Перечитайте еще раз мои реплики. Это ваш Дайдзецу Судзуки, а не я предложил слиться с объектом «в самом глубоком смысле» я же просто спросил – где измеритель глубины. Затем я попросил объективных фактов и исследований на тему «прсветления»
Право, Вы так рассмешите даже ваших единомышленников, требуя измерить какое-нибудь чувство или переживание.
Глубина «просветления» объективно не измеряется. Может быть, когда Вы изобретете измеритель чувства, то мы значительно продвинемся и в изучении дзен с точки зрения метрологии. Понятно, что Судзуки – не математик или физик, поэтому он выражается на языке если не поэзии, то прозы. А это как раз тот язык, который Вам непонятен, хотя это странно для того, кто пишет песни и стихи. Вы сказали, что творчество тоже может быть измерено, однако это странно звучит, поскольку только человек способен оценить картину художника или слог стиха. Качество, а не глубина «просветления», также определялась интуитивно другим мастером. Что можете Вы сказать о таком сравнении: когда у одного учителя спросили, в чем состоит суть буддизма, тот ответил: «У ведра отламывается дно». Эта аллегория только и может, по глубокому убеждению (
не требуйте от меня определения и глубины убеждения!) хоть как то продемонстрировать тот психологический опыт, что буддизм ставит выше всего.
Вы меня простите, если я снова сошлюсь на работу Абаева, дабы проиллюстрировать данную тему оценки качества «просветления»:
Так, в "Линь-цзи лу" приводится очень показательный в этом отношении эпизод о разоблачении такого "лже-пророка": "У наставника Цзин-шаня было 500 учеников, но из них мало кто решался прийти к нему на собеседование (боясь побоев. – Н.А.). Хуан-бо велел Линь-цзи испытать его... Линь-цзи пришел в монастырь Цзин-шаня и прямо с дороги, с дорожной сумкой на плечах, вошел в зал для лекций и медитаций, где сидел сам наставник. Не успел Цзин-шань поднять голову, как Линь-цзи неожиданно закричал на него; "Хэ!" Цзин-шань в замешательстве открыл рот [не найдя что ответить]. Линь-цзи тряхнул рукавами и вышел" [105, §46]. Далее сообщается, что узнав о поражении своего наставника, ученики ушли от него. Реакция учеников была вполне закономерной, так как не найдя подходящего ответа во время поединка-диалога с Линь-цзи, Цзин-шань проявил полное отсутствие интуиции, которая в таких ситуациях должна дать немедленный и правильный ответ, а наличие тонкой и глубокой интуиции (кроме того, что она является признаком "просветленности" самого наставника) было необходимым условием психологических экспериментов со своими учениками, позволяющим точно и безошибочно определить их состояние, и на основании этого диагноза применить соответствующий метод психотренинга. Затем выясняется, что дзенское мировоззрение – это не взгляд человека на мир, а взгляд человека на человека, после чего я предложил дзенское мировоззрение переименовать в человекозрение
Мне опять придется обратить внимание на аспект существования объекта. Лучше было бы, если бы Вы обратились к философским работам Гуссерля, Хайдеггера и других идеологов феноменологии и экзистенциализма, поскольку я в философии полный профан. Попробую, все же, изложить в своем довольно непрофессиональном понимании.
Что такое «объект»? Мы уже говорили, что формально объектом его делает субъект. Что это значит? Объект – есть вещь, которая выделяется от других вещей своим качеством. Но опять возникает вопрос: а что такое качество? Качество – это нечто такое, что оценивается кем-то. Таким образом, несмотря на объективные критерии качества, оно нуждается в субъекте, в его оценке. Без субъекта не существует ни объекта, ни качества, иначе мы должны прийти к платонической философии, где такие явления, как «совесть», «любовь», «красота», «качество» фигурируют как имеющие собственное субстанциональное существование. Таким образом, несмотря на четко выработанные (в том числе как естественный результат филогенеза человека) критерии качества, они являются субъективными характеристиками, может быть, общими для всех людей, но все же субъективными.
Таким образом, требуя качественные подтверждения чего-либо, Вы апеллируете, на самом деле, к таким общим субъективным критериям качества, но при этом к самой субъективности относитесь пренебрежительно. «
По общему убеждению, мы живем в одном и том же мире, но кто может ручаться, что веь, которую мы просто называем камнем, представляет собой одно и то же для всех нас» (Судзуки Д. Наука дзен.)
