Автор Тема: Формальная логика и диалектика.  (Прочитано 225191 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 615
  • Репутация: +13/-0
Формальная логика и диалектика.
« : 11 Сентябрь, 2006, 20:14:45 pm »
Исходя из опыта предыдущей дискусии по вопросам соотношения логики и познания мира, я предлагю уточнить тему, и поговорить о соотношении диалектики и логики. моя задача - убедить уважаемых оппонентов, что между диалектикой и логикой нет противоречий, что диалектика - отрицает метафизический принцип, характерный для формальной логики, а поэтому данная логика не может считаться всеобъемлющей.

Вопросы эти - философские, мировоззренческие, но для полноценного познания действительности очень важны.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
Re: Наука логика и диалектика - кто кого?
« Ответ #1 : 12 Сентябрь, 2006, 01:49:03 am »
Цитата: "Vivekkk"
метафизический принцип, характерный для формальной логики
Вивеккк, извини, но в этом я с тобой не соглашусь. Почему ты считаешь, что формальная логика основана на "метафизическом принципе"?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 615
  • Репутация: +13/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 12 Сентябрь, 2006, 03:23:27 am »
Коль-амба
Цитировать
Почему ты считаешь, что формальная логика основана на "метафизическом принципе"?

Так как логика может быть успешной только при абстрагировании предмета от его взаимосвязи  с другими объектами бытия. В реальности не бывает так, чтобы какой-то объект был независим от других, не бывает неизменных объектов и т.д. А это черты метафизики, а именно:
- изолированность объекта
- нет его взаимосвязи с другим явлениями
- др. (не имеющее отношения к теме).

Я даже скажу, что метафизика необходима для познания, познав предмет нужно не забывать его место в грандиозной системе материальных явлений. Данное положение и выражается в правиле - единство времени, отношений, пространства и т.д. Только при соблюдении этих условий логика по необходимости достигает истины.

Забвение же метафизической сущности логики приыодит к ее вырождению - софистике, когда доказать можно все что угодно.

Наше мышление, чтобы быть логичным, правильным должно быть непротиречивым (формальная истинность) и адекватным (материальная истинность), но сам мир явлений полон противоречий, исключений из правила, то есть налицо "нелогичность" мира, чтобы не назвать мир абсурдом и не закрыться в скептицизме и субъективном идеализме необходимо обращаться к диалектике.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #3 : 13 Сентябрь, 2006, 00:34:24 am »
Я почему спросил-то: просто почти вся наша математика (геометрия) основана на формальной логике; но чтобы её (математику, кибернетику) называли метафизичной - это, по-моему, уже черезчур.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #4 : 13 Сентябрь, 2006, 00:36:57 am »
Цитата: "Vivekkk"
сам мир явлений полон противоречий, исключений из правила, то есть налицо "нелогичность" мира
Спорно, очень спорно. Не факт, что ОБЪЕКТИВНЫЙ мир полон противоречий. Не факт даже, что противоречия в нем вообще есть. Возможно это лишь аберрации нашего восприятия непознанных закономерностей.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 615
  • Репутация: +13/-0
(Нет темы)
« Ответ #5 : 13 Сентябрь, 2006, 04:15:58 am »
Коль-амба
Что существуют противоречия, недопустимые в мышлении, свидетельствует сама постановка вопроса: «не противоречит ли закон недопустимости противоречий в формальной логике закону диалектике о единстве и борьбе противоположностей?
Характер противоречий, недопустимых в мышлении, устанавливается формально-логическим законом непротиворечивости. Этот закон по-разному формулируют, но содержанием его можно передать следующим образом: если какое-либо суждение А из системы суждений, образующих умозаключение, мы признали истинным, то не может быть истинным в этой же системе суждение, противоречащее суждению А.

Этот закон не касается конкретного содержания суждений, он не решает вопроса о том, какое из противоречащих суждений является истинным. Умозаключение как форма следования одного суждения из других может существовать и функционирования нормально только при том условии, если не будут признаваться одновременно истинными противоречащие друг другу суждения, входящее в умозаключение.
Логические противоречия являются субъективными, ибо их содержание не отражает верно объективных противоречий, существующих в движении самого объекта. Они субъективны потому, что не ведут к достижению в мышлении объективно-истинного содержания, выражающего диалектику развития явлений в том виде, в каком она существует вне зависимости от нашего сознания.

Суждение А и противоречащее  ему суждение не-А возникают в силу противоречивости самой объективной действительности. Тот факт, что в нашем сознании существуют одновременно суждения А и не-А, не является аномалией. Суждения, которые образуют логическую противоречивость, отражают различные стороны предмета, разные этапы его развития.  Закон о недопустимости логических противоречий в мышлении не отрицает существование противоречащих суждений, теорий, отражающих противоречивые стороны процесса действительности.

Считаю, что нельзя принципы диалектики подчинять принципам логики, ибо принципы диалектики более содержательны и более глубоки. Формальная логика отвлекается от развития, поэтому она не может ответить на вопрос о том, как происходит движение мысли на пути постижения сущности предмета. Но логически непротиворечивым должно быть любое мышление. Формальная логика не может решить вопроса о соответствии теории предмету; она располагает такими средствами, которые служат для определения логической непротиворечивости теории.

Диалектика является методом достижения истинного знания о мире. Она определяет критерии, позволяющие решать главный вопрос построения теории – о ее соответствии объективному миру.
Именно изучение объективных противоречий мышления есть предмет диалектической логики. Можно сказать, что мышление должно избегать субъективных противоречий для того, чтобы верно отразить объективные противоречия. Подчеркну, что нет четкого критерия, разделения этих видов противоречий, - эта задача решается в ходе анализа самой теории.

Так, как говорил КВАКС «выпячивание» двойственной природы света – это не результат самопротиворечий субъекта, его неспособности постичь объект таким, каким он является, а объективное противоречие самой материи. В последующим серия экспериментов Девиссона, Джермера и др. (Гейзенберг создал математический аппарат, позволяющий точно предсказать вероятность наблюдаемых событий) доказали, что данное противоречие в теории отражает противоречия самого объекта.

Теория «частицы» или «волны» - логически непротиворечивы, но отрицают друг друга. Анализ каждой из них поставил вопрос о преодолении ограниченности этих теорий, создании новых – электромагнитной, квантовой и т.д., но устраняя логические противоречия, объективная противоречивость объекта осталась (единство противоположностей?).

Мышление впадает в противоречие при попытках новую действительность охватить в прежних понятиях. Когда физики столкнулись с новой областью – с явлениями ,происходящими внутри атома, - они попытались объяснить неизвестное через известное. Понятия классической физики потерпели поражение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 615
  • Репутация: +13/-0
(Нет темы)
« Ответ #6 : 13 Сентябрь, 2006, 04:20:22 am »
Хорошая позиция - "не знаю", давайте тогда не верить в юридические коллизии - это "ошибка нашего воприятия". Ваша позиция, простите ,является интеллектуальной импотенцией, крайний скептицизм никогда еще не помогал делать открытия в науке или двигать общество к прогрессу.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 615
  • Репутация: +13/-0
(Нет темы)
« Ответ #7 : 13 Сентябрь, 2006, 04:25:23 am »
Цитировать
Я почему спросил-то: просто почти вся наша математика (геометрия) основана на формальной логике; но чтобы её (математику, кибернетику) называли метафизичной - это, по-моему, уже черезчур.

Геометрия есть Эвклида - метафизика и Лобачевского (неэвклидова) - диалектика. То же касается и математики. Однако все это не важно, вы, видимо, превратно понимаете суть метафизики - метафизика есть этап познавательного процесса, без нее нельзя сделать анализ предмета, абстрагировать некоторые его черты и т.д.
Не вижу здесь возражения.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Бессмертный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 476
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 13 Сентябрь, 2006, 05:16:57 am »
Цитата: "Vivekkk"
В реальности не бывает так, чтобы какой-то объект был независим от других, не бывает неизменных объектов и т.д.
В науке рассмотрение объекта вкупе со всеми взаимосвязями называется системный подход. Это очень трудоёмкий метод, а также требует множество априорных знаний. Для их получения необходимы более простые методы. Которые вычленяют лишь какой-то аспект, которые пренебрегают некоторыми воздействиями со стороны других объектов. Лишь применяя комплекс разных методов можно получить объяснение сложных явлений. Особенно это биологии касается. Пусть знающие товарищи скажут. Мне только не понятно, при чём тут метафизика.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Бессмертный »
[size=92]Чернь считает религию истиной, мудрец — ложью, правитель — полезным изобретением.
Сенека, Луций Анней.[/size]

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 592
  • Репутация: +1/-1
Re: Наука логика и диалектика - кто кого?
« Ответ #9 : 13 Сентябрь, 2006, 09:40:44 am »
Цитата: "Vivekkk"
моя задача - убедить уважаемых оппонентов, что между диалектикой и логикой нет противоречий, что диалектика - отрицает метафизический принцип, характерный для формальной логики, а поэтому данная логика не может считаться всеобъемлющей.

Вопросы эти - философские, мировоззренческие, но для полноценного познания действительности очень важны.
Святая правда,уважаемый Vivekkk !
"Вопросы эти" -  ЧРЕЗВЫЧАЙНО важны ! ! !

Именно поэтому выглядит ЧРЕЗВЫЧАЙНО странно Ваши заявления :
1."между диалектикой и логикой нет противоречий", и
2."диалектика - отрицает метафизический принцип, характерный для формальной логики" !

1. и 2. - находятся в явном противоречии друг к другу.
Буду благодарен Вам,если Вы подскажете читателям,
какое из высказываний - истинное ????????????

Заранее благодарен : KWAKS -
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.