Дух это то что связывает Бога и Человека. А что связывает Человека и Человека?
Человека и человека связывает многое. Человек для человека - есть биологческая необходимость. Без общения человек постепенно деградирует. А вот ощущение, названное "духом", связующим человека и "Бога", есть фантазия, что есть некто невидимый, кто наблюдает и заботится о тебе. Производная от привычки воспринимать действительность как отношения ребенок-родитель. Следовая инфантильность, по-другому.
В случаях параноидальной шизофрении этот "дух" является откровенно патологическим ощущением.
Насет "Я". Не нужно забывать, что "Я" есть и у животных, только они не рефлексируют его и не строят абстрактных умопостроений в отношении него. Кроме того, человек - более социализированноле существо, и, таким образом, обладает и социальным "Я". Если мы хотим понять в чувствах, куда денется наще социальное и биологическое "Я", т.е. чтобы представить нашу судьбу, как индивидуумов, надо идти по пути дзен, где этот вопрос - в числе центральных.
В "Алтарной сутре" китайского буддизма "шестой патриарх" Хуэй-нэн на вопрос об истинной реальности отвечает так:
"Оставь все понятия о добре и зле и яви свой лик первозданный, что был у тебя до рождения твоих отца и матери". Таким образом, патриарх указывает на изначальное недифференцированное состояние существа, предшествующее его "отделению" от прежнего единства. Это отнюдь не лишено рациональности (при всей апелляции к чистой иррациональности), потому что действительно мы когда то не имели "Я", так что это состояние "не-Я" является неотъемлемой и естесственной частью каждого существа, в том числе и человека, и которое н совершенно непринужденно способен обнаружить в самом себе как первичную основу своего существования.
Чтобы все это представить образно, приведу слова дзенского мастера современности роси Судзуки.
В Йосемтском национальном парке есть несколько водопадов.
Самый высокий из них достигает 402 метра и его вода летит вниз подобно занавесу, наброшенному на гору с самой высокой горы. Кажется, вода падает не так быстро, как можно было бы ожидать, из-за большого рассояния, течеие представляется очень медленным, и вода льется не одним потоком, а делится на множество стуй. Издалека они кажутся занавесом, и я подумал, что для каждой капли воды падение с вершины такой высокой горы должно быть очень трудным переживанием. Знаете, нужно время, много времени, чтобы вода в конце концов, достигла дна водопада. И мне кажется, что наша человеческая жизнь, пожалуй, похожа на это явление. Но в то же время, подумал я, - вода сначала не была разделенной, это была одна целая речка. Только тогда, когда она подверглась разделению, она действительно испытывала трудности при падении. Когда вода составляет одну целую речку, она как бы не имеет никаких чувств, и только разделенная на множество капель, она может начать что-то чувствовать /как отдельное существо, добавил я, Atmel/ или выражать какие-то чувства. … …
До своего рождения мы не имели чувств, мы были едины со вселенной … После своего рождения мы отделяемся от этого единства подобно тому, как вода, летящая вниз со скалы, разделяется ветром и скалами, и тогда мы имеем чувства … Наша жизнь и наша смерть – это одно и то же. Когда мы постигаем этот факт, у нас больше нет страха смерти, нет никаких действительных трудностей в жизни.В этом абсолютном интуитивизме нет ничего, что бы противоречило науке и атеизму, при этом все это является антиэнтропийным фактором, гармонизирующим наше существование, потому что человек, познавший состояние "не-Я", способен сочетать одновременно и чувственное, индивидуальное существование, и принадлежность макрокосму и вечному. Все здесь - в функции его интуитивного выбора.