Автор Тема: Диалектический материализм  (Прочитано 293139 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн HappySovok

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 159
  • Репутация: +10/-7
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1320 : 05 Июль, 2020, 21:08:56 pm »
Ох уж все эти личности и "я, не я, да лошадь не моя". Из-за размытости понятия "личность" и "я" утверждения о них зачастую не имеют большого смысла и не переводятся в нечто проверяемое на опыте. Впрочем, память, условные рефлексы и эмоции действительно в мозгу, и нигде ещё.

Оффлайн Born

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 10 333
  • Репутация: +508/-461
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1321 : 06 Июль, 2020, 01:27:25 am »
А "я" обладающее этой памятью, где?
ЗЫ: У Вас все дома?
Ваша свобода заканчивается там,где начинается моя.

Оффлайн HappySovok

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 159
  • Репутация: +10/-7
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1322 : 06 Июль, 2020, 07:50:10 am »
Цитата: Born
А "я" обладающее этой памятью, где?
В центральной нервной системе, разумеется. Правда, сомневаюсь, что оно только в лобных долях: для личности человека важны и мозжечок, и лимбическая система.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 633
  • Репутация: +13/-0
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1323 : 07 Июль, 2020, 12:07:16 pm »
Больше, чем философия? Это вряд ли. Частные науки занимаются частными вопросами, хотя они, конечно, создают базу для спекулятивного философского знания, первую часть гегелевской триады.

Данные психологии, социологии, истории могут раскрыть понятие идеального с той стороны, с которой философия не всегда может. Они обогатят саму философию сознания. Тем более, знаете, философия сама по себе наука об общем/всеобщем, но это общее/всеобщее  в нашем понятии всегда исходит из конкретного, эмпирического.  Поэтому я считаю, что частные науки могут сказать нам об идеальном, если не больше, то лучше.

Цитировать
Вот это вот "четкое понимание" и есть формализованное (отвлеченное), а значит не истиннное, не диалектическое знание.

Я не об этом, а о том,  что мы в затруднении когда говорим о материи, материальном, бытии, идеальном, сознании. Мне кажется, что противоречия между гносеологическим определением материи и ее онтологическим определением нет.

Идеальное можно понимать как вид движения материи как сущего, того, что существует. Идеальное - явление сущего, существующее явление, оно есть, то есть оно часть бытия, того, что существует. Идеальное, поэтому, посюстороннее, существующее как естественная среда. Мы онтологически понимаем материю как бытие, сущее, объективную реальность, которые существуют сами по себе, без человека, без его идей, без его ощущений, но знаем мы о существовании материи только через ощущения и последующее мышление.

То, что мы знаем, - переход к гносеологическому пониманию материи как существующей реальности, независимой в своем бытии, существовании от воли и желаний человека, и в этом отношении, такая реальность первична по отношению к человеку, то есть существует без него, до него и после него, а человек может существовать только как продукт этой реальности и только в этой реальности и посредством реальности.

И где критерий, отделяющий эту реальность от человека? Реальность и вымысел? Реальность и то, что создано в сознании человека? Этот критерий, - ощущение. А шире, - практика. То, что ощущается нами - реальность, то, что существует без нас - реальность. Но то, что думается, - это уже идеальное, хотя это идеальное и может содержать отражения, образы, иероглифы, знаки реальности. В этом может заключаться сущность идеального, кстати говоря. Знаки, содержащие в себе абстрагированные признаки, которые соединены теперь самым разнообразным способом, которые уже существуют в связях между нейронами мозга. Происхождение знаков, - социализация, коммуникация, возникшая на вызов естественного отбора (как и сознание).

И чтобы все это отделить в самостоятельную сферу, категорию, группу, вид - идеальное, нужно было гносеологически определить сущность материи как бытия, как реальности. И благодаря этому определению мы можем определить что есть реальность объективная, а что есть иллюзорное бытие, иллюзорная реальность, то бишь идеальное, выдуманное, воображаемое. И это определение оказалось намного важнее и эффективнее прежнего - онтологического, потому что сразу, радикально разделило и отнесло то, что реально, и то, что нереально. Для атеизма это определение бесценно, так как сразу, радикально относит бога, религии, магию, теизм - к нереальному, так как в ощущении не существует бога, магии.

Таким образом, пытаясь произвести синтез двух определений, двух разделов философии - онтологии с гносеологией, понимая, что они имеют самостоятельный предмет изучения, мы соглашаемся, что бытие - это то, что существует, и что противоположность бытию, - небытие.

И мы идем дальше, говоря, что бытие материально, то есть бытие и есть материя как объективная реальность, то есть такая реальность, которая существует самостоятельно и без участия идей человека, и которая может отражаться в ощущениях человека, и сам человек может понимать реальность только через свои ощущения. Все, что происходит после ощущений,  - иллюзорная реальность, - нереальность. Я бы назвал ее новым видом движения материи, новым модусом бытия как сущего, - идеаторным видом движения материи. Основа, природа идеаторного, - нервные клетки и социализация, знаки, коммуникация, язык, сознание как эволюционный механизм управления телом в окружающей среде. 

Получается, что идеаторный вид движения есть бытие тоже, тоже то, что существует. Онтологически, идеальное - "материально", то есть модус субстанции, сущего, но с гносеологическим уточнением о том, что идеальное - это не материя как объективная реальность, как то сущее, что существует до человека и без человека, независимо от него. Гносеологическое определение привязывает бытие к человеку, и толкует бытие через человека, выделяя новое, - идеальную сторону этого бытия.

И теперь это идеальное мы и должны всеми силами пытаться изучить. Чем и занимается философия сознания, нейронауки, да и весь XXI век.

Нам известно общее: сознание и идеальное не существует как объективная реальность, то есть они не материя, но они существуют, то есть являются модусом бытия (модусом, так как существует не всегда, не везде, не повсюду и не при любых условиях). Если использовать старый язык, то мы имеем объективную реальность и субъективную реальность. Бытие всеобще, оно бесконечно, так как должно быть бесконечно, и только так. И в этом разнообразии форм, видов, модусов и атрибутов вечного бытия, в котором время - его же форма существования, мы находим такой вид бытия как идеальное.

Первую и вторую - изучают частные науки, а не только философия. И мы ждем результатов от будущего.

Цитировать
Но мы с Вами уже выяснили, что формальная логика не подходит для философских рассуждений,

Не обобщайте. Мы с Вами говорили, что формальная логика не противоречит диалектической логике. Последовательное логическое рассуждение приводит к принятию законов диалектической логики (коих три).

Цитировать
и отрывая гносеологию от онтологии Вы, конечно, разрешаете противоречие между духом и бытием, но

Никакого "но" не было, и никакого отрывания гносеологии от онтологии. Я говорил лишь то, что граница между гносеологией и онтологией условна. Где здесь утверждение о разрыве? Онтология - это мышление неряшливыми и большими мазками, а гносеология, - точечное хирургическое размышление.

Цитировать
Мысль о совпадении диалектики, логики и теории познания является не случайно брошенной фразой,

Согласитесь, что марксизм-ленинизм немного преувеличил, говоря о их совпадении. Можно говорить о связи логики с диалектикой и теорией познания, так как логика ведет к признанию диалектики, а диалектика  - эффективный метод в теории познания материи.

Цитировать
Поэтому ленинское определение - не диалектическое, а сугубо гносеологическое, о чем он сам и предупреждал, суженное до спора с махистами, субьективными идеалистами. Вот в таком ключе оно и работает: материализм vs. субьективный идеализм. И ни в каком другом.

Не думаю, что Вы правы, так как нельзя принять Ваше противопоставление диалектики и гносеологии. Так, ленинское определение может быть диалектическим и гносеологическим одновременно. Спор с махистами, - отправная точка, которая помогла ему осознать ограниченность онтологически толкуемой материи и предпринять попытку нового ее определения.

Объективный идеализм также бьется гносеологическим определением, как и субъективный, так как относит бога, идеи, религии  - к нереальному, к субъективной реальности, бытию идеального, того, что существует, но существует как отражение реальности объективной в голове конкретного индивида, а потом и в форме общественного сознания. Именно гносеологический материализм говорит нам, что все наши идеи, слова, знаки - придуманы как отражение нашими же ощущениями реальности, бытия материального, которые не зависят от нас, и в которых нет никаких идей, слов, знаков, - нет идеального. А если его нет, что подтверждается ощущениями и практикой, то и нет никаких оснований приписывать или предполагать существование в этом объективном сущем такие явления как боги, демоны, духи, валгала, хоббиты, гномы, коммунизм, рай, ад, всеобщее равенство, справедливость и так далее.

Цитировать
Собственно, очевидно, что материя , взятая  без социального вида ее движения отрицает идеальное,

Без социального нет идеального, без биологического - социального, без химического, - биологического, без физического  - химического, без квантового - физического и так далее. Граница есть только у познающего субъекта в самом его инструменте познания,  - разуме, но не в предмете изучения, то есть самом бытии, которое само по себе не может быть не вечным, так как бытие, то есть существующее и не может не существовать просто в силу интуитивной очевидности и логического умозаключения. Говорить же об отрицании как диалектическом законе развития здесь, думается, есть преувеличение.

Цитировать
Ленинское определение тут ни при чем

При чем, и очень при чем.
« Последнее редактирование: 07 Июль, 2020, 12:17:27 pm от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Eleanor R

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 121
  • Репутация: +292/-600
  • Всегда справедливая
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1324 : 09 Июль, 2020, 18:49:03 pm »
Цитировать
Ох уж все эти личности и "я, не я, да лошадь не моя". Из-за размытости понятия "личность" и "я" утверждения о них зачастую не имеют большого смысла и не переводятся в нечто проверяемое на опыте.
На опыте проверяются как раз :)
Во-первых нужно дать опрделение сознанию сначала:
 Можно допустить, что обладание сознанием предполагает, в частности, не просто получение сенсорной информации от органов чувств, но и сохранение их в памяти, а затем сопоставление с сиюминутной реальностью. Сопоставление опыта с реальностью позволяет делать выбор. Так действует человеческое сознание.

Однако, путем опять же опытов можно проверить, что такое сознание свойственно и животным, и оно,действительно, есть. Практически все животные сопоставляют опыт с реальностью и делают выбор. Это очевидно, иначе все бы вымерли, не родившись.

 Другая часть вопроса — самосознание. Осознает ли себя животное отдельным существом, понимает ли, как выглядит со стороны, «задумывается» ли о своем месте среди прочих существ и предметов?
Один из подходов к выяснению вопроса о самосознании был намечен американским биопсихологом Гордоном Гэллапом. Им был предложен так называемый зеркальный тест. Суть его заключается в том, что на тело животного (например, во время сна) наносится некая метка, которую можно увидеть только в зеркале. Далее животному предъявляют зеркало и наблюдают за его поведением. Если, посмотрев на свое отражение, оно заинтересуется инородной меткой и будет, например, пытаться ее сбросить, значит, животное понимает, что а) оно видит себя и б) представляет себе свой «правильный» внешний вид.

Подобные исследования проводятся уже несколько десятков лет, и за это время удалось получить поразительные результаты. В зеркале узнавали себя гориллы и шимпанзе, что, наверно, не так удивительно. Положительные результаты были получены для дельфинов и слонов, что уже более интересно, особенно в случае с последними. Но, как выяснилось, метку на себе обнаруживают птицы, представляющие семейство врановых, особенно сороки. У птиц же, как известно, в мозге отсутствует неокортекс, новая кора, отвечающая за высшие нервные функции. Получается, для некоего рода самосознания эти самые высшие нервные функции и не требуются.

 
Смерть Кащею!!! И его притхлебателям!!

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 273
  • Репутация: +157/-64
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1325 : 19 Июль, 2020, 20:36:25 pm »
Vivekkk « 07 Июль, 2020, 12:07:16 pm »
Прошу прощения за столь поздний ответ, были обстоятельства.

