Авторские форумы, блоги, сайты > Блог Rufus

Первобытные деисты.

(1/4) > >>

Rufus:
Интересная вещь открылась при изучении политеистических религий этнографами.
Почему-то во "многобожии" Верховный бог-Творец мира не получает никакого респекта, ему не молятся и не приносят жертв, считая это бесполезным. Этнографы 18 века вообще считали первобытные народы  деистаим. Вот например Крашенинников сообщает о камчадалах (ительменах) .: Творца они совершенно не почитают, но напротив, подвергают всяческому поношению и насмешкам по той причине, что он-де плохо устроил землю - создалгоры, тайгу, пропасти, вулканы. Что не от бога зависит счастье и несчастье, а от человека зависит всё.
Откроем энциклопедию "Мифы народов мира", т.1, статья "Боги", стр. 177. В мифологиях некоторых народов Бог-творец выступает как существо, утратившее интерес к созданным им некогда миру и людям, поэтому бесполезно обращаться к нему с какими либо просьбами и молитвами. Таковы образы "праздных богов" в мифологических представлениях многих народов Африки. Образ Бога-Творца не имеет заметной роли (или отсутствует совершенно) и у индейцев Америки.
В греческой мифологии боги, первоначально создавшие мир, давно отстранены от власти новым поколением богов. В индуизме все почитание достается Вишну, поддерживающему мир или Шиве-разрушителю, а Творцу мира - Брахме - почти не поклоняются. В вуду Творец, Дамбала-Уэддо, радужный змей, покинул этот мир, создав его.

Lara Croft:

--- Цитата: "Rufus" ---Интересная вещь открылась при изучении политеистических религий этнографами.
Почему-то во "многобожии" Верховный бог-Творец мира не получает никакого респекта, ему не молятся и не приносят жертв, считая это бесполезным
--- Конец цитаты ---
Не было централизованного начала в общественном укладе, не было империй, которые нуждались в религии, которая служит объединению многочисленных народов под общим началом, поэтому и демиургов местные этнические жрецы отправляли в игнор. Религия всегда являлась политическим инструментом, этнографические исследования это только подтверждают.
Однако, даже в язычестве присутствует иерархия богов, что отражает устройство общества и в этнических узких племенах. Высших руководителей общества наделяли высшей божественной силой, определяя их в боги при жизни, наделяли их способностью воскрешать после смерти. К примеру, воскрешение Пакаля

Rufus:
Н.В. Слюнин Охотско-камчатский  край. т.1, Спб, 1900.
Коряки бродячие (кочевники-оленеводы)  имеют высшее божество Этынмалян, живет на небесах, не имеет никакого отношения ни к человеку, ни к миру вообще: он создал человека, тогда как землю - Куйкинах, другой бог, потом совсем куда-то скрывшийся. Злого духа не признают, о загробной жизни не имеют представления. Для них важен Аппапель, этот умный и добрый старик, который в древности жил и ходил по земле, преподавая корякам кодекс нравственной и житейской мудрости.
Пешие (оседлые) коряки признают высшее существо, хозяина всего мира, обитающего на небесах, приносят ему в жертву собак, особенно при эпидемии или голоде, причем сильно тратятся.

(Для сравнения приведу выдержку из словаря Брокгауза-Эфрона о коряках: По отзыву Кеннана, оседлые коряки склонны к пьянству, разгулу, воровству и обману; кочующие, напротив, отличаются прямотой, благородством, гостеприимством и чистотой семейной жизни. Оседлые Коряки исповедуют православие, кочевники в большинстве принадлежат к шаманству. Связь между повышенной религиозностью и аморальностью, сниженной религиозностью и благородством - налицо)


Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. М., 1998
Верховный бог-демиург Торум. К нему не обращались ни  с молитвами, ни с жертвоприношениями.

Арсеньев Ф.А. Зыряне и их охотничьи промыслы. М., 1873.
Однако ж, ...зыряне имели понятие о боге Вышнем, живущем на небесах, который, по их понятиям, печется только о надзвездном мире, люди же недостойны воссылать к нему своих молитв, но должны обращаться с ними к чадам его - духам и идолам, управляющим землею. Это непостижимое существо называли они общим именем Ен, не делали изображений его, не посвящали ему и кумирниц, полагая, что смертные, одержимые всегда духовной немощью, не могут иметь с ним сообщений, и в нуждах обязаны относиться к богам меньшим...

Lara Croft:
Понятно тогда, почему все эти чукчи никак не дотянулись даже до минимума цивилизации.

Знаете, чем ниже Бог, тем ниже критика.
А вот, чем сильнее Бог, то и сильнее критика в виде гуманизма  :D

Lara Croft:

--- Цитата: "Rufus" ---Арсеньев Ф.А. Зыряне и их охотничьи промыслы. М., 1873.
Однако ж, ...зыряне имели понятие о боге Вышнем, живущем на небесах, который, по их понятиям, печется только о надзвездном мире, люди же недостойны воссылать к нему своих молитв, но должны обращаться с ними к чадам его - духам и идолам, управляющим землею. Это непостижимое существо называли они общим именем Ен, не делали изображений его, не посвящали ему и кумирниц, полагая, что смертные, одержимые всегда духовной немощью, не могут иметь с ним сообщений, и в нуждах обязаны относиться к богам меньшим...
--- Конец цитаты ---
Угу, недостойность землян, действительно, присутствует во всех религиях.

Это опять же идет от приматов, у которых есть альфа-самцы.
И есть те, которые хотят стать альфа-самцами.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии