Однако, согласитесь, что в современном (да как и в средневековом), т.н. классическом христианстве, Сатана наделяется почти божественными чертами. Скажем, он довольно успешно противостоит богу Яхве, Иисус говорит о том, что у Сатаны есть свое царство, и что он хозяин видимого мира и т.д.
Я согласен с тем, что в классическом, то бишь новозаветном раннем христианстве сатана успешно противостоит Богу (термин Яхве в НЗ не используется, там это обычно "Отец Небесный", или просто "Бог", и один раз упоминается Сафаоф).
Но вторым богом его можно назвать только условно, ибо факт успешного противостояния там идёт рядом с фактом, что Бог только один, то есть сатана хоть и не Бог, но противостоит успешно.
Но в кафолическом христианстве - которое стало доминировать начиная с 1 вселенского собора - концепция из зороастрийской возвращается опять ближе к ветхозаветной.
Кто говорит или думает, что могущество Бога ограничено, или что Он создал столько, сколько мог обнять, — да будет анафема. (8 анафематизм Константинопольского Поместного Собора 543 г.)
А сейчас в православии католичестве итд что-то среднее между тем, что есть в Библии, и тем, чего хотела кафолическая церковь. Вроде как Бог всемогущий, но виноват во зле не он. а типа сатана. Что понятно является логическим противоречием, теодицея то ведь ерунда.
Думаю, что христианские мыслители понимали противоречивость наделения сатаны почти божественными силами, но ничего не могли с собой поделать.
Я не вижу тут противоречивости, скорее наоборот противоречивость в том, что Бога, против которого успешно борется сатана, наделили всемогуществом. Разве манихейство (или дуализм) противоречиво? (само по себе) Мне кажется напротив, видя что в мире есть и добро, и зло, дуализм логичен.
Это в иудаизме Сатана имеет четкую роль, подчиненное богу Яхве положение. И если карает бог Яхве то по своей воле, хотя и через сатану (главы о страданиях Иова). В Торе Яхве не прячется за спиной дьявола, и иудаизм сохраняет строгий монотеизм.
Есть мнение, что сатана - это заимствование от персидского Ахримана после Вавилонского плена, хотя я думаю про иудейского сатану-ха-Сатана это сказать нельзя.
Вот любопытная статья на эту тему:
http://vadymzhuravlov.blogspot.com.by/2014/05/16.htmlвот классическая цитата о ветхозаветном строгом монотеизме:
Ис. 45:7 Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
С христианством, думаю, иная история. Христианство (возможно из-за влияния древнеримской религии, манихейства, зороастризма и иных религий) пошло на дуализм божественных сил, на разделение сущего на зло и добро, тьму и свет, сатану и бога Яхве. Да, затерто все, но видно все равно.
Манихейство не могло по определению влиять на НЗ, а концепция "Бог против сатаны" или "Ормузд против Ахримана"
была ещё там. Точнее там она и была представлена наиболее ярко, ибо в католическо-православном священном предании противостояние более сглажено в пользу всемогущества Бога.
При этом в зороастризме (по крайней мере современном) Ормузд тоже считается всемогущим (правда в несколько ином понимании - мол он всемогущий не вообще, а "всемогущий в рамках дозволенного".)
Манихейство возникло позже возникновения христианства, из гностических ересей.
Кафоличество (так я называю католичество и православие до великой схизмы) всё пронизано язычеством, и не только римским. Понтифик, курия, легат итд - всё взято из язычества.
Митраизм ещё оказал на него сильнейшее влияние, оттуда взяли Рождество на 25 декабря.
И возможно на сам НЗ - это рождение Митры из скалы, причастие (которое было и у египетских язычников)
"Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой.
Иустин Философ указывает, что диавол сообщил жрецам Митры это название, ибо Христос родился в пещере. Согласно Стацию, Аполлона ахеменийцы называют Титаном, а в пещере Персея его зовут Митрою, гнущим рога.
Порфирий, ссылаясь на некоего Евбула, отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр, причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон). Митра носит меч Овна (знака Ареса) и едет на быке Афродиты.
Христианский автор Иустин Философ называл предложение хлеба и чаши с водой вступающим в таинства Митры подражанием злых демонов христианству. Использование в них мёда отмечает Порфирий. Степени посвящения в мистерии Митры известны из надписей и письма Иеронима. При посвящении в таинства Митры проводились истязания и испытания через огонь
По Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Цельс рассказывает, что в мистериях даются символы движения звезд и планет в небе и прохождения душ через них, причем символом служит семивратная лестница (семь врат связаны с семью металлами и семью божествами), и утверждает, что христиане многое заимствовали из этого учения (под христианами он понимает прежде всего секту офитов). У Клавдиана Митра назван вращающим звезд, а император Юлиан Отступник упоминает тайное халдейское учение о семилучном."
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0_%28%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29#.D0.9C.D0.B8.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.B8.D0.B7.D0.BC Вы говорите, что борьба не предполагает равенства. Да, но не в мире сверхъестественного. Нет смысла в борьбе или в последней битва сил Зла с Добром, Сатаны с богом Яхве, если сатана изначально один из ангелов, подчиненный воле бога Яхве. Тогда у бога Яхве раздвоение личности, он играет как в театре.
Так в христианстве сатана уже не считается подчинённым ангелом, это только в ВЗ/иудаизме.
НЗ христианство даже ближе к манихейству, чем зороастризм я сказал бы.