Возвращаясь к теме совместимости науки и религии. Интересные мысли на сей счёт были высказаны в своё время великим писателем-фантастом Гербертом Уэллсом. Он сегодня опять популярен в массах в связи с экранизацией его романов, в т.ч. «Война миров». У Бертрана Рассела, конечно, есть более капитальная работа - книга «Религия и Наука» (
http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL_6.HTM). Но Г.Уэллс подходит к проблеме, как и положено писателю, с оригинальных позиций и более эмоционален в своих оценках.
Конфликт из-за неточных названий "религия" и "наука" объясняется весьма просто. Духовенство, которое в прошлом направляло и контролировало поведение людей, считало необходимым иметь мифологию для истолкования морального конфликта человечества, и с этой мифологией оно тесно связывало свой моральный кодекс. А все объяснения оно основывало на догадках и только на догадках, совсем как первобытные люди. Оно создало миф о сотворении мира и указало точную его дату, сочинило историю о рае, грехе и падении и на этой основе построило обширную, сложную систему своего влияния на человечество, сделав веру в эту мифологию сутью религии я при этом отбросив многие важные стороны религиозной жизни. Большинство религиозных конфликтов, войн и гонений было связано с вопросами определения смысла слов. Вспомним, сколько крови пролилось из-за слова filioque [филиокве (лат.) "и от сына" - католическое добавление к "символу веры", было утверждено на Толедском церковном соборе 589 года; оно явилось причиной борьбы и постоянных раздоров между католической и греко-византийской церквами; споры ведутся богословами до сих пор]. Атаназианская вера - это фантастический набор немыслимых определений.
С развитием натурфилософии древняя надуманная мифология стала вызывать сомнение. Люди начали постигать новую историю _жизни во времени_, и это понимание угрожало духовенству, его авторитету, догмам, церковным церемониям, его власти над судьбами людей. Священники не могли допустить и мысли, что религиозная жизнь возможна без их лелеемой мифологии, и, естественно, делали все, что было в их силах, чтобы убедить добрых, простодушных, веривших им людей в том, что новая наука означает конец религии вообще. Не надо ее слушать, не надо изучать.
Что с точностью до несущественных деталей мы наблюдаем и ныне. Церковники весьма успешно лезут у нас в управление и воспитание со своими методами и нравоучениями, буквально на каждом перекрестке продолжают строить всё новые и новые храмы, благославляют верующих на шествия по дорогам с мощами и иконами, перекрывая движение транспорта, звонят в колокола и не дают людям спать и т.д. Распоясались и управы на них нет никакой. Похоже, что сегодня у нас дело обстоит хуже, чем в Англии во времена Уэллса…
Между тем расширение познаний о великом прошлом и неизбывная вера в возможности человечества вовсе не означают конец религии, а скорее ее перерождение. Но как мешает нам эта непродуманная, опрометчиво выраженная мысль! Как жестоко мы расплачиваемся за небрежное, безответственное заявление. В мире, жаждущем единой религии, способной объединить нас с нашими собратьями, мы все еще отказываемся признать эту жажду и терпим мертвые религии, такие же мертвые и несостоятельные, как те языки, за которые они цепляются. Подобно тому, как финансовые и собственнические интересы, отжившие обычаи мертвого прошлого борются против явной необходимости охранять мировые ресурсы, подобно тому, как правительства с их узкими государственными границами ведут отчаянную борьбу против всеобщего федерального мира, так и могучие религиозные организации - те самые люди, которые в душе сказали себе "бога нет", а публично отстаивают монополию на его имя, - используют любое смятение умов, чтобы препятствовать развитию солидарности науки и религии, солидарности, так необходимой сейчас миру.
Солидарность науки возможно лишь с честными организациями и людьми. По поводу языка. Г.Уэллс был убеждённым сторонником создания единого международного языка общения на базе английского. Эсперанто не подходит так как придётся начинать просто с нуля. С английским будет гораздо быстрее. Однако он считал, что для подобной миссии английский язык нуждается в значительном реформировании, подготовке и постоянном развитии через комитет. Ему, в частности, Бернард Шоу сказал, что для алфавита международного языка требуется 41 буква. Видимо кое-какие буквы можно было бы взять и из кириллицы.
В заключении
Кое-кто из вас скажет: "Мечты. Несбыточные мечты!"
