И что? В любом случае не Византия брала что-то с Руси, а Русь брала с Византии. "По очкам" мы определённо выигрывали.
По каким очкам?? Еще раз, наблюдаем за цепочкой Олег – Игорь – Святослав. Успехи и неудачи были у всех, но стратегического успеха добился только первый. Дальше все хуже. Если рассматривать факт получения дани как признак большего могущества, тогда получается, что решительно все соседи Византии были сильнее ее, потому что все в разное время и по нескольку раз получали дань. Но мы знаем, что все они еще и получали по лбу, и тоже не один раз. Не делайте далеко идущих выводов на основании одного набега. Наполеон вот тоже до Москвы дошел, однако войну проиграл. Мы не борцов на татами оцениваем, здесь «очковый метод» не подходит.
В ущерб своему народу - вот что хреново.
Выше писал про принятие религии. Что, был вариант иной, лучше?
Тогда я не понимаю, с чего вы взяли, что Ольгу вообще завербовали. Где доказательства?
Да крещение и есть доказательство, хотя бы и косвенное. Ведь ясно же, что после такого шага она уже не могла вести политику, противоречащую интересам Византии. А то ещё проклянут и от церкви отлучат...
Вернулись