Еще три статьи Свасьяна в первой части сборника («Россия и демократия» - февраль 1996, «Час челяди» - по мотивам захвата бесланской школы в 2004 и «Россия: мысли вслух» - публикуется только в этом сборнике 2006 года) посвящены России, демократии и их симбиозу. Тут уж Свасьян не жалеет свинских красок и изображает совершенно ужасное зрелище (именно так: изображает зрелище).
Как могло случиться, шепчутся в одной комедии Гоголя, что вся нижняя часть лица нашего заседателя баранья, так сказать? Ответ: Когда покойница рожала, подойди к окну баран, и нелегкая подстрекни его заблеять. — Кому эта интерпретация покажется шуткой, тот пусть поищет более серьезное, научное, объяснение нижней части заседательского лица. Как будто десятки космогонических россказней, вроде «первоначального бульона» или «первоначальной туманности», оттого лишь не подлежат смеху, что относятся к жанру не комедии, а научной теории...
Мы спрашиваем: что значит этот хаос? Ответ, о который мы поначалу спотыкаемся, вполне отвечает уровню плаката: Россия на пути к демократии. То, что политический team at work делает хорошую мину при этом мертвом зайце, едва ли способно уже сбить кого-нибудь с толку. Политики, верящие талейрановскому: «Язык дан нам для того, чтобы скрывать наши мысли», пребывают в плену забавной иллюзии. Ибо если в их говорении что-то и скрывается, то уж никак не мысли, а разве что отсутствие мыслей. Нужно обладать поистине носорожьим оптимизмом, чтобы считать транспарант Россия на пути к демократии вообще мыслью. Это не мысль, а, как сказано выше, отсутствие мысли. Мысль могла бы начаться с вопроса: Что означает слово демократия в условиях русской топики? Иначе: какова реальность этого политико-репортерского номена? Факт хаоса именно здесь обнаруживает себя как теорию, так что некий безусловно фактический ответ на фактический вопрос гласит: Новое, послекоммунистическое, правительство России, после того как оно пришло к трудно вменяемому решению махнуть целое тысячелетие византийского государственного абсолютизма на демократию с фирменным знаком Made in USA, изводится нынче в тщетных поисках отвечавшего бы ему демократического общества.
Что путь России в демократию вымощен благими намерениями, не вызывает никаких сомнений. Что путь этот, с другой стороны, привел в ад, не только не противоречит упомянутым намерениям, но прямо вытекает из них. Можно ли всерьез рассчитывать на сколько-нибудь похожую демократию там, где нет никаких более или менее стабильных признаков саморегулируемого общества? По ответам на этот вопрос можно будет, между прочим, отличить скучных оппонентов от нескучных. Скучные станут возражать и доказывать обратное. Спорить с ними имело бы ничуть не больше смысла, чем пытаться отговорить от публичного пения энтузиаста с отсутствующим слухом. Гораздо более интересными показались бы нескучные оппоненты, скажем, такие, которые, отнюдь не оспаривая приведенного выше довода, возразили бы на него простым и логически обескураживающим чохом: ну и что же из этого? Разве демократия без общества парадоксальнее и абсурднее, скажем, психологии без души или теории познания без познающего субъекта или, на худой конец, теологии без Бога.
Вот сейчас проверим, скучный я или нескучный оппонент. Вряд ли кто-то станет восхищаться российским политическим режимом 90-х годов. И уж точно никто не будет выражать в открытую симпатий к его деятелям (Ельцин так вообще был подвергнут самому жестокому наказанию – с т.з. Клио – забвению: действительно, на нашей исторической карте путинизм следует почти непосредственно за геополитической катастрофой развала СССР). Читая Свасьяна, я будто возвращаюсь в свою первую молодость – в 25-30 лет, когда я писал и говорил примерно то же самое. Вот, например:
У нас тут скоро выборы, а политики и мышей не ловят. Даже Жириновский. Помнится, в 1999 году целый караван автомобилей ездил по южным губерниям с ним на бампере. Уходит эпоха политических кризисов, Кукол", драк в парламенте, сенсаций и т.д. Немного грустно. Нам надо было в СССР выделить "особый политический район" (как в Китае особые экономические зоны) - например, Калининградскую область, и там провести демократический эксперимент (2003).
Приличному русскому национализму принципиально не везет (почти как классической социал-демократии в России), ни в XIX, ни в ХХ, ни сейчас. Нет у нас имперского сознания, не можем мы в массе своей считать себя лучше чеченцев или цыган (не на бытовом уровне), поэтому и вынуждены националисты быть не то якобинцами, не то народниками, не то большевиками (примыкать к ним).