Цитировать
И мы идем дальше, говоря, что бытие материально, то есть бытие и есть материя как объективная реальность, то есть такая реальность, которая существует самостоятельно и без участия идей человека, и которая может отражаться в ощущениях человека, и сам человек может понимать реальность только через свои ощущения. Все, что происходит после ощущений,  - иллюзорная реальность, - нереальность. Я бы назвал ее новым видом движения материи, новым модусом бытия как сущего, - идеаторным видом движения материи.

Каким бы новым видом (я бы сказал формой) оно бы ни было, оно остается движением материи, которое, как Вы понимаете,  от материи неотделимо. Более того, оно (движение) есть способ ее (материи) существования. По этому материя никак не может существовать независимо от способа своего существования.
Утверждение, что материя, как обьективная реальность существует независимо от нас тождественно утверждению, что по отношению к любой материальной системе все остальные материальные системы существует независимо (но могут частично воспроизводиться друг в друге при взаимодействии). "Мы" в этом определении такая же материальная система, как и любая другая, только наболее высокоорганизованная. Идеальное в "нас" это представление определенности других материальных систем. И где здесь определение материи? Если свести всю его многословность к сути, материя это то, что может воспроизводится в отдельных материальных системах?

Диалектическое определение должно схватывать материю в ее движении, допущение независимого существования материи пусть даже от особой формы движения это требование формальной логики, которая может  "видеть" материю только в ее определенной форме, соответствующей моменту и отношению к другим формам. Поэтому диалектического определения материи и быть не может (как и вообще любого диалектического определения), может быть только диалектическое понимание материи.
Цитировать
Последовательное логическое рассуждение приводит к принятию законов диалектической логики (коих три).
"диалектика была распята на кресте из «четырех черт» четвертой главы сталинского «Краткого курса» ( Всё в мире взаимосвязано, всё непрерывно движется, количественные изменения переходят в качественные, а развитие совершается через борьбу противоположностей. )"
Э.Ильенков

Покажите нам строгую формально-логическую цепочку, приводящую от закона непротиворечия к принятию единства противоположностей, соблюдая при этом, конечно, принцип единства времени и отношения.
Цитировать
Согласитесь, что марксизм-ленинизм немного преувеличил, говоря о их совпадении.
Не соглашусь, это стержневая идея марксистско-ленинского диамата, позаимствованная у Гегеля (Ленин писал, что его просто осенило ею, когда он читал Гегеля в Бернской библиотеке)
"Совпадение по содержанию законов мышления и законов бытия служит основой совпадения диалектики, логики и теории познания."  Копнин П.В.
Цитировать
Объективный идеализм также бьется гносеологическим определением, как и субъективный, так как относит бога, идеи, религии  - к нереальному, к субъективной реальности, бытию идеального, того, что существует, но существует как отражение реальности объективной в голове конкретного индивида, а потом и в форме общественного сознания.
Гносеологическое определение ничего не говорит нам о бытии идеального и материального, на то оно и гносеологическое, только об их отношении.
Оно не утверждает например, что отражаемое (не то материальное, что участвует в акте отражения, а та его определенность, которая в результате этого акта становится отражением), коее и есть идеальное, не может существовать отдельно от отражающего. Т.е., быть обьективной реальностью.
Цитировать
Гносеологическое определение привязывает бытие к человеку, и толкует бытие через человека, выделяя новое, - идеальную сторону этого бытия.
Здесь я снова спрошу Вас: что понимать под  "человеком" - материальное тело или нематериальное познающее сознание? Другими словами: в чем отражается обьективная реальность (материя) - в материальном или в идеальном? Если в материальном, то ничего нового тут нет, отражение это всеобщее свойство материи. Если в идеальном, то что тогда это идеальное - то в чем отражается обьективная реальность или само ее отражение?
Диалектики вроде Ильенкова считают, что "«идеальным» материализм и обязан иметь в виду то очень своеобразное и то строго фиксируемое соотношение между, по крайней мере, двумя материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее — всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически-очевидных вариациях." Т.е., отражается одно материальное тело в другом материальном теле, а идеальное (и все его производные, в том числе сознание), это некое отношение между этими материальными телами.
К чему все это? К тому, что если человек, относительно которого определяется материя, сам не более чем материя, то определить материю через него никак не возможно.
memento mori

