Автор Тема: Странная хронология лемовского "Соляриса"  (Прочитано 4172 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Перечитывая "Солярис" Станислава Лема (в этом романе интересны не душещипательные эпизоды личной жизни главного героя, а научные экскурсы и диалоги ученых), обнаружил интересную фактуру в плане датировок времени действия романа.

Во-первых, хотя местоположение планеты Солярис точно не называется, говорится о том, что "Прометей" - звездолет, доставивший Криса Кельвина на Солярис, прилетел с Альфа Водолея (следовательно, двойная звезда, вокруг которой обращается Солярис, находится в некоторой близости - плюс-минус парсек - от Альфы Водолея, которая служит перевалочной базой для полетов в этой части Галактики).  Альфа Водолея расположена в 758 световых годах от Солнца.  Не так, чтобы очень далеко, но далеко за пределами окрестностей Солнца.  Сколько продлился полет главного героя, если он четко заявляет по прибытию: "я прилетел с Земли"?

Но это только первое.  Далее, в главе "Соляристы" обрисована история открытия и изучения Соляриса.  
Цитировать
 "Солярис был открыт почти за сто лет до того, как я родился".
 Главному герою лет 35 (его жене Хари в момент отравления было 19, а ему около 25, и с тех пор прошло целое десятилетие).  Далее,
Цитировать
"в течение сорока с лишним лет к ней не приближался ни один космический корабль".
 Значит, соляристике, как науке всего 90 лет.  Год открытия Соляриса (для удобства) назовем первым годом и посмотрим дальше.
Цитировать
В то время теория Гамова — Шепли о невозможности зарождения жизни на планетах двойных звёзд не вызывала сомнений. Орбиты таких планет непрерывно изменяются из-за непостоянства сил притяжения, вызванного взаимным обращением двух солнц.
Кто такой Гамов?  
Цитировать
Георгий Гамов родился в Одессе 4 марта 1904 года в учительской семье. Его отец, Антон Михайлович Гамов, преподавал русский язык и литературу в частной гимназии. Его мать, Александра Арсеньевна Лебединцева, рано умерла. Как по отцовской, так и по материнской линии Гамов происходил из известных в Малороссии семей. Большинство Лебединцевых были священниками, занимая видные посты в церковной иерархии. Впрочем, среди них нашлось место известному математику К. Ф. Лебединцеву, автору ряда учебников по алгебре начала XX века, и народовольцу Всеволоду Лебединцеву, который приходился Георгию Гамову двоюродным братом и был казнён за попытку покушения на министра юстиции Ивана Щегловитова. Со стороны отца большинство предков Гамова были военными, его дед занимал пост коменданта Кишинёва
Википедия.
Далее, в 1922-1926 Гамов учился в Ленинградском университете на физмате.
Цитировать
Во времена студенчества формируется тесный кружок молодых физиков-единомышленников, названный его участниками «Джаз-бандой». Его ядро первоначально составили Гамов, Дмитрий Иваненко, Андрей Ансельм и В. А. Кравцов. Вскоре к ним присоединились Лев Ландау, Матвей Бронштейн и Виктор Амбарцумян. Трое друзей из этого кружка, Гамов, Иваненко и Ландау, опубликовали в начале 1928 года в Журнале Русского физико-химического общества статью «Мировые постоянные и предельный переход», в которой дали иерархию физических теорий на основе системы фундаментальных констант, включающих скорость света, гравитационную постоянную и постоянную Планка (так называемая cGh-система). Несмотря на то, что сами авторы считали эту работу всего лишь шуткой и никогда на неё не ссылались, впоследствии она привлекла внимание исследователей своими идеями, которые касаются фундаментальных основ физики и принципов её развития
Там же.
В 1928-1934 годах Гамов несколько раз эмигрировал за рубеж, но возвращался, однако с 1934 осел в Вашингтоне.  Сотрудничал с Э.Теллером.
