Наткнулся на
интересный блог в ЖЖ:
Монахиня Кассия (в миру - Татьяна Анатольевна Сенина) родилась в 1972 г., живет в Санкт-Петербурге, окончила французское отделение филологического факультета СПбГУ. К.филос.н., спец по Византии и православию. Пишет романы из византийской жизни.
Татьяна Сенина. Родилась 18 ноября 1972 г., постриглась в монахини 10 марта 2006 г. В монастыре не живу и не собираюсь там жить в обозримом будущем, по причине отсутствия в России нормальных монастырей. К РПЦ МП не принадлежу. Клерикализмом не страдаю. Православный обскурантизм ненавижу.
Интересная тетенька. Привожу некоторые её размышления, которые могут нам пригодиться.
Втч. художественные, в подражание патерикам:
Однажды к авве Крискентию пришел молодой мирянин из города и сказал: авва, этой весною я оканчиваю курс наук, и отец мой хочет, чтобы я занялся банковским делом; и один помысел говорит мне, что это хорошо: и занятие интересное, и достаток у меня будет, и появятся средства на благотворительность; а другой помысел говорит, что занятие сие греховное, ибо сопряжено со сребролюбием и лихоимством, и христиане осудят меня за него. Авва Крискентий засмеялся и сказал: не думаешь ли ты, что дело священнослужителей и проповедников наших чем-то отличается от банковского? а смотри, как все христиане почитают их! Удивился мирянин и спросил: как так, авва? Авва Крискентий ответил: говорят нам люди сии: молитесь, поститесь, кайтесь, ходите в церковь, непрестанно подвизайтесь, откажитесь от мирских удовольствий и суетных занятий, жертвуйте на нужды монастырей и храмов, посвятите всю жизнь свою благочестию, и Бог воздаст вам сторицею и просветит вас нетварным светом Своим. Тем самым призывают они: вложите все свои деньги в наш банк, ибо у нас великолепные условия, высокие проценты по вкладам и призы для постоянных вкладчиков. И поверит им человек, и сделает так, как они проповедуют, а когда, по прошествии лет, начнет вопрошать, где же проценты и призы, они отвечают ему, что нетварный свет уже сияет внутри него, но невидимо для него, ибо человек пока еще немощен, чтобы видеть и ощущать благодать сию. Однако же, уверяют они, если продолжит он подвизаться усердно и веровать обещаниям их, всё сполна получит после смерти своей, в царствии небесном. Ты же, чадо, если откроешь обычный земной банк, поступишь честнее их, ибо хотя проценты по вкладам в нем и не сторичные, однако выплачиваются они исправно и еще в жизни сей, ибо сыны века сего честнее сынов света в своем роде. И подивился мирянин рассуждению аввы Крискентия и утешенный возвратился в дом свой. А когда пришло ему время открыть собственный банк, назвал его "Фаворский свет".
говорил авва Филарет: горе неразумию нашему! Бог наш всю жизнь провел среди людей, пировал в гостях и пил вино, а мы думаем угодить Ему, забравшись в пустыню и отощав от воды и сухарей.
Авва Крискентий сказал: настало время святых тупиц. В прежние времена святыми становились люди образованные, а ныне, чем ты образованней, тем меньше вероятность стать святым, ибо нынешние пастыри возлюбили бессловесие и не терпят словесных овец, задающих неудобные вопросы.
приходят к авве Филарету
с вопросом братия а он
встает скорее на молитву
чтоб на вопрос не отвечать
Старец сказал: "
принеси Богу юность твою, по слову пророка, чтобы нечего было вспомнить в старости
ВРАТА АДА
(о чем нам не рассказали в пасхальной службе)
Хрясь!! Врата ада с треском разлетаются.
Христос: Ад, выдавай мертвецов! Я их увожу отсюда.
Ад: Штааа?!
Христос: Что слышал. Я победил! Врата сокрушил, запоры сломал, видишь?
Ад: Ой вэй, конец мне приходит! Как же я без мертвых?! Помилосердствуй, Владыка!
Христос: Кто победил, тому и трофеи! Мне победу надо отпраздновать о сокрушении твоих врат, освобожденных предъявить, иначе кто поверит?
Ад: Ах, победу! Тогда зачем Тебе все мертвые, возьми нескольких самых известных - Адама, Еву, патриархов этих, в общем, кто в Библии упомянут среди угодников Божиих, а остальные Тебе к чему? Они же все равно Богу не угождали, молиться не любили, иудеев обижали, в Тебя как в Мессию не веровали, что им делать в раю?
Христос: Хм. (Задумывается.) Пожалуй, ты прав. Зачем выводить грешников и тех, кто Меня не ждал? Хватит Мне и немногих праведников, их будут на иконах воскресения рисовать... (Мечтательно.) Красиво будет! Так и вижу все эти храмы, мозаики...
Ад: Везет кому-то...
Христос: Ничего, тебя тоже кое-где изобразят, вместе с воскрешенными, которых ты после моего страшного суда поглотишь. (Смотрит вдаль, становится грустным.) Я ведь у тебя всего-ничего народу изыму, зато сколько новых придет, ты не представляешь! Миллиарды вообще в Меня не уверуют никогда, а между верующими скоро такие склоки начнутся, не дай Бог. Мои последователи такого насочиняют про "узкий путь", таких условий напридумают для вхождения в рай, что почти никто тем путем не пройдет, все тебе достанутся. Причем навечно!
Ад: Что, серьезно?
