Автор Тема: Бааль и Йахве  (Прочитано 2617 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #60 : 20 Март, 2017, 11:54:46 am »
Здесь дискутировать не о чем. Тексты о Баале и тексты о Йахве - это части одной и той же литературной культуры западных семитов.
То есть безразлично, повлиял ли на культ Яхве культ Балу, Илу, Йаму, Астару, Харану или ещё кого, если все они западно-семитские боги, то вопрос о связи Яхве с каждым в отдельности можно и не исследовать. 

Оффлайн Облезлый кот

  • Moderator
  • Афтар
  • *****
  • Сообщений: 945
  • Репутация: +5/-0
    • http://vadymzhuravlov.blogspot.com
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #61 : 20 Март, 2017, 15:52:00 pm »
Да. Если обнаружится, что Йахве похож на Бааля, Йама или Мота, то ничего особенного тут нет: они плоды одной и той же культуры. Другое дело, если в Йахве найдется особенность, характерная для восточно-семитского божества. Такая особенность порождает вопрос о том, как автор библейского текста узнал о тонкости вавилоской или ассирийской религии.

Например, Йахве из Иез.1:27-28 очень напоминает вложенное изображение. Как Иез. узнал о сиянии божеств?
 

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #62 : 20 Март, 2017, 16:05:24 pm »
Да. Если обнаружится, что Йахве похож на Бааля, Йама или Мота, то ничего особенного тут нет: они плоды одной и той же культуры.
Тогда надо сжечь все книги, посвящённые изучению сходств Яхве с западно-семитскими богами.
 
Такая особенность порождает вопрос о том, как автор библейского текста узнал о тонкости вавилоской или ассирийской религии.
Месопотамцы никогда не контролировали Ханаан?
 
Например, Йахве из Иез.1:27-28 очень напоминает вложенное изображение. Как Иез. узнал о сиянии божеств?
И в чём уж такое прям сильное сходство? Касательно сияния, вот, например, в Пс. 103:2 сказано: "Ты одеваешься светом как ризою", но 103-й псалом, как известно, был написан под влиянием гимна Атону, следовательно, представление о сиянии Яхве может быть результатом переноса на него солярной атрибутики. Другой вариант: Яхве часто сопутствует огонь, следовательно, он мог либо изначально быть огненным божеством, либо мог поглотить образ какого-то огненного бога.     
« Последнее редактирование: 20 Март, 2017, 18:40:39 pm от Дубина Мардука »

Оффлайн Облезлый кот

  • Moderator
  • Афтар
  • *****
  • Сообщений: 945
  • Репутация: +5/-0
    • http://vadymzhuravlov.blogspot.com
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #63 : 20 Март, 2017, 18:05:32 pm »
Тогда надо сжечь все книги, посвящённые изучению сходств Яхве с восточно-семитскими языками.
Чего?
Касательно сияния, вот, например, в Пс. 103:2 сказано: "Ты одеваешься светом как ризою"

Здесь нет сияния. Йахве часто описывают как огонь, но только Езекииль использует визуальный образ "окружен сиянием" ונגה לו סביב.

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #64 : 20 Март, 2017, 18:47:04 pm »
Чего?
То есть с с западно-семитскими богами.
Йахве часто описывают как огонь, но только Езекииль использует визуальный образ "окружен сиянием"
2 Цар. 22:13 - "От блистания пред Ним разгорались угли огненные". 
Ис. 4:5 - "И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров".
Авв.3:3-4 "Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!"
Авв. 3:11 - "солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих". 

Оффлайн Облезлый кот

  • Moderator
  • Афтар
  • *****
  • Сообщений: 945
  • Репутация: +5/-0
    • http://vadymzhuravlov.blogspot.com
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #65 : 20 Март, 2017, 23:35:34 pm »
Вокруг божества ореол сияния. Может, так понятнее. Как нимб, только окружает не только голову, но и все остальное.

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #66 : 21 Март, 2017, 10:46:17 am »
И об этом упоминает только Иезекииль?

Оффлайн Облезлый кот

  • Moderator
  • Афтар
  • *****
  • Сообщений: 945
  • Репутация: +5/-0
    • http://vadymzhuravlov.blogspot.com
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #67 : 21 Март, 2017, 15:38:23 pm »
И об этом упоминает только Иезекииль?
И нео-ассирийская иконография.

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #68 : 21 Март, 2017, 15:49:19 pm »
А в 2 Цар. 22:13 = Пс. 17:13; 103:2; Авв. 3:3-4 о чём тогда говорится?

Оффлайн Облезлый кот

  • Moderator
  • Афтар
  • *****
  • Сообщений: 945
  • Репутация: +5/-0
    • http://vadymzhuravlov.blogspot.com
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #69 : 21 Март, 2017, 16:15:25 pm »
Пс. 104:2 действительно напоминает Иез. 1, но все же не  похоже на ассирийскую картинку. Сказано, что Йахве оборачивает себя светом, как одеждой. Больше всего это похоже на солнечный диск, тогда как у Ехезекля говорится о человеческой фигуре, вокруг которой сверху и снизу  проходят дуги, подобные радугам, от которых радиально расходятся лучи.

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #70 : 21 Март, 2017, 16:19:51 pm »
103 псалом представляет собой пример синкретизма, взяв за основу гимн солнечному богу Атону, автор вместе с тем старается сохранить у Яхве черты бога-громовика, сходного с Баал-Хаддадом, а не делать его солнечным богом в буквальном смысле.   

Склеено 21 Март, 2017, 16:29:44 pm
которых радиально расходятся лучи
А в Авв. 3:4 лучи от Яхве не расходятся?

Связь радуги с Яхве можно, кстати, вывести из Быт. 9:13-16.

О сиянии Яхве ещё говорится в Ис. 60:2-3: " Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию".

В Исх. 24:17 слава Яхве сравнивается с огнём: "Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий".
« Последнее редактирование: 21 Март, 2017, 16:41:46 pm от Дубина Мардука »

Оффлайн Облезлый кот

  • Moderator
  • Афтар
  • *****
  • Сообщений: 945
  • Репутация: +5/-0
    • http://vadymzhuravlov.blogspot.com
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #71 : 21 Март, 2017, 17:19:31 pm »
А в Авв. 3:4 лучи от Яхве не расходятся?

Написано ж рога.

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #72 : 21 Март, 2017, 18:19:36 pm »
Написано ж рога.
Прям как у Моисея.

В Иез. 1:4,13 и 27-28 говорится именно о сиянии вокруг огня, а не самого Яхве, и ближайшей параллелью тут будет стих Ис. 4:5, особенно с учётом  Исх 13:21 и Числ 14:14 в качестве параллелей.
В Иез. 10:4 говорится о сиянии славы Яхве, ближайшими параллелями тут будут Авв. 3:3-4 и Ис. 60:2-3. 
« Последнее редактирование: 21 Март, 2017, 23:00:54 pm от Дубина Мардука »

Оффлайн Облезлый кот

  • Moderator
  • Афтар
  • *****
  • Сообщений: 945
  • Репутация: +5/-0
    • http://vadymzhuravlov.blogspot.com
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #73 : 22 Март, 2017, 18:39:42 pm »
В Иез. 1:4
Кстати, והנה רוח סערה באה מן הצפון - это тоже Бааль наследил?

Оффлайн Дубина Мардука

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 239
  • Репутация: +57/-11
Re: Бааль и Йахве
« Ответ #74 : 22 Март, 2017, 21:34:48 pm »
Не исключено, учитывая Иез. 14:14, 20, можно даже предположить, что Иезекииль был знаком с книгой Иова.

 

.