Форум атеистического сайта
Религия: анализ, критика, выводы => Критика Библии => Тема начата: Облезлый кот от 18 Август, 2015, 12:49:52 pm
-
http://ria.ru/science/20150812/1179315931.html (http://ria.ru/science/20150812/1179315931.html)
МОСКВА, 12 авг – РИА Новости. Российские археологи нашли в окрестностях строящегося аэропорта "Южный" в Ростовской области нетронутый могильник сарматов 1 века нашей эры, в котором была захоронена знатная женщина и богатая золотая и серебряная утварь, которая расскажет ученым о культуре этих кочевников, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
"Античные историки пишут, что женщины у сарматов могли занимать высокое положение — они якобы участвовали в военных действиях, выполняли жреческие функции. Косвенным подтверждением этому может служить находка оружия – стрел – в этом погребении", – заявил Роман Мимоход, один из руководителей экспедиции.
Сарматы относятся к числу кочевых ираноязычных народов, населявших степи Причерноморья и Приазовья с примерно 6 века до нашей эры и до начало эпохи Великого переселения народов в 4-5 веке нашей эры, когда племена сарматов были разгромлены гуннами. Геродот в своей "Истории" отмечал, что сарматы являются потомками амазонок, женившихся на скифах. Сегодня их наиболее вероятными потомками считаются российские осетины и венгерские ясы.
Весной этого года специалисты Института археологии РАН проводили раскопки в окрестностях аэропорта "Южный", который строится в 29 километрах от Ростова-на-Дону в станице Грушевской с прошлого года.
Изучая окрестности и пределы стройки в поисках культурных и архитектурных памятников, экспедиция Романа Мимохода и Павла Успенского успела за минувшие месяцы изучить 29 курганов, оставленных жителями азовских степей за минувшие века. Часть из них принадлежит относительно древним культурам людей бронзового века, но большинство захоронений было оставлено сарматами.
Почти все могильники были разграблены, но ученым улыбнулась удача – в одном из курганов им удалось найти нетронутую усыпальницу знатной сарматки, похороненной на территории аэропорта примерно в 1 веке нашей эры.
В захоронении было найдено множество предметов утвари и украшений. В частности, у края могильной ямы, на древней поверхности были найдены остатки конской упряжи и более 100 железных наконечников стрел.
Тело женщины было украшено множеством драгоценностей – золотыми серьгами с цепочками-привесками, золотыми бляхами в виде стилизованной головы барана, ближневосточными бусами, золотым флаконом и прочими украшениями. Кроме того, в могильнике ученые нашли множество предметов обихода – блюда, кружки, ковши, прочие сосуды, ножи и даже заготовку меча.
"Главной неожиданностью для нас стало даже не то, что грабители пытались ограбить могилу и не дошли всего лишь 7 сантиметров до деревянного перекрытия, благодаря чему погребение осталось нетронутым. Удивительно, что в этом захоронении оказались вещи конца 1 века до нашей эры и 1 века нашей эры. Такое сочетание встречено впервые и представляет несомненный интерес с точки зрения датировки захоронения",— заключает ученый.
Dailymail опубликовало фото находки из этого захоронения:
http://www.dailymail.co.uk/sciencetech/ ... s-ago.html (http://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-3196696/Treasure-trove-warrior-jewellery-unearthed-Russia-Ancient-grave-belongs-woman-worshipped-fire-2-000-years-ago.html)
(http://i.dailymail.co.uk/i/pix/2015/08/13/16/2B54FFFA00000578-3196696-image-a-56_1439480015351.jpg)
На камне надпись палеоеврейским шрифтом (в зеркальном отражении) вероятно "Эльяшив", хотя первая буква мне непонятна. Имя Эльяшив есть в библии и означает что-то вроде "бог восстановит".
Как такая вещь оказалась в могиле сарматки в Ростове-на-Дону?
-
На камне надпись палеоеврейским шрифтом (в зеркальном отражении) вероятно "Эльяшив", хотя первая буква мне непонятна. Имя Эльяшив есть в библии и означает что-то вроде "бог восстановит".
Вот блин, не могут что ли просто сфотографировать артефакт как есть, а не как он в зеркале отражается. Что же это такое - может быть что-то вроде остракона?
А палеоеврейское письмо стало быть имеет разные стили? А то алеф и йод более-менее заметно отличаются от начертания тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0 ... 0%BC%D0%BE (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE)
Первая больше всего на гимел похожа.
Как такая вещь оказалась в могиле сарматки в Ростове-на-Дону?
Торговые связи были же - там недалеко тот же Херсонес Таврический. Может у сарматки был роман с этим Эльяшивом. Но так-то понятно что это всё предположения, такие вопросы надо узким специалистам задавать.
-
Сфотографировали правильно - это же печать. Проблема не только в том, что Ростов-на-Дону находится на расстоянии 1.8 тыс. км от Палестины, но и еще в том, что такие печати делали в 8-6 вв до н.э., то есть Эльяшив жил более чем на полтысячи лет раньше этой сарматки.
-
Так, может, это на надпись финикийским, а не палеоеврейским.
-
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a4/Early_Aramaic_character_-_Beth.png)(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/Early_Aramaic_character_-_shin.png)(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Early_Aramaic_character_-_yud.png)(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/Early_Aramaic_character_-_lamed.png)(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d8/Early_Aramaic_character_-_Alaph.png)
-
Так, может, это на надпись финикийским, а не палеоеврейским.
Это одно и то же.
-
Это не одно и тоже, это два различных варианта одного алфавита.
-
Сфотографировали правильно - это же печать.
А, тогда понятно.
Проблема не только в том, что Ростов-на-Дону находится на расстоянии 1.8 тыс. км от Палестины, но и еще в том, что такие печати делали в 8-6 вв до н.э., то есть Эльяшив жил более чем на полтысячи лет раньше этой сарматки.
Да, это любопытно. Но не то, чтобы совсем невозможно с точки зрения обычных житейских дел. Других вразумительных объяснений то нет. Печать не ценна, но могла использоваться, как сувенир. Могла получить какие-то магические свойства, итп.
-
Так, может, это на надпись финикийским, а не палеоеврейским.
Мне сразу тоже такая идея пришла в голову.
-
Это не одно и тоже, это два различных варианта одного алфавита.
В любом случае, на основании имеющихся эпиграфических данных невозможно отличить по почерку надпись, сделанную израильтянином от надписи, сделанной финикийцем.
-
А по букве "йод"?
-
Могла получить какие-то магические свойства, итп.
Пишут, что печать лежала на груди сарматки. Наверняка, чтобы духов отгонять.
-
Это не одно и тоже, это два различных варианта одного алфавита.
Да, йод как раз совпадает с финикийским йодом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0 ... 0.B8.D1.82 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE#.D0.90.D0.BB.D1.84.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D1.82)
-
А по букве "йод"?
На силоамской надписи йод такое же, как и на этой печати.
-
Пишут, что печать лежала на груди сарматки. Наверняка, чтобы духов отгонять.
Почему наверняка?
-
На силоамской надписи йод такое же, как и на этой печати.
На на более поздних?
-
На силоамской надписи йод такое же, как и на этой печати.
На на более поздних?
Вот похожая печать из Меггидо с похожей йод. "Шема, слуга Йеровоама".
(http://3.bp.blogspot.com/-KaLXe65EVjA/ToTB_O9OaRI/AAAAAAAAAKg/febE729uuGM/s1600/267-7-Jerobam_seal.jpg)
-
И какая у неё датировка?
Если Иеровоам это Иеровоам II, то это тоже 8-й век до н.э.
Хорошо, пусть в раннем варианте палеоеврейского "йод" по начертанию не отличалась от финикийской, но а сами печати-то когда прекратили использовать израильтянами и когда финикийцами?
-
Пишут, что печать лежала на груди сарматки. Наверняка, чтобы духов отгонять.
Почему наверняка?
На украшение не похоже: непонятно, как это носить. Значит, вещь имела какую-то функцию. Мне вспомнились арамейские магические чаши - их тоже закапывали на кладбищах, и на них тоже были надписи на непонятном для персов языке.
-
И какая у неё датировка?
Если Иеровоам это Иеровоам II, то это тоже 8-й век до н.э.
Хорошо, пусть в раннем варианте палеоеврейского "йод" по начертанию не отличалась от финикийской, но а сами печати-то когда прекратили использовать израильтянами и когда финикийцами?
Это могли быть не только израильтяне, иудеи и финикийцы, но и любые другие жители Ханаана: моавитяне, аммонитяне или эдомитяне. Все они писали палеоеврейским шрифтом. См., например, стелу Меши или надпись амманской цитадели.
-
Это понятно, но контакты с ними ещё менее вероятны, чем с евреями или финикийцами.
-
http://ria.ru/science/20150812/1179315931.html
Как такая вещь оказалась в могиле сарматки в Ростове-на-Дону?
А что тут такого?
В заметке сказано, что захоронение и вещи 1 в. н.э. В северочерноморских городах известно множество амулетов-скарабеев с именами египетских богов - Исиды, Сераписа, Гарпократа (Их охотно покупали не только поклонники указанных богов). Египетского производства. Почему бы не быть вещам из Палестины?
Еврейские имена активно использовались в греческих амулетах и магических папирусах (наряду с египетскими и др.).
В городах Боспорского царства существовали общины иудейских прозелитов, т.е. местных жителей, принявших или "увлекавшихся" иудаизмом. Назывались саббатистами и найден даже текст устава их коллегии.
Тетенька сняла данный артефакт с какого-то боспорца и носила при себе как магическую штучку.
-
Это понятно, но контакты с ними ещё менее вероятны, чем с евреями или финикийцами.
С финикийцами - да, а иудеи и израильтяне ничем не лучше эдомитов и аммонитян в смысле контактов с сарматами.
-
В заметке сказано, что захоронение и вещи 1 в. н.э.
Тем не менее печать палеографически ок. 8 в до н.э.
-
Пресс-релиз Института археологии РАН
http://us10.campaign-archive2.com/?u=69 ... 706353b56d (http://us10.campaign-archive2.com/?u=69c6481f5f46971ce0e875a31&id=d563e8c14b&e=706353b56d)
-
На груди погребенной были расчищены разнообразные бусы, среди которых особенно следует выделить находку геммы с однострочной финикийской или раннеарамейской надписью.
Разумеется, это не раннеарамейская надпись, иначе имя должно было быть Эльйатив, а не Эльйашив.
-
Палеографический анализ - ваш личный, как я понимаю?
-
Да. Специалисты по северо-западной семитской эпиграфике пока не высказались.
-
Печать с таким же именем из Арада http://www.museumsinisrael.gov.il/en/it ... IMJ_368323 (http://www.museumsinisrael.gov.il/en/items/Pages/ItemCard.aspx?IdItem=ICMS_IMJ_368323)
Эльйашив, сын Эшйагу.
(http://images.museumsinisrael.gov.il/thmbn_images/24/66/thn_1024x768_TID63005_ITEM_MAIN_PIC_246658.jpg)
-
Как анализ можно провести путём сравнения с одной печатью?
Палеографический анализ предусматривает определённый временной диапазон, который устанавливается путём сравнения с серией образцов.
-
Как анализ можно провести путём сравнения с одной печатью?
Палеографический анализ предусматривает определённый временной диапазон, который устанавливается путём сравнения с серией образцов.
Я не сравниваю с одной печатью. Печать из Арада интересна тем, что на ней такое же имя, как и на печати из Ростова-на-Дону. Получается, что имя Эльйашив было популярным у иудеев, раз оно встречается и в библии, и в эпиграфике. Настолько я знаю, свидетельств существования такого имени у других северозападных семитов нет. Это повышает вероятность того, что печать сделана в Иудее.
-
Напоминает "аргумент от молчания".
Имя, всё же, не яхвистическое. Если в каком-то финикийском городе были распространены имена с теофорным элементом "эль", то он тоже мог бы выступить в качестве возможного места, где была сделана печать.
И ещё менее понятно, на каком основании датировка ограничивается рамками 8-го века.
-
И ещё менее понятно, на каком основании датировка ограничивается рамками 8-го века.
Может, и 6-й, но не 2-й. Сравните, например с 11Q1.
(http://www.deadseascrolls.org.il/img/content/paleo_hebrew_script.jpg)
-
Если в каком-то финикийском городе были распространены имена с теофорным элементом "эль", то он тоже мог бы выступить в качестве возможного места, где была сделана печать
У нас довольно много финикийской эпиграфики - если бы имя было популярным, оно бы проявилось где-нибудь. Хотя, Вы правы, это аргумент ex silentio.
-
Посмотрел классический труд J.Naveh "Early history of the alphabeth". 6-го века надпись не может быть, потому что тогда у алефа нижний горизонтальный штрих уже не пересекал вертикальный. Поэтому печать самое позднее - 7 в. до н.э.