И Жириновский тоже не националист. Что касается «Либеральной России», то они сейчас соперничают с «голосуйте за Ивана!..» 1995 года издания - помните? У меня уже давно сложилось впечатление, что предвыборная реклама – чисто ритуальное действо (кто за коммунистов или либералов – и без рекламы за, а на всех прочих это не действует). Так что сие – искусство ради искусства с почти 0-м кпд. А так все политические группки взаимонепроницаемы. Вот пример: лично знакомый мне местный политолог Л.Кесельман выпустил книгу о годовщине смерти Старовойтовой, в которой уравнивает её с Иисусом Христом (не меньше!) Наивно? Да. Глупо? Да. Не работает на рейтинг демократов? Ни в коем случае! Вот и говорят друг другу комплименты, но к реальной политике это не имеет никакого отношения (тоже 2003 год).
Но у Свасьяна нет главного: нет альтернативы этим печальным констатациям. Вот этим:
Беслан подвел черту. Не только под прошлое с его вот уже скоро двадцатилетие длящимся экзорцизмом à la russe, когда не демоны входили в свиней, а свиньи в демонов, в пополнение большевистского бесовства разгулом либералистического свинства, но и — под будущее. Нельзя ошибиться грубее, резюмируя случившееся в знаке слов: дальше некуда. Дальше — больше. Вопрос: что может быть больше массового убийства детей в первый школьный праздник? Ответ: еще одно такое убийство. Потом еще и еще одно. Пока, наконец, это не станет привычным. Пока какой-нибудь ублюдок пера не заговорит снова о яркости сцен, где борцы за независимость гордой горной страны вынуждают детей пить мочу, прежде чем стрелять им в спину. Когда композитор Штокхаузен восхитился художественной яркостью взорванных башен Манхэттена, концертные агентства объявили ему бойкот, и ни один газетный гек даже не пикнул об ущемлении свободы слова. А всё ведь оттого, что Манхэттен взрывали подлые убийцы. В Беслане сложили голову, ну конечно же, «воины» (этим словом назвала журналистка Политковская отребье, захватившее московский Норд-Ост).
А я знаю, почему Свасьян не предлагает никаких альтернатив. Потому что альтернативы получатся еще хуже этой ублюдочности (ничуть не отменяя статус ублюдочности у ублюдочности, но от этого не делаясь лучше нее), и то, что в 2006 еще только подозревалось, в 2014 стало ясно как день. Защититься от этого сталинского «оба хуже» Свасьян может только за традицией, магической формулировкой «тысячелетие византийского государственного абсолютизма». Ох уж эта традиция… И оправдание и программирование в одном флаконе. Кажется, можно отправление естественной нужды за пределами отхожего места оправдать именно традицией (а чем еще? больше нечем). Что бы делали глупость, невежество, самокастрация целых цивилизаций, если бы на свете не было традиции? Они бы вымерли. Разум и прогресс, наоборот, в традиции не нуждаются. «Ды-к, традиции такие» - это всегда ответ на вопрос: почему реформы не удались? – ведь в ответ на вопрос: почему реформы удались? еще ни разу такого не озвучивали. Традиция – как парадигма неудачничества. И безнадежности.
Однако хочется спросить: а какова же традиция? Неужели это то, что нам пытаются мошеннически продать традиционалисты? Факт выдуманности русского XVII века славянофилами XIX века общеизвестен. Попробуем и здесь разобраться. А то ведь так и жизнь пройдет в плену у традиции, за которой всегда прячется самое омерзительное (все хорошее почему-то не требует оправданий). Утверждение, что все советские генсеки (начиная со Сталина, хи-хи – Ленина пропускаем) были и.о. царя, Свасьян публикует априори (хотя это всего лишь шутка кинорежиссеров в экранизации Булгакова). Я понимаю отчаявшихся русских эмигрантов 1930-х, которые уже были согласны и на династию Джугашвили. Я не понимаю современных «историков». Ну и что, что жил в Кремле? Разве это автоматически делает «царем»? Метафизический ум неоправославных неоплатоников останавливается на этой констатации, которой они даже не пытаются подыскать какие-то аргументы (для верующего, не будем забывать, озвучивание тезиса равнозначно его доказательству – такое вот овеществление духа; Свасьян там дальше предлагает именно такую стратегию апологии духовности). Но мы-то не метафизики. Да, республиканская Франция занимала то же пространство, что и Королевство Франция, и имела схожие внешнеполитические проблемы, но разве это автоматически делает президента королем? Почему тогда генеральный секретарь ВКП(б) – партии атеистов и материалистов должен неминуемо быть православно-самодержавным царем? Только для того, чтобы современные державники не чувствовали себя одинокими и случайными в российской истории? Стремление же Ельцина-Путина к личной власти тоже не есть признак монархизма. Питерский историк гражданской войны и революции А.Щербаков резонно замечает, что само по себе стремление к личной власти (Ленина, Робеспьера, Фиделя Кастро) не делает их монархистами. Столь же непростой вопрос: а были ли «царями» древнерусские князья? Можете поинтересоваться на досуге. Кстати, ни один русский царь звания заслуженного святого не удостоился (Николашка не в счет), и то, что среди князей таковые были, те же славянофилы совершенно справедливо относят на счет нетрадиционной непочтительности русских к царской власти.
И еще – убийственный вопрос: а как же Господин Великий Новгород? Эта русская цивилизация с ее традициями? Эти едва ли не поголовно грамотные горожане, изведавшие дальние страны и указывавшие зарвавшемуся князю путь (древнерусская вежливая формула современного: пошел на…), выбиравшие себе епископа (Гундяя не выбрали бы точно) и преисполненные достоинства, что вполне сохранилось у поморов (эпизод из «России молодой»:
--Ты, что ли, будешь Рябов Ивашка?
--Не Ивашка, а Иван Савотеевич…)
Я задавал этот вопрос современным традиционалистам и присутствовал при задавании его же другими людьми. Вы, наверное, уже догадались, каков был ответ. Если б они были чуточку меньше рафинированными интеллигентами, мне бы самому указали путь. А так извлекались из запасников традиционалистической самообороны жидо-масоны, еретики, стригольники, черт знает кто еще. Русский человек не может быть демократом, а Новгорода не было. Я ведь с садистской ухмылкой требовал от традиционалистов самоотрицания. Вот они и… выглядели лично оскорбленными.
Другой эпизод русской ментальной истории. Когда я занимался выборами в Учредительное Собрание, я почти физически почувствовал (историческое событие прошлого может вызывать физическое ощущение, как телевизор будущего сможет передавать запахи) многоголосую Россию, которая пришла к избирательным урнам решать свою дальнейшую судьбу в ситуации отсутствия в стране какой бы то ни было власти, кроме власти дворников. Век, а то и больше славянофилы (заматеревшие, к концу XIX века окончательно перегрызшие свою либеральную пуповину, соединявшую их в декабристские времена с германским Тугенбундом) с успокоением, западники с раздражением твердили, что русский мужик – царист по определению. И что же? Несколько мелких православно-монархических партий «русского мира» в сумме набрали 1% (!) голосов и провели всего одного депутата от Самарской губернии. Назвать же русского крестьянина, голосующего за эсеров или большевиков, монархистом – значит просто сбрехать, цинично и… традиционно. Они не виноваты, что их голоса в итоге пропали. Ох, не попадайтесь русские традиционалисты на узкой тропинке избирателям 1917 года! Они высказались, и лучшим памятным знаком этому событию в русской истории было бы празднование дня открытия Учредительного Собрания как Дня Достоинства. У традиционалистов праздники другие: День Порки и т.д.
Итак, получаем достаточно куцую традицию царизма в России (где-то между 1547 и 1907 годами: 360 лет из 1152 – 31%, не много, ни мало). Историки уже давно (с трудов Соловьева и Ключевского начиная) объяснили все эти метаморфозы: в процессе переселения днепровских славян на Оку и Волгу родовая община сменилась соседской, укрепилась власть церковного прихода, а заодно и княжеская власть стала заведомо сильнее боярского общества. Потом ордынское нашествие и два с половиной века влияния тех, уж точно нерусских традиций (да, в федеративной России придется уживаться с тюркским патернализмом, над которым смеялся еще Орхан Кемаль, придется выделять анклавы «ханств», мирясь с неизбежными при такой системе периодическими кровавыми клановыми войнами в них; ведь для экспорта по всему миру «Камазов» оправдание традициями не нужно, а для клановых разборок без них не обойтись). Победа Москвы (как военного лагеря) над богатыми торговыми городами Верхней Волги в удельной войне 1425-1455 гг. окончательно спрямила путь Московии. Кульминации царизм достигает в XVI-XVII веках, но и тогда царей выбирали, а сборники законов принимали на Земских Соборах, которые ничего общего не имели с церковными. Русское Просвещение (с Петра) естественным образом начало размывать царизм. Можно сколько угодно ужасаться насильственному брадобритию, но именно петровская эпоха воспитала целое поколение конституционалистов (1730 год). С тех пор царизм стал всего лишь попыткой остановить Россию, повернуть ее вспять, а в XXI веке вообще увести с «Главной Последовательности» (как в астрономии) развития человечества, чем бы это не оправдывали: закономерностями возрастов гумилевского суперэтноса или жидо-масонским заговором под видом демократии. Вопрос: зачем царизм в 2014 году? имеет простой ответ. Есть идеологемы, которые никогда не наберут столь ненавистного Свасьяну большинства голосов (теософия в т.ч.) На что еще надеяться их идеологам, как не на помощь царя, которого по пьянке можно сагитировать применить заведомо непопулярную идеологему на практике? Например, когда мы читаем Старикова о Сталине, там ведь на страницах повествования не Сталин, а Стариков. Согласитесь, отличие есть, и очень даже существенное. Но каждый идеолог считает себя математиком (очень неприятное для Свасьяна – см. ниже – отождествление), чью высшую математику пипл не поймет, а поэтому нужен безальтернативный царизм. Вот и философия…