Цитировать
В 1941 году Теллер покинул университет и стал участником проекта по созданию атомной бомбы, однако Гамова к этим работам не привлекли по «соображениям безопасности». Он участвовал в решении второстепенных проблем, став консультантом Военно-морского ведомства. Тем не менее, по утверждению П.А.Судоплатова, спецслужбам СССР удалось привлечь Гамова и его жену к сотрудничеству и использовать его широкие связи с ведущими американскими физиками, которые могли обсуждать с ним возможности создания атомной бомбы. В ходе этой деятельности он сблизился в Альбертом Эйнштейном (таким же «непривлечённым»), общение с которым заставило его вспомнить своего учителя Фридмана и обратило его внимание к вопросам космологии. Лишь летом 1948 года Гамов получил от военных соответствующий допуск и смог принять участие в создании водородной бомбы под руководством Теллер
там  же
"теория Гамова-Шепли" - это, конечно, выдумка Лема, но оба ученых занимались данной темой, и вполне можно датировать "теорию" не позднее чем серединой 1960-х гг (Гамов умер в 1968, Шепли - в 1972).
Далее.
Цитировать
Однако уже через несколько лет выяснилось, что орбита планеты не подвергается ожидаемым изменениям, как будто она была постоянной, такой же постоянной, как орбиты планет нашей солнечной системы.
Цитировать
Через четыре года после этого открытия планету облетела экспедиция Оттеншельда, который изучал Солярис с «Лаокоона» и двух вспомогательных космолётов. Эта экспедиция носила характер предварительной разведки, тем более что высадиться на планету она не могла.
и
Цитировать
В течение дальнейших десяти лет Солярис, теперь уже находящийся в центре внимания всех наблюдателей этого района, демонстрировал поразительную тенденцию к сохранению своей, вне всяких сомнений, гравитационно нестабильной орбиты. Некоторое время дело пахло скандалом, так как вину за такие результаты наблюдений пытались возложить (в заботах о благе науки) то на определённых людей, то на вычислительные машины, которыми они пользовались.

Отсутствие средств задержало отправку специальной соляристической экспедиции ещё на три года, вплоть до того момента, когда Шеннон, укомплектовавший команду, получил от института три космических корабля тоннажа «С» космодромного класса. За полтора года до прибытия экспедиции, которая вылетела с Альфы Водолея, другая исследовательская группа по поручению Института вывела на околосоляристическую орбиту автоматический сателлоид «Луна-247». Этот сателлоид после трёх последовательных реконструкций, отделённых друг от друга десятками лет, работает до сегодняшнего дня. Данные, которые он собрал, окончательно подтвердили выводы экспедиции Оттеншельда об активном характере движения океана.
в результате
Цитировать
В этом споре, который, как вихрь, втянул в течение нескольких недель все выдающиеся авторитеты, доктрина Гамова — Шепли пошатнулась впервые за восемьдесят лет.
80 лет спустя середину 1960-х гг - это 2040-е.  Означает ли это, что 45+13 лет, прошедших с момента открытия Соляриса соответствуют 2046 или 2048 годам?  Если это так, то Солярис был открыт в 1990 году.  Причем, не астрографическим путем, как открываем планеты мы, а с помощью запущенного к нему зонда.
Роман, напомню, писался в 1959 году, оба - Гамов и Шепли были еще живы и могли (с т.з. Лема) сформулировать названную теорию в будущем - поэтому я и отношу ее к 1960-м годам.  До полета человека в космос оставалось два года.  Многие считали, что освоение космоса пойдет семимильными шагами (по аналогии с плаваниями Колумба; действительно, трудно предположить, что к 1543 году испанцы и португальцы ограничатся лишь несколькими демонстрационными плаваниями в Атлантике и лишь прогуляются по побережью Кубы, а все сведения о заморских странах будут получать от местных купцов - именно так выглядит космонавтика на 51 году от полета Гагарина).
Что же происходит в мире соляристики?  В 1960-1970-хх происходит интенсивное освоение малых планет Солнечной Системы, в начале 1980-х приходит черед планет-гигантов.  Работают одновременно десятки экспедиций.  Луна служит главным космодромом для таких путешествий.  Около 1984 года изобретен гравитор - новый тип двигателя, позволяющий преодолевать скорость света (а как иначе объяснить прибытие на Солярис экспедиций уже около 2045 года?)  Теперь полеты к самым дальним звездам занимают не годы и не сотни лет, а всего лишь несколько месяцев.  И темпы изучения нашей Галактики ограничиваются лишь многочисленностью звезд.  Сотни зондов в 1985-1986 годах посланы во все концы.  Они обнаруживают немало интересного, но к 1990 году НАСА и Космический городок погребены под лавиной информации, сначала изучается ближний круг Солнца, а до расположенного за Альфой Водолея двойного солнца Соляриса черед доходит только к 2030-м годам.
"Классический период" соляристики Гравинский в своей монографии (которая попадается Кельвину в главе "Эксперимент") относит к 2048-2108 гг.  Этот период он разделил на периоды 1) квазивулканизма - гравитационного желе (океан неразумен и добиологичен, но может влиять на положение планеты относительно двух солнц) - 2048-2057, 2) гипотезы живого океана (2057-2060) и 3) период гипотез разумного океана - после 2060 (правда, уже к 2068 возродились коллоидно-механические гипотезы).
Цитировать
Всё это происходило за много лет до моего рождения. Когда я ходил в школу, Солярис в связи с установленными позднее фактами был признан планетой, которая наделена жизнью, но имеет только одного жителя.
Кельвин, который родился в 2090 году, ходил в школу около 2097-2107 годов.  А на Солярис он прилетает в 2125 году.

Также примечательно, что люди тратят огромное количество средств на изучение именно Соляриса.  Объяснение элементарно.  Нигде в округе (на 700-800 световых лет) не найдено планет с разумной жизнью (во всяком случае, в тексте об этом нет упоминаний), и Солярис остается единственным "интересным объектом".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #1 : 14 Апрель, 2012, 13:54:00 pm »
И еще.
Верующие почему-то считают "дискриминацией" отсутствие в советских изданиях "Соляриса" до 1976 года одного из фрагментов романа:
Цитировать
Во всех русскоязычных изданиях вплоть до 1976 года из романа вырезалась сцена диалога Снаута и Кельвина "О Боге" из последней главы, которая необходима для понимания всего романа.
http://v1100.net/1wt/solaris.shtml

В моем издании (1981 года) весь текст присутствует (ходя до юбилея крещения Руси еще целых 7 лет).  И что же там такого-эдакого?
Цитировать
— Ах, ты абсолютно не понимаешь, о чём речь. Скажи мне, ты… веришь в бога?
Он быстро взглянул на меня.
— Ты что?! Кто же в наши дни верит…
В его глазах тлело беспокойство.
— Это не так просто, — сказал я нарочито лёгким тоном. — Я не имею в виду традиционного бога земных верований. Я не знаток религии и, возможно, не придумал ничего нового… ты, случайно, не знаешь, существовала ли когда-нибудь вера… в ущербного бога?
— Ущербного? — повторил он, поднимая брови. — Как это понять? В определённом смысле боги всех религий ущербны, ибо наделены человеческими чертами, только укрупнёнными. Например, — бог Ветхого завета был жаждущим раболепия и жертвоприношений насильником, завидующим другим богам… Греческие боги из-за своей скандальности, семейных распрей были в не меньшей степени по-людски ущербны…
— Нет, — прервал я его.— Я говорю о боге, чьё несовершенство не является следствием простодушия создавших его людей, а представляет собой его существеннейшее имманентное свойство. Это должен быть бог ограниченный в своём всеведении и всемогуществе, который ошибочно предвидит будущее своих творений, которого развитие предопределённых им самим явлений может привести в ужас. Это бог… увечный, который желает всегда больше, чем может, и не сразу это осознаёт. Он сконструировал часы, но не время, которое они измеряют. Системы или механизмы, служащие для определённых целей, но они переросли эти цели и изменили им. И сотворил бесконечность, которая из меры его могущества, какой она должна была быть, превратилась в меру его безграничного поражения.
— Когда-то манихейство… — неуверенно заговорил Снаут; сдержанная подозрительность, с которой он обращался ко мне в последнее время, исчезла.
— Но это не имеет ничего общего с первородством добра и зла, — перебил я его сразу же. — Этот бог не существует вне материи и не может от неё освободиться, он только жаждет этого…
— Такой религии я не знаю, — сказал он, немного помолчав. — Такая никогда не была… нужна. Если я тебя хорошо понял, а боюсь, что это так, ты думаешь о каком-то эволюционирующем боге, который развивается во времени и растёт, поднимаясь на всё более высокие уровни могущества, к осознанию собственного бессилия? Этот твой бог — существо, которое влезло в божественность, как в ситуацию, из которой нет выхода, а поняв это, предалось отчаянию. Да, но отчаявшийся бог — это ведь человек, мой милый. Ты говоришь о человеке… Это не только скверная философия, но и скверная мистика.
— Нет, — ответил я упрямо. — Я говорю не о человеке. Может быть, некоторыми чертами он и отвечает этому предварительному определению, но лишь потому, что оно имеет массу пробелов. Человек, вопреки видимости, не ставит перед собой целей. Их ему навязывает время, в котором он родился, он может им служить или бунтовать против них, но объект служения или бунта дан извне. Чтобы изведать абсолютную свободу поисков цели, он должен был бы остаться один, а это невозможно, поскольку человек, не воспитанный среди людей, не может стать человеком. Этот… мой, это должно быть существо, не имеющее множественного числа, понимаешь?
— А,— сказал он, — и как я сразу… — и показал рукой на окно.
— Нет, — возразил я. — Он тоже нет. Он упустил шанс превратиться в бога, слишком рано замкнувшись в себе. Он скорее анахорет, отшельник космоса, а не его бог… Он повторяется, Снаут, а тот, о котором я думаю, никогда бы этого не сделал. Может, он как раз подрастает в каком-нибудь уголке Галактики и скоро в порыве юношеского упоения начнёт гасить одни звёзды и зажигать другие. Через некоторое время мы это заметим…
— Уже заметили, — кисло сказал Снаут. — Новые и Сверхновые… По-твоему, это свечи его алтаря?
— Если то, что я говорю, ты хочешь трактовать так буквально…
— А может, именно Солярис — колыбель твоего божественного младенца, — добавил Снаут. Он всё явственнее улыбался, и тонкие морщинки окружили его глаза. — Может, именно он и является, если встать на твою точку зрения, зародышем бога отчаяния, может, его жизненная наивность ещё значительно превышает его разумность, а всё содержимое наших соляристических библиотек — только большой каталог его младенческих рефлексов…
— А мы в течение какого-то времени были его игрушками, — докончил я. — Да, это возможно. Знаешь, что тебе удалось? Создать совершенно новую гипотезу по поводу Соляриса, а это действительно кое-что! И сразу же получаешь объяснение невозможности установить контакт, отсутствию ответов, определённой — назовём это так — экстравагантности в обхождении с нами; психика маленького ребёнка…
— Отказываюсь от авторства, — буркнул стоявший у окна Снаут.
http://lib.rus.ec/b/294965/read#t14
И что ж тут такого-эдакого религиозного?  Скверная философия и еще более скверная мистика.  Наоборот, текст способен "оскорбить чувства верующих" (верующий - это такое существо, чьи чувства всегда бывают - дня не проходит! - оскорблены).  От броской фразы Снаута: "Ты что?! Кто же в наши дни верит…" до элементарного объяснения, что есть божество - увеличенная копия человеческого несовершенства (у евреев - еврейского, у греков - греческого).

Да, не боги творят людей, а люди делают богов.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Летбур

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 468
  • Репутация: +0/-0
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #2 : 17 Апрель, 2012, 10:51:41 am »
Товарища Станислава Лема, возможно, больше интересовала художественная часть произведения, поэтому он допустил некоторые условности. Многие фантасты так делают, и я не вижу в этом ничего плохого. Ведь в конце концов, это художественное произведение, не претендующие на научную истину.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
для инновационного развития необходима святая инквизиция

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #3 : 18 Апрель, 2012, 14:58:17 pm »
Да, но очень часто фантастика "более современна", чем любой иной жанр литературы, поскольку фиксирует сиюминутные настроения, надежды и прогнозы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
1. Религиозно-идеалистический бог в полном смысле этого слова первичен, поэтому он не развивается, а "нисходит" к своему творению.
2. Развивающийся бог, подобный живому существу, принадлежит материализму.
3. Материалистический бог, как указывалось, несовершенен и не обладает безграничным всемогуществом. Размах его "способностей" ограничен. Это скорее плод эволюции, отличающийся от человека настолько, насколько человек отличается от бактерии.
4. Материалистический бог, как и всё в нашем мире, не вечен. Продолжительность его жизни может быть невероятно большой (миллионы или миллиарды лет).
5. Разумеется, вышеизложенное принадлежит к сфере "возможного" воображения и не претендует на точную науку.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #5 : 06 Июнь, 2012, 15:25:35 pm »
Цитата: "Molodcov Yuriy"
1. Религиозно-идеалистический бог в полном смысле этого слова первичен, поэтому он не развивается, а "нисходит" к своему творению.
2. Развивающийся бог, подобный живому существу, принадлежит материализму.
3. Материалистический бог, как указывалось, несовершенен и не обладает безграничным всемогуществом. Размах его "способностей" ограничен. Это скорее плод эволюции, отличающийся от человека настолько, насколько человек отличается от бактерии.
4. Материалистический бог, как и всё в нашем мире, не вечен. Продолжительность его жизни может быть невероятно большой (миллионы или миллиарды лет).
5. Разумеется, вышеизложенное принадлежит к сфере "возможного" воображения и не претендует на точную науку.
1. христианство с его неувядающим желанием сидеть сразу на всех стульях (хотя задниц явно не хватает), только запутало этот вопрос.  У них бог одновременно и неизменен, и изменен.  В зависимости от полемической потребности.
2. кстати, а как в этом отношении выглядят греческие боги (и вообще политеистические)?  Я отношусь к тому направлению в религиоведении, которое не считает "язычество" религией (за исключением т.н. "мировых" религий, а также зороастризма, иудаизма и пифагорейства и некоторых "зародышей" религий - культа Заломксиса у гетов и т.п.)  Поэтому "боги" политеизмов - это всего лишь олицетворение реальных (!) явлений реальной природы.  Потому наука и возникла в Греции/Индии, а вовсе не в среде обиженных еврейских книжников.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #6 : 06 Июнь, 2012, 19:59:58 pm »
Цитата: "Владимир Владимирович"
1. христианство с его неувядающим желанием сидеть сразу на всех стульях (хотя задниц явно не хватает), только запутало этот вопрос.  У них бог одновременно и неизменен, и изменен.  В зависимости от полемической потребности.
Да, хотя последовательные христиане чаще настаивают на неизменности божества.
Цитата: "Владимир Владимирович"
2. кстати, а как в этом отношении выглядят греческие боги (и вообще политеистические)?  Я отношусь к тому направлению в религиоведении, которое не считает "язычество" религией (за исключением т.н. "мировых" религий, а также зороастризма, иудаизма и пифагорейства и некоторых "зародышей" религий - культа Заломксиса у гетов и т.п.)  Поэтому "боги" политеизмов - это всего лишь олицетворение реальных (!) явлений реальной природы.  Потому наука и возникла в Греции/Индии, а вовсе не в среде обиженных еврейских книжников.
Относить политеизм к религии или нет - это вопрос выбранного определения. Религиозное мировоззрение в своей эволюции прошло три этапа:
1. Анимизм. От самых ранних первобытных верований к вере в духов. Если боги "управляли" целым комплексом явлений (бог грома и молнии), то духи "правили" исключительно локально.
2. Политеизм. От веры в духов к вере в богов - самых могущественных духов. Язычники представляли природу населённой сверхъестественными силами, покровителями явлений природы. Поэтому им молились, приносили жертвы. В то же время в просвещённой среде политеизм терял сверхъестественную окраску, заменяя молитвы прославлением, "сверхъестественные" объяснения превращая в метафорические (далеко не произвольно), особенно при мифотворчестве. Здесь неясность: или суеверие было "первичным", а творческая мифология - облагораживанием народных верований; или мифология была "первичной", а суеверие явилось следствием искажений и буквального понимания мифов.
3. Монотеизм. От веры в богов к вере в бога. Впервые религия освятила моральные нормы именно на этом этапе. Элементы монотеизма видны уже в мировоззрении Сократа и сочинениях Платона, Аристотеля. Монотеизм также усвоил элементы политеизма (вера в богородицу, архангелов, ангелов, святых и пр.).
4. В настоящее время религия имеет некоторую возможность вновь эволюционировать: отказаться от веры в бога-творца и:
1) отождествить бога с Природой (пантеизм);
2) отождествить бога с каким-либо духовным явлением Микрокосма. В этом направлении мыслят некоторые просвещённые священники из христианства и иудаизма;
3) совместить обе тенденции, перейдя к вере в нескольких "богов" либо назвав их иначе.
Однако эволюция религиозного мировоззрения, учитывая мировые тенденции, откладывается на неопределённый срок. Отважатся ли религии на такую перемену? Ислам, судя по всему, никогда.
« Последнее редактирование: 06 Июнь, 2012, 20:09:22 pm от Molodcov Yuriy »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #7 : 06 Июнь, 2012, 20:08:32 pm »
Цитировать
Ислам, судя по всему, никогда.
Ислам, как говорится, между нами мальчиками, это гностицизм.  Гностицизм более умный, чем совр. талмудический иудаизм, но всего-лишь гностицизм.
У меня несколько иная классификация религий.  Подробнее в ближайшее время.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #8 : 06 Июнь, 2012, 20:30:40 pm »
Цитата: "Molodcov Yuriy"
4. В настоящее время религия имеет некоторую возможность вновь эволюционировать: отказаться от веры в бога-творца и:
1) отождествить бога с Природой (пантеизм);
2) отождествить бога с каким-либо духовным явлением Микрокосма. В этом направлении мыслят некоторые просвещённые священники из христианства и иудаизма;
3) совместить обе тенденции, перейдя к вере в нескольких "богов" либо назвав их иначе.
Богу - богово, духу - духовное  :D

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Странная хронология лемовского "Соляриса"
« Ответ #9 : 07 Июнь, 2012, 14:49:18 pm »
Цитата: "дарго магомед"
Цитата: "Molodcov Yuriy"
4. В настоящее время религия имеет некоторую возможность вновь эволюционировать: отказаться от веры в бога-творца и:
1) отождествить бога с Природой (пантеизм);
2) отождествить бога с каким-либо духовным явлением Микрокосма. В этом направлении мыслят некоторые просвещённые священники из христианства и иудаизма;
3) совместить обе тенденции, перейдя к вере в нескольких "богов" либо назвав их иначе.

Богу - богово, духу - духовное  :D
Человеку - человеческое? :D
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!