Обычно под познанием понимаются осознанные действия человека по приобретению знаний о том, что есть, ради осознанных целей. Получается, человек сел (как у Родена), подумал о целях и начал познавать. Возможно, так приобретаются знания. Хотя, вообще-то, знания появляется не только при осознании целей, но и по самому факту природного существования человека. Нас с детства преследует вопрос «почему» и желание закрыть этот потенциально бесконечный ряд имманентный нашему существованию. Отсюда и появился извечный вопрос о начале Вселенной. Онтология сформулировала эту проблему в виде основного вопроса философии, противопоставив нематериальный, но обладающий «разумностью» Дух и «неразумную», но имеющую три материальных атрибута Материю. Из-за этого противопоставления вопрос завис и «висит» до сих пор в разных формулировках. Версия, изложенная в статье, пытается показать, что подобный подход к вопросу о начале Вселенной не единственный.
Методически рассмотрение текста предлагается вести последовательно по предложенным автором «шагам». В связи с невозможностью «живого» общения, с каждым оппонентом автор работает самостоятельно. По то же причине, чтобы обсуждение не «разбежалось» в вырванном из разных мест многотемьи, оппонент последовательно рассматривает каждый шаг и сообщает своё мнение о его содержании с обоснованием замечаний или присоединяется к мнению другого оппонента. Для удобства обсуждения шаги нумеруются, и автор частично подсказывает то, мнение о чём он хотел бы увидеть. Просьба рассматривать только отмеченные автором шаги без пропуска и, не забегая вперёд. В начале 90-х методика была апробирована в обсуждении, длившемся в течение нескольких семинаров и позволила сделать вывод по их завершении.
Статья написана в июне 2014г. Будет переноситься по частям по мере обсуждения.
«О начале Вселенной (философская версия дилетанта)».
Введение.
1 Вопросом «О начале вселенной» исторически занимались философы. Корректного ответа пока нет, хотя поиск его продолжается. Эйнштейн когда-то писал: «Есть проблема! Нет решения. Все это знают. И вдруг приходит кто-то, кто не знает, что решения нет, и решает проблему!». Профессионалы знают. Так что, похоже, это сказано о дилетантах. Философы отошли от онтологии во многом из-за того, что «зациклились» в определении общих понятий. Дилетант не обременён этими знаниями и, руководствуясь известным советом Горация: «Отважься быть разумным!» и сентенцией: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» из «Приключения капитана Врунгеля» может предложить свою терминологию и начать концепцию с неё.
Философы «зациклились» в определении общих понятий. Начинать формирование концепции надо с формулирования её терминологии.
2 В отсутствии философов рациональную точку зрения в проблеме «начала вселенной» представляют естественные науки, которые, по сути, в качестве этого начала предлагают лишь то, что можно описать математически. Науке противопоставляется эзотерика. И это стало модой. Всё очень просто. Не утруждая себя обоснованиями, вам предлагают различные варианты начала. Остаётся только поверить. По факту, дискуссия между религией и наукой не может быть корректной и часто происходит в следующем упрощённом виде. Верующий: «Бог есть!». Сомневающийся: «Докажите». Верующие «А вы докажите, что Его нет!». Из-за различия критериев некоторые богословы, например, Вл.С. Соловьёв, предлагают разделить пространства иррационального обсуждения и рациональных доказательств. При этом атеисты должны признать за верующими право на личную веру, а верующие не демонстрировать агрессивное отношение к сомневающимся, и придерживаться мудрых слов Будды: «У человека есть вера. Насколько он говорит: «Это моя вера», настолько он утверждает истину. Но вслед за этим ему не следует делать окончательный вывод: «Только это является истиной, всё остальное ложно» (17, с.47). И, ещё, о моём отношении к Библии. Это – великая книга, но не только из-за своей сакральной значимости для верующих, но и из-за того, что это одна из первых антологий в мировой литературе, в которой в разных литературных формах народ отразил свою жизнь на уровне своего мировоззрения. Чуковский в своих воспоминаниях писал, что Горький, предполагал начать с неё серию книг, которая в начале 70-х была издана под названием «Библиотека всемирной литературы» в 200-х томах, но без Библии. Формировать концепцию методически предлагается «по шагам».
Этот «шаг» характеризует позицию автора. Поэтому, просьба, рассмотреть его подробно.