Бенни !
> Формальный подход помогает избавиться от субъективизма
> только при _описании_ мировоззрений. Оценки все равно субъективны.
Во всяком случае, мера субъективности оценки
при формальном описании и предвзятой трактовке
существенно различается.
>> Это естественно. Поскольку Вы - агностик, то любые аргументы
>> относительно бога Вы автоматически называете неубедительными.
> Наоборот, я - агностик, потому что они меня не убеждают.
Заключаем, что
агностик - тот и только тот, которого агрументы
относительно бога не убеждают и убедить не могут.
> Это не доказательства _реальности_ чудес, а аргумент в пользу их _возможности_. Впрочем, действительно малоубедительный, признаю.
Малоубедительный аргумент в пользу возможности ?
Это меньше, чем ничего.
> Они считали, что всемогущество - это способность делать все внутренне непротиворечивое (не парадоксальное). А К.С. Льюис - английский писатель и христианский апологет.
Разумеется, ведь Фома - классик схоластики.
Но разве сейчас Средние Века ?
В рамках диалектики внутренние противоречия
не являются чем-то неестественным, более
того, выступают источником развития.
И вообще Фома смухлевал: выдал
номинальное определение всемогущества,
в котором это всемогущество ограничил.
> Но те же законы сохранения в релятивистской физике имеют иной вид,
> чем в классической, и тем не менее и то, и другое - наука.
Формулы, понятно, разные. Но суть одна: ничто не возникает
из ничего и не исчезает бесследно.
>>> Да. Но как отличить естественные законы от <сверхъестественных>?
>> Те законы, которые может понять человек, суть естественные.
> Сейчас мы не понимаем законов многих явлений. И откуда мы можем знать,
> поймем мы их или нет? Очень ненадежный критерий получается.
Как хочется все понять сразу...
Хорошо. Даю определение "сверхестественного закона":
Если некоторое явление не может быть объяснено с точки
зрения современной науки, но объясняется некоторой
религиозной доктриной, причем данное объяснение
верифицировано, фальсифицируемо и
обладает предсказательной силой в отношении класса
сходных явлений - то данное объяснение назовем
"сверхестественным законом".
> Далеко не любые. Религии тоже эволюционируют.
Разумеется, религии мутируют. Но на каждом отдельном
этапе - это жесткие системы догматов. По поводу
разночтений и пресечения показательна судьба
Толстого.
> Агностицизм относится к метафизике, а не к этике. Агностик может
> считать джихад злом независимо от того, кем он предписан - Богом или людьми.
Религии, атеизм и агностицизм - формы мировоззрения.
Мировоззрение есть единство метафизики, этики и эстетики.
В этом смысле религии и атеизм являются целостными системами.
Первые выводят добро из бога, второй - из разума и целесообразности.
На каком основании агностик будет считать джихад злом ?
Если на основе собственного разумения - то этически
он будет атеистом. Если на основе божественной воли -
верующим. От него логично ожидать той же неопределенной
позиции в этике, что и в метафизике.
То есть, настоящий агностик должен допускать возможность
того, что джихад злом не является.
> Даже по официальному учению РКЦ, догмы не противоречат разуму.
Еще как противоречат. Догмат "Бог един в трех лицах"
традиционно считается умонепостигаемым.
"Верую, ибо абсурдно".
> Просто разум у каждого свой.
Лишь до определенной степени. Некоторые утверждения
могут приниматься лишь разумом, находящимся в
состоянии безумия.