...Каким образом отражение способно овеществиться в результате сознательно-трудовой деятельности - не знаю.
Пардон, но я бы сказал словами К. Маркса: "
опредметится в результате сознательно-трудовой деятельности". Советская психологическая наука, как мне представляется, неплохо изучила этот процесс.
Склеено 10 Июнь, 2019, 21:10:13 pm
...Бытие – материально, сознание – идеально. Каким образом материальное может определять идеальное? Только путем взаимодействия.
Снова прошу прощения, но вопрос меня сильно заинтересовал. Философски мы представляем себе что такое идеальное, но частнонаучного описания идеального у нас нет. Если идеальное - это функция гиперсети сети нейронов головного мозга, то можно сказать, что материальное не только определяет идеальное, но и порождает его, тогда можно предположить, что материальное не взаимодействует с идеальным, но идеальное есть результат, функция взаимодействия материальных систем друг с другом, где идеальное - второстепенный побочный продукт этого взаимодействия. Иначе говоря, идеальное - иллюзорное свойство (в смысле не оказывающее никакого влияния на материальное, не взаимодействующее с ним) материальных высокоорганизованных биологических систем. Может быть, поэтому наших мыслей всегда недостаточно, чтобы изменить материальный мир или как-то повлиять на него? Как говорится, сколько ни говори "сладко", но сладко на языке не станет. Практика доказывает, что идеальное не оказывает влияния на материальное (процесс опредмечивания не будем брать в расчет, как и трудовую деятельность человека). Мыслью, желанием невозможно излечить или вызывать болезнь, продлить жизнь или получить высокооплачиваемую работу. Одной мыслью невозможно даже рану на пальце залечить. Это все доказывает нам, что идеальное в целом не является материальным, но и реально существующим явлением тоже. Возможно, Метцингер прав, когда пишет о сознании как о феноменальной модели, которую строит мозг, реально не существующей.
Однако, с другой стороны, природа субъективной реальности и состоит в том, что она существует только, и только субъективно. Само существование у нас можно разделить на объективное существование и субъективное существование. Взаимодействуют ли они друг с другом? Непосредственно, скорее, нет. Опосредовано, скорее, да. Как? Субъективно существующее - отражение объективно существующего, где отражение есть материальный процесс репрезентации, можно сказать, того же взаимодействия объективной реальности (материи) с телом, нервами, клетками организма, обладающего психикой, то есть центральной нервной системой с головным мозгом. А вот то, что функционально порождается телом, нервами, клетками организма с ЦНС, можно называть идеальным, субъективной реальностью. Отсюда, я хотел бы сделать вывод о том, что сама материя непосредственно, прямо не взаимодействует с идеальным, хотя, признаю, такой вывод условен и относителен, так как с точки зрения онтологии, тело и нервы - тоже материя, хотя и идеальное, с этой точки зрения, тоже вид материи.
Интересно, что тело в чем-то зависит от нашей воли и сознания, следовательно, не является материей, если исходить из ленинского определения. Хотя, опять же, возможно, мы ставим телегу впереди лошади. Те же суицидники, скорее, не сами решают умереть, а получают такой коктейль гормонов, что думают, что решают.
Одним словом, сам вопрос о взаимодействии материального и идеального - это еще проблема.
Сознание возникает в виде нового качества (качественный скачок) при усложнении организации материи выше некоторого критического порога. Это азы диалектики. Поэтому нет необходимости искать рудименты сознания в мертвой природе и говорить о каком-то отражении.
Позвольте мне отметить, что отражение не является синонимом сознания. Отражение как материальный процесс репрезентации или диалектического взаимодействия свойственно всем материальным системам, в том числе неорганическим.