССР был обречен, поскольку в нем самом был заложен механизм его саморазрушения.
Далее Коэн рассматривает аргумент влияния демократизации на распад СССР:
Это замечательное достижение приводит нас вплотную к излюбленному аргументу тех, кто настаивает, что Советский Союз не мог быть реформирован: советская система и демократия были «взаимоисключающими» понятиями, и, следовательно, первая не могла не умереть от второго[10]. Но даже если так, отсюда не следует, что система была абсолютно нереформируема: отсюда следует только, что ей была чужда демократизация, что, впрочем, тоже спорно. Сторонники этого аргумента полагают, что разрешенная Горбачевым еще до 1989 года относительная свобода слова, политической деятельности и выборов должна была заставить массовые антисоветские настроения — долгое время подавляемые и считающиеся атрибутом оппозиционного системе «гражданского общества» — смести всю систему как незаконную и заменить ее чем-то принципиально иным.
и делает три смелых утверждения:
На самом деле никакой антисоветской революции снизу никогда не было, во всяком случае, в России. В 1989—1991 годах действительно можно было наблюдать рост народной поддержки демократических и рыночных преобразований, а также протестов против диктата КПСС, коррупции и злоупотреблений в партийно-государственном аппарате и экономического дефицита. Но объективные данные, в частности данные социологических опросов, показывают, что огромное большинство советских граждан (порядка 80 процентов, а по некоторым вопросам — еще больше) по-прежнему было против рыночного капитализма и поддерживало основополагающие социально-экономические ценности советской системы, в том числе государственную собственность на землю и другие экономические объекты общенационального значения, государственное регулирование рынка, контроль за потребительскими ценами, гарантию занятости, бесплатное образование и здравоохранение. Или, как выразился один российский историк, «подавляющее большинство населения разделяло идеи “социалистического выбора”»
и
Еще более очевидной была общественная поддержка самого многонационального Советского государства, что подтверждается соответствующими данными. На беспрецедентном референдуме, состоявшемся в России и еще в восьми союзных республиках в марте 1991 года и охватившем 93 процента всего советского населения, 76,4 процента участников проголосовали за сохранение Союза — всего за 9 месяцев до его роспуска. То, что этот результат демократического голосования действительно соответствовал общественному мнению в России — центре предполагаемой народной антисоветской революции, подтверждается двумя обстоятельствами. Даже сам Ельцин поднялся к вершине выборной власти в Российской Федерации на волне всеобщего ожидания реформы, а не свержения советской системы. А роспуск Союза продолжал вызывать сожаление общества все десятилетие после 1991 года, и даже в начале XXI века около 80 процентов российских граждан не одобряли его
Неверным является и утверждение, будто бы антисоветская «Августовская революция» предотвратила попытку государственного переворота, устроенного силовыми структурами с целью навести порядок в стране несколько месяцев спустя после референдума. Вопреки этому распространенному мифу, никакого «общенационального сопротивления» путчу не было. Даже в проельцинской Москве едва ли 1 процент граждан активно противостоял трехдневной танковой оккупации столицы, а в провинциальных городах, в сельской местности и за пределами Российской Федерации процент сопротивления был еще ниже. Остальные 99 процентов, по свидетельству авторитетного российского источника, «лихорадочно скупали макароны и делали вид, что ничего не происходит», или, как сообщал посол Великобритании, выжидали, желая «посмотреть, куда кошка прыгнет». Каковы бы ни были точные цифры, даже члены оппозиции путчу знали, «как мало народа» вышло на улицы поддержать их
Подобное "анатомирование" революции известно давно. Множество реакционных историков доказывало, что несколько тысяч крикунов, взявших Бастилию в 1789, не выражали интересы всего французского общества, что большевики в 1917 также действовали вопреки остальной стране (на выборах в Учредилку и четверти голосов не собрали), что английский парламент, борющийся против короля Карла в 1640-х, выбирало всего 5% населения и т.д. Любая революция может быть представлена (по исполнению) в виде заговора кучки авантюристов, и обычно после таких утверждений делается вывод о всемирном заговоре против ... (нужное вписать).
А что еще остается сделать Коэну, если согласно его концепции все (от пионеров до пенсионеров) были за СССР, а он взял и развалился (не только в территориальном, но и в социально-политическом - о чем упорно не вспоминают современные плакальщики Советского Союза, потому что, если они заявят о необходимости не только восстановления СССР в границах 1985 года, но и о необходимости национализации Норильского Никеля и иже с ним, в следующий раз советскому патриоту на новую книжку с оплакиванием СССР денег не дадут - Коэн, правда, от таких спонсоров независим и такого ограничения не знает)?
Но Коэн дальше (по направлению к теории заговора) не идет, а неожиданно ставит точку:
Итак, у нас не осталось больше теоретических или концептуальных оснований утверждать, что советская система была нереформируемой и, значит, как стало принято говорить, «обреченной» с самого начала горбачевских реформ. На самом деле, если тщательно изучить те перемены, которые произошли в Советском Союзе в период «перестройки» — особенно в 1985—1990 годах, то есть до того, как кризисы дестабилизировали страну, — то окажется, что система была замечательно реформируемой. Но для начала нам нужно точно представлять себе, что такое реформа и что такое советская система.
Как же это "не осталось"? Именно теоретические и концептуальные основания есть. Даже относительная свобода слова приводила к дискредитации правящего режима и единственной политической партии. Мнение населения не есть базовое основание для чего бы то ни было. Если опросить любых пенсионеров в любой стране на тему "надо ли повысить пенсии в 10 раз", гораздо больше 80% выскажется за, но это не сделает реалистичным такое повышение. Даже если 99% населения СССР не явились самолично на баррикады перед Белым Домом, защищать СССР (Янаева, Пуго и кого там еще) не явился вообще никто (даже Жирик, получивший 17% голосов избирателей, не вывел на какие-бы то ни было акции в поддержку ГКЧП даже 1% своих сторонников). В Англии "кавалеры" встали за короля, во Франции шуаны попортили много крови республиканцам, в СССР же (как и в России февраля 1917) на защиту старого порядка не вышел никто. Вообще никто. Почему бы Коэну не исследовать этот феномен? То же самое касается отпадения национальных республик. "Референдумный аргумент" Коэна сродни утверждению, что в 1921 году 90% населения Великобритании было против отделения Ирландии. Никто с этим не спорит, но в самой Ирландии настроения были совершенно другие. В начале 1991 года Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения уже были окончательно потеряны для СССР - их власти вообще отказались в нем участвовать (кстати, за счет, допустим, участия населения этих республик, в большинстве своем настроенного против сохранения СССР, всего по Союзу сторонников сохранения было бы не 78%, а 72%, но это не существенно). Гораздо существеннее то, что Коэн предпочел пропустить, а именно формулировка вопроса референдума. Позволим себе воспроизвести ее:
«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
Понятно? Мне тоже нет. У человека спрашивают - хочет ли он жить в суверенном государстве, со всеми правами и свободами, но это государство будет входить в состав СССР. Тогда что же такое будет СССР? Конфедерация суверенных государств? Что такое "суверенный", человек 1991 года хорошо понимал - еще в прошлом году все парламенты союзных республик, избранные этими самыми 99% населения, приняли декларации о суверенитете, где ясно было сказано, что законы и порядки союзной республики превалируют над общесоюзными. В Казахской ССР вообще была изменена формулировка вопроса референдума на "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств?». Возникает естественный вопрос: а за что голосовали 78% - за сохранение СССР или за суверенитет своей республики? Остальные 22% - понятно - голосовали даже против сохранения малополномочной и несуверенной относительно отдельных республик надстройки в виде СССР за ненужностью таковой - таким образом, Коэн неправ, говоря о ничтожности (около 1%) количества противников СССР - их было, как видим, во много раз больше (кстати, а не столько же ли было сторонников большевиков в момент захвата ими власти в 1917?)
Организаторов референдума можно заподозрить в откровенном жульничестве, поскольку вопрос формулировался как "вы согласны лепить в самую жару снеговика?" И показателен пример Украины. В марте 1991 года на вышеупомянутом референдуме на Украине "за" проголосовало 70,2%. Спустя 8 месяцев - 1.12.1991 на всеукраинском референдуме 90,32% проголосовало за полную независимость Украины от СССР (в т.ч. в Крыму - 54%). С т.з. советских патриотов (если они вообще вспомнят о втором референдуме) - это преступление и подделка жидо-масонов (соплеменников Коэна, кстати))))))) Можно предположить, что люди, под влиянием известных событий, изменили свое мнение (есть, правда, целые политологические направления, которые отрицают способность отдельного человека менять свои взгляды и даже запрещают ему это делать), но разве и в первом, и во втором случае люди не голосовали за СУВЕРЕНИТЕТ Украины?
(продолжение следует)