Христос: Вот те крест!
Ад: Ну, спасибо, утешил старика! А то нам ведь кушать хочется, это вы там Святым Духом привыкли питаться, а нам без людишек никак. Тогда забирай своих праведников, скатертью им дорога. Может, еще кого добавить?
Христос: Да, пожалуй, еще десяток-другой выдай Мне иерусалимлян, из тех, что недавно умерли, пусть по улицам побегают, людям явятся, умы подготовят к моему триумфу.
Ад: Эт без проблем. (Щелкает пальцами.) Вон, уже побежали из гробов восставать.
Христос: Отлично! Теперь праведников давай. Главное - Адама с Евой в первых рядах, надо всё обставить красиво, на антитезах: Я Новый Адам, а Мать моя - Новая Ева. Да... (задумчиво) эллинам понравится, они красиво умеют богословствовать, не то что эти необразованные иудеи.
Ад: Да без проблем! (Вызывает Адама, Еву и других ветхозаветных праведников. Они, узнав, что их выпускают, ликуют и поклоняются Христу.) Ну, вот, забирай!
Христос: Прекрасно! Прощай, Ад, жди пополнения! Все, кто сюда придет отныне, твои навеки, Я во второй раз уж не спущусь за ними, больно мрачно у тебя тут. (Обращается к освобожденным.) Ну, друзья Мои, вперед, веселыми ногами, Пасху поюще вечную!
Праведники уходят вслед за Ним, воспевая:" Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?"
Ад насмешливо смотрит им вслед, пока они не исчезают за воротами.
Ад: А ну, черти, поворачивайтесь! Чините ворота, больше никого не выпускать! Огонь под котлами разжигайте, готовьте дрова, стройте новые помещения, шевелитесь, лентяи! (Черти суетятся, исполняя адовы приказы.) Скоро у нас будет много гостей! О, первый пошел! Привет, Иуда!
Починенные врата ада с грохотом захлопываются навсегда.
"Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! ... Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!"
Красиво! Но ведь на самом деле о нашем основном догмате, на Пасху празднуемом, у отцов нет никакого толкового учения.
То Христос победил ад, сокрушил и упразднил, как в гимнографии везде поется, или как у Златоуста, а то 99% людей все равно окажется в аду (да еще в вечном!), т.к. даже праведник "едва спасается". То говорится, что Христос ВСЕХ избавил от несытого ада, а то оказывается, что извел Он оттуда только немногих ветхозаветных праведников. Ад не только живее всех живых, но все христиане его должны ужасом бояться и ежедневно умоляют Бога избавить их от ада.
То же самое с бесами. Златоуст говорит, что "пали демоны", а на самом деле ничего подобного - судя по тому, что говорят христиане, демоны вообще сильнее Бога, т.к. куда не плюнь, в беса попадешь: это от бесов, то от бесов, что-то плохое случилось - козни дьявола... Ну хорошо, так может, хорошее хотя бы от Бога - вроде же в НЗ сказано, что всякое даяние благо от Него? Ан нет: если ты чего-то хорошего достиг, но "неправильным методом", не описанном в православных книжках, то и это твое благо - тоже от бесов. А методами, описанными в православных книжках как душеспасительные и приносящие великую помощь от Бога, что-то никто совершенства духовного не достигает даже за много лет. Более того, уже говорят, что и не должны ничего такого достигать, невозможно сие, но надо просто "стараться". Типа, сегодня я причастился и духовный, а завтра меня бес под видом ближнего искусил, и моя духовность закончилась, но это нормально, "никто не чист пред Ним". Т.е. опять проклятые бесы всех переиграли.
То же самое со смертью. Все как умирали, так и умирают, никто не избежал. Предполагается, правда, что когда-нибудь все скопом воскреснут... но в день тот большинство воскресших отправятся в вечный ад, в т.ч. большинство христиан, т.к. "узок путь", "праведник едва спасается" и пр. То-то аду будет радости! насыщения! торжества! во веки веков! Второе пришествие Христа будет великим торжеством ада.
Так где же тут победа?
Я уж не говорю, что о том, что такое будет само воскресение, какие будут эти воскресшие тела, у отцов встречаются учения весьма странные и неудобьсказуемые, да и противоречивые, так что никто толком не знает, что собственно за жизнь будущего века нас ожидает и в чем она будет состоять. Пророчество Иезекииля и Евангелие говорит о воскресении с жилами, плотью и костями, едением рыбы и меда итп. А, например, Григорий Нисский сначала утверждает, что воскресшие тела составятся из тех же стихий, из которых состояли здесь, а потом заявляет, что в них не будет ничего, что нам тут было нужно для земной жизни, т.е. никаких органов, связанных с питанием, размножением ростом и пр. - Вы можете себе представить такое тело? Это вообще тогда не будет человеческим телом, т.к. абсолютно все органы нашего тела необходимы нам именно для земной жизни. Ориген (если я не ошибаюсь) резонно предположил, что воскресшие тела будут иметь форму шара, но это мнение почему-то предали анафеме, вот дела. Палама так расписывает духовность и не-дебелость воскресших тел и их существование, что совершенно непонятно, зачем для такой жизни вообще нужно тело. Зачем нужно тело для сущностей, чье существование предположительно будет состоять в вечном воспевании со ангелами и поглощении божественным экстазом? (Насколько вообще такое существование есть то, к чему хотелось бы стремиться, замнем для ясности
Что же мы празднуем? и что нас ожидает? о чем говорится в последних строчках Символа веры?