1.
Бог знал, кому и сколько дать ума,
Когда венчал религию на царство.
Но церковь бы не справилась одна,
Когда б не помогало государство.
Торговлей справедливою удар
Наносится и спереди, и сзади;
Нам рабство преподносится как дар,
Как способ представления к награде.
Фемида или вера – все слепа,
В суде и церкви разницы немного,
Раз действия юриста и попа
Вершатся так и так по воле бога.
По рублику свеча, по два – иконка;
Религия – как хитрая бабенка.
2.
Религия – как хитрая бабенка –
Пленяет показною красотой;
Играет и рассчитывает тонко,
С умом распоряжается казной.
И власти в позолоченные руки
Почтительно вручив святой Грааль,
Надеется главенствовать в науке
И пестовать культуру и мораль, –
Подумаешь, старея и седея…
Тут главное – запомнить навсегда:
Любая, даже дряхлая, идея
В союзе с государством молода.
А то, что эта истина верна,
Давным-давно усвоила она.
3.
Давным-давно усвоила она,
Как следует с народом обращаться;
Задумываться паства не должна,
Но ей весьма полезно обольщаться.
Для этого отделывают храм
И тонут в ослепительных обрядах…
Теряется и гаснет тут и там
Последний отблеск разума во взглядах.
Мышление как функция сердец
Чертовски восприимчиво к догматам;
В гармонии сознание овец
С любым религиозным постулатом.
Всяк молится с покорностью ягненка.
Невежество – вот лучшая гребенка.
4.
Невежество – вот лучшая гребенка,
И знают парикмахеры эпох,
Что делать со слезинками ребенка
И как уничтожать чертополох.
Не нужно ни окопов, ни редутов,
Не следует пугать людей стрельбой;
Толпа религизозных институтов
Сольется с человеческой толпой.
Когда бы люди сами выбирали
Увенчанных крестом учителей…
О счастье обретения морали,
О двухтысячелетний юбилей! –
В озерах широко раскрытых глаз
Не мысли – но один сплошной экстаз.
5.
Не мысли – но один сплошной экстаз;
Не знания – обилие загадок;
Не чувства – но поток бессвязных фраз;
Не взлет – эпилептический припадок.
Стоят плечом к плечу, локтем к локтю
Крестящиеся, шепчущие люди,
Уверенно прижатые к ногтю,
Похожие, как ломтики на блюде,
Хозяйскою разложены рукой
Гостям проголодавшимся в угоду,
И молятся, довольные собой,
И что-то там вещают про свободу.
Свобода, бог, любовь – не все ль едино,
Покуда люди славят господина?
6.
Покуда люди славят господина,
Владыкам мира бунты не грозят;
Потокам преградит пути плотина,
И волны их откатятся назад.
Властителю не нужно восхищенья;
И ненависть взбесившейся толпы –
Не более, чем повод для прощенья,
Поскольку ненавистники глупы.
И в пропасть увлекаемы химерой,
Достойны сожаления они;
Навязанною свыше ложной верой
Отравлены их суетные дни.
На фоне темноты народных масс
Устойчив управленческий каркас.
7.
Устойчив управленческий каркас,
А все ж его надолго не хватает;
Правитель не смыкает ночью глаз –
"Радеет за народ". Навек мечтает
Любого осчастливить дурака,
Без устали придумывает льготы…
Но планка у народа высока –
Не ценит он отеческой заботы.
Работает вполсилы, хочет спать,
Есть досыта и требует богатства;
На площади желает выступать,
А там недалеко до святотатства.
Но все-таки пока стоит плотина,
И в обществе – стабильная картина.
...
продолжение)
8.
И в обществе – стабильная картина,
И люди – как положено, глупы;
Но будит повседневная рутина
Спонтанные реакции толпы.
Ей нужно перемен, порывов страсти,
Войны и возвышения себя;
Неграмотная чернь стремится к власти,
Цвет нации безвременно губя.
Есть способ сохранить разграниченье,
Есть способ укрепить водораздел;
Даешь для идиотов развлеченья
И зрелища взамен великих дел!
Вот так и сохраняют статус-кво,
Спокойствие и власти торжество.
9.
Спокойствие и власти торжество,
Как правило, не ищут оправданий;
Наука не заменит волшебство,
Прогнозами не вытеснить гаданий.
Познание доступностью своей
И верностью навязанным порядкам
Отталкивает многих – тем сильней,
Чем более пристрастия к загадкам.
И подвиги прославленных отцов
Критически осмысливают дети;
Но это не отказ от образцов,
Не видение мира в новом свете.
Основа тех застывших представлений –
Покамест только повод для сомнений.
10.
Покамест только повод для сомнений
Отжившие концепции дают;
Но редко ли в эпоху столкновений
Фанатики в куски короны бьют?
Раз общество всегда негармонично
И любит обновление оправ,
То все в нем развивается циклично;
Конфуций положительно был прав.
Чем свято сохранить свои секреты,
Но в крайности немыслимые впасть,
Все лучше укрепить авторитеты,
Расшатывая собственную власть,
Приблизив понимание того,
Что гений – далеко не божество.
11.
Что гений – далеко не божество,
Казалось бы, давно известно миру;
Хромает, впрочем, логика его
И слаженно он молится кумиру.
Что может тем молитвам помешать
Коль скоро даже шанс свою свободу,
Отвлекшись на поклон, не удержать –
Приятен в данном случае народу?
Прекрасно! в фантастическом раю
Готовые довольствоваться малым,
Согласны люди быть в одном строю;
Согласны!.. Лишь бы бог был генералом.
Как следствие: не опыт поколений,
Но только божество дарует гений.
12.
Но только божество дарует гений,
Уверенно скандируют вокруг.
За строчками иных стихотворений
Конечно же, стоит небесный дух.
В преддверии бесславного итога,
Который ожидает большинство,
Не зря же говорят – талант от бога;
Не всякий удостоится его.
И даже если правды в этом мало,
Последуем за мыслью до конца
И выясним, что строки "Капитала"
Написаны с согласия Творца.
С тех пор он надиктовывал тома –
Так может, глупость – рай, а не тюрьма?
13.
Так может, глупость – рай, а не тюрьма?
Глупцу вполне достаточно молиться;
И если знанье свет, незнанье тьма,
То первому сподручнее пролиться
Туда, где нет извилин. А потом
Какой же будет хохот – там, за гробом, –
Над тем, кто в мире не был дураком!
Не зря на положении особом
У господа святая простота,
А также шизофреников армады;
Уродство, как иная красота,
Давно к себе приковывает взгляды.
Знать, истина является сама –
Бог знал, кому и сколько дать ума.
14.
Бог знал, кому и сколько дать ума.
Религия – как хитрая бабенка;
Давным-давно усвоила она:
Невежество – вот лучшая гребенка;
Не мысли – но один сплошной экстаз.
Покуда люди славят господина,
Устойчив управленческий каркас
И в обществе – стабильная картина.
Спокойствие и власти торжество –
Основа тех застывших представлений,
Что гений – далеко не божество,
Но только божество дарует гений.
Так может, глупость – рай, а не тюрьма?
Бог знал, кому и сколько дать ума…
[/b]