Возможно, так оно и есть. Очень может быть, что несбыточные. Но, говорю я вам, если вы не разделите эти мечты, если в течение оставшегося у нас короткого времени не сделаете все возможное, чтобы их претворять в жизнь, то вместо сна наяву на вас обрушатся новые кошмары, на вас и на ваших близких, на всех, кто вам дорог.
Не знаю, что испытывает тот, кто принадлежит к виду, не сумевшему приспособиться. Свои семьдесят пять лет я прожил в эпоху прогресса, но я могу представить себе, как горько будут расплачиваться наши дети и дети ваших детей, вся молодая поросль, - расплачиваться позором, нуждой и лишениями; могу представить себе их жизнь, уродливую, нездоровую, звероподобную, пока Природа, не спеша и не медля, как это ей свойственно, не сметет их с лица земли.
Конечно, по вопросу взаимопонимания между людьми теперь мало что изменилось. Мир по прежнему в целом ведёт нездоровую мышиную возню со спичками на пороховой бочке. К войнам добавились терроризм и дополнительные социальные угрозы. Мозги людей не справляются с анализом политических ситуаций, принимают неадекватные решения, лезут напролом и толкают управляющий аппарат в болото. Природа и возможности организма «венца творения» остаются на уровне каменного века, в то время как жизнь с каждым годом продолжает усложняться. Уэллс считал, что дело можно исправить научным воспитанием людей на протяжении нескольких поколений. Он ещё не знал, что расчёт на поколения в условиях экспоненциального роста сингулярных технологий (био-, нано-, инфо-, теле-) неприменим – у нас просто нет времени на раскачку. Тираны, секты или машины обязательно выйдут из под контроля. К счастью появилась возможность чисто техническим путём решить проблему согласования развития всего человечества – путём симбиоза человека с машинной в составе глобальной телекоммуникационной сети. Все прочие пути ведут к неизбежной гибели цивилизации или её стагнации, что равносильно ожиданию гибели.
Далее
Я мог бы на этом закончить. Это эффектный конец, эффектный с литературной точки зрения; но он не совсем оправдан. Таков естественный ход вещей. Я полагаю, что мы по-прежнему идем к краху, к вымиранию, но мы должны заниматься обсуждением не хода вещей, а чего-то более определенного, и тут нам придется столкнуться с двумя труднейшими проблемами - количественными определениями, определениями временными и пока еще едва заметным процессом развития массовой психологии. Возможно, что мы вступаем в промежуточную фазу умственной усталости и в фазу лицемерных, двуличных религиозных войн. Когда я говорю: религиозные войны, я, разумеется, имею в виду крестовые походы и грабительские войны, которые ведутся во имя мертвых религий, еще обременяющих нашу планету. Мертвая религия - все равно, что дохлая кошка: чем она больше окостенела и протухла, тем она лучшее метательное оружие. Вызываемые этими войнами беспорядки и волнения могут то здесь, то там создать разумным, настойчивым людям условия для претворения в жизнь этой извечной задачи - разработки структуры мирового порядка и мирового общественного мнения. Это не оправдание, чтобы медлить, но это убеждает нас в том, что надежды необходимо сочетать с решимостью выполнить задачу, которую ставит перед нами Пришелец из Будущего.
Касательно дохлых кошек Г.Уэллс, конечно, метко подметил, но что печально - так это то, что спустя 65 лет после написания статьи эти самые кошки до сих пор пухнут со страшной силой. Не видоизменяются, а пухнут. Может быть каждая религия может ожить, в смысле перестав быть догматической и закостенелой? Произошла бы катастрофа. Но тогда, чтобы избавить людей от дальнейших конфликтов на религиозной почве, было бы лучше, наверное, если бы на Земле образовалась лишь одна объёдинённая религия. Однако потом и она, как и все религиозные выдумки, за порогом автоэволюции людей и машин должна неизбежно разделить участь прочих художественных произведений – занять своё достойное место в разделе мифов и легенд. Полный текст статьи Г.Уэллса «НАУКА И МИРОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ» можно найти по адресу
http://lib.ru/INOFANT/UELS/articls2.txt или в издании "Собрание сочинений в 15-ти томах. Том 15". М., "Правда", 1964 (Б-ка "Огонек").