Поскольку объект выделяется из фона субъектом и не существует без субъекта, поэтому в дзен и говорится, что «все вещи находятся внутри нашего ума», хотя это, в отличие от философии, остается на уровне ощущения.
Если возвратиться непосредственно к качеству «просветления», как и любого другого психологического феномена, то здесь нужно оперировать не физическими параметрами, а теми же критериями, какими определяется, является данное характерологическое, личностное состояние человека болезнью или нет. Таким критерием в этом отношении является способность к адаптации и нормальной жизнедеятельности. И в этом аспекте дзенское состояние «просветления» не только удовлетворяет этому критерию, но и свидетельствует о значительном повышении адаптивных способностей.
Вы, конечно, опять потребуете от меня объективных исследований, возможно, это и правильно. Но вот что должен сказать. Я познакомился с дзен практически в детстве, в секции
каратэ-до. «
Каратэ – это дзен, дзен – это каратэ», - такой девиз, наверное, и Вам знаком. Можно оговорится, что в древности эта фраза звучала по-иному, поскольку самого термина каратэ-до еще не было, но это неважно. Знаете, как, например, в айкидо или
традиционном дзюдо или дзю-дзюцу тренируют способности ученика? Заламывают руку, и он должен, невзирая на сильную боль, найти сам, интуитивно выход из положения. Жестоко, но эффективно. Юность – романтическая пора, когда все воспринимаешь восторженно и максималистски. Так и я априори воспринял феномен «просветления» как нечто такое, что в человеческом существе совершает, говоря словами Судзуки, всеобщую «революцию». Вот, что пишет сам Судзуки:
«Такое приобретение, однако, является – действительно и естественно – величайшим умственным катаклизмом, с которым только может встретиться человек в своей жизни.Действительно, апологетическая история китайского чань и японского дзен демонстрирует более чем впечатляющие примеры таких случаев (и в них нет никаких оснований сомневаться). В дальнейшем же, когда эйфория постепенно спала, что связано с процессами взросления, да и более пристальным знакомством с этой темой, оказалось, что «просветление» может иметь ту или иную силу, степень. Более того, моменты «сатори» могут быть не единственными, да и само ощущение того эйфорического состояния, что сопровождает момент «просветления», уменьшается в течении нескольких дней.
Это так, идеалистические настроения значительно уменьшились, созрело здоровая потребность в прагматизме. Я продолжал набегами тренироваться в «медитации», но никаких успехов даже не предвиделось. Читая «Алтарную сутру шестого патриарха» я ни бельмеса в ней не понимал.
Однажды мне довелось иметь беседу с одним смежным специалистом в области психотерапии, работающим в областном центре репродукции человека. Я знал, что он окончил лишь полугодовые ускоренные медицинские курсы в военной академии. Мы вели с ним долгие беседы, включающие темы о боге (он стоял за бога), психоанализа (он его на дух не переносил) и т.п. Он обнаруживал почти полную некомпетентность в нейрофизиологии, строении головного мозга и влиянии гормонов на состояние психики. Я спорил с ним, рассказывая об этих вещах, и вдруг он неожиданно произносит: «Юра! Ты что, лимбическая система?» Я продолжал по инерции что-то говорить о подкорковых образованиях, сигнальных системах и т.п., но что-то во мне вдруг изменилось. Когда мы попили чаю, я вышел на улицу. Был август, часто шли дожди, и в небе появлялись радуги. Я доехал до дома, открыл книгу Судзуки, и стал читать. И все, что я читал, откликалось пониманием того, что хотел передать автор. Я открыл «Алтарную сутру» и слова легендарного (скорее всего, собирательный образ) Хуэй-нэна мне также стали понятны.
Позже, оценивая, что же изменилось в моем существе, я понял, что это был прорыв из концептуального мира в мир интуиции. Если раньше я ценил только разум и логику, то интуиция с тех пор стала моим вторым Я. Таким образом, я склонен расценивать тот момент, как небольшое «сатори», хотя в описание Судзуки оно не вполне вписывается. Что определенно роднит мое переживание с классическим – это открытие новых горизонтов восприятия, мгновенность, непринужденность и спонтанность, прорыв к
безличной субъективности (в отличие от неизбежно личной субъективности христиан). На логические способности все это никак не повлияло, а только дополнило их.
Рассказывая все это, я нисколько не стараюсь угодить Вашим критериям достоверности. Ваши критерии относятся к миру физических явлений. Я сам люблю третировать христианских идеологов на основе логических опровержений их догматов, но там есть концепция и умопостроение, а здесь ничего этого нет и не требуется. Дзен-буддисты не стремятся к оформлению своего опыта в дискурсивных положениях, и не потому что ленятся, а потому что ценят только субъективность, невыразимую в понятиях, ту субъективность, которая есть только-восприятие. И поскольку это переживание, новое состояние субъекта - этот новый способ смотреть на себя, новое отношение к себе, то это означает и по новому воспринимать вещи объективного мира как «содержащиеся в нашем уме». Я не переоцениваю свой опыт, но знаю, что интуиция здесь не противник разума. Может быть, появляется только повышенные требования к тому, чтобы разум не слишком долго оставался в тисках абстрактных умопостроений.
Более того, весь этот опыт нисколько не умаляет ни логики, ни научного способа описания мира – это разные сферы применения ума. И не надо ревниво смотреть на это.
Вы цените логику. Я тоже. Вы можете презрительно относится к интуитивному восприятию мира – повторю, это право каждого, выбирать по душе. Вы можете агрессивно относится к религии любой – независимо то того, принесла ли она вред и несчастья человечеству или нет –тоже Ваше право! Но каково Ваше отношение к виднейшим деятелям науки, того же Эйнштейна, который высоко отзывался о буддизме, как о религии и философии? А Бертрана Рассела, чьи воззрения вообще потерпели эволюцию от объективного идеализма к субъективному? Логик, математик,
атеист.Б.Рассел также высоко ценил дзен.
Неужели надо быть таким сухарем, чтобы даже субъективное, личное стремиться измерить и оценить? Таким отношением к чувству Вы просто дискредитируете атеизм. Лучше бы Вы цитировали танку или хокку на атеистические темы.
В конце должен сделать важную оговорку. Я не принадлежу дзен как личность и не восторгаюсь им. Я прагматик, и даже резко отрицательно отношусь ко многим экстремистским практикам, встречающихся в дзен. Мне больше импонирует ближайший родственник дзен - даосизм с его большим акцентом на естественности и спонтанности. И я знаю простейший, но верный способ осуществления «пути» -
Совершенный путь не ведает трудностей, кроме трудности неотдавания [чему-либо] препочтения («Девиз верного ума»в стихах)
Важно отметить то, что сам Судзуки, хоть и описывал в трагических выражениях перипетии пути к сатори, но все современные школы относят себя к направлению Сото, в котором подчеркивается непринужденность и постепенность в практике достижения «мгновенного озарения». Делайте легкое усилие, не более того, каждый день, каждую минуту. Если стремится достичь сатори, оно никогда не посетит человека. Помните, у Линь-цзи: «Чем сильнее Вы к нему стремитесь, тем дальше он от вас убегает»
От себя добавлю, что при этом необходимо избегать какого-либо «священного» отношения к дзен, ведь… никакого дзен не существует! Да. Есть только человек, который смотрит сейчас в монитор. Дзен – это он, пробудившийся от концептуального сна.
Люди могут жить на востоке или на западе, отличаться психотипом и генотипом, но проблемы имеют одну и ту же субъективную точку приложения, один и тот же знаменатель – человеческое Я, осуществляющее оценочную деятельность со своих позиций. И решение этих проблем, хоть и объективно различается, но на уровне субъективном имеет один способ, может быть, не абсолютный, более действенный в комплексе, но все же важный и действенный, и
в котором совершенно не нужно совершать титанических усилий. В данном случае вперед ставится не априори поставленные задачи, как Вы сказали, а интуитивно ищется выход из положения фрустрации, и он таким образом нащупывается как деактуализация Эго, которое является источником энтропии в человеческой психике. Не убийство (или самоубийство) ума, и не аскетизм и убожество, а гармонизация переживания бытия. Застенчивый человек таким путем (вкупе с анализом и разъяснением ему причин его затруднений) легко и естественно освобождается от своих комплексов. Более того, именно такой подход позволяет раскрепостить человека, освободить его от страха внешнего осуждения, остракизма, и это становится необходимым условием для людей, поставленных по каким-нибудь причинам в положение изгоев в обществе, повышая независимость, и вместе с тем социальную адаптивность.
Хотелось бы, чтобы Вы не просто критиковали традиционные психопрактики и религии (
хотя это надо делать!!!), но указывали еще и то, что на Ваш взгляд в них есть положительного.
Atmel
P.S. Так что же имел в виду Циолковский под «волей Вселенной»?