Оффлайн Марат Маратыч

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 129
  • Репутация: +0/-4
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1326 : 20 Июль, 2020, 04:01:41 am »
"Здесь я снова спрошу Вас: что понимать под  "человеком" - материальное тело или нематериальное познающее сознание? Другими словами: в чем отражается обьективная реальность (материя) - в материальном или в идеальном?"

У меня также пара вопросов:
1. почему материя у Ленина отражается? У Энгельса материя -абстракция, она мыслится и для наблюдения недоступна.
2. кто смотрит на отражение, кто наблюдатель?

Склеено 20 Июль, 2020, 04:35:10 am
[quote author
=Марат Маратыч link=topic=8723.msg572527#msg572527 date=1595217701]
"Здесь я снова спрошу Вас: что понимать под  "человеком" - материальное тело или нематериальное познающее сознание? Другими словами: в чем отражается обьективная реальность (материя) - в материальном или в идеальном?"

У меня также пара вопросов:
1. почему материя у Ленина отражается? У Энгельса материя -абстракция, она мыслится и для наблюдения недоступна. Ленин в своих сочинениях много берет у Энгельса, как Иоан Златоуст у Иисуса и вдругг в ключевом вопросе, определении материи взбрыкнул, занялся самодеятельностью.
2. кто смотрит на отражение, кто наблюдатель?
[/quote]
« Последнее редактирование: 20 Июль, 2020, 04:35:10 am от Марат Маратыч »

Оффлайн Born

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 10 333
  • Репутация: +508/-461
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1327 : 20 Июль, 2020, 05:15:15 am »
Марат Маратыч

Цитировать
2. кто смотрит на отражение, кто наблюдатель?
Например, это Вы. Ваша личность, если хотите, то это Ваш познающий объективную реальность разум.
Цитировать
У Энгельса материя -абстракция,
Правильно. Но не материя, которая реально существует, а термин "материя". Т.к. Энгельс хотел избежать словоблудия при выяснении смысла термина "материя". В современном диалектическом материализме понимается как дуальное вещественно -полевое бытие, обладающее к тому же субстантностью ( неизменными свойствами для всех форм бытия).
Цитировать
материальное тело или нематериальное познающее сознание?
Познающий объективную реальность разум, неотделимо от своего носителя существующий в физическом теле. Мысль и внутренняя среда мыслей, эмоций и т.д. идеальны. Это некая субъективная реальность ( понятие о мироздании ( объективной реальности)), сформировавшейся в разуме познающего субъекта в результате отражения ощущений от объективной реальности.
Ваша свобода заканчивается там,где начинается моя.

Оффлайн Марат Маратыч

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 129
  • Репутация: +0/-4
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1328 : 20 Июль, 2020, 05:35:34 am »
Марат Маратыч

Цитировать
2. кто смотрит на отражение, кто наблюдатель?
Например, это Вы. Ваша личность, если хотите, то это Ваш познающий объективную реальность разум.
Цитировать

По Ленину существуют материя , ощущения , отражающие материю и отражения материи. Откуда разум , из чего, из отражений, ощущений?

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 273
  • Репутация: +157/-64
Re: Диалектический материализм
« Ответ #1329 : 20 Июль, 2020, 08:27:57 am »
Born
Цитировать
Мысль и внутренняя среда мыслей, эмоций и т.д. идеальны. Это некая субъективная реальность ( понятие о мироздании ( объективной реальности)), сформировавшейся в разуме познающего субъекта в результате отражения ощущений от объективной реальности.
Т.е., разум первичен по отношению к мысли и субьективной реальности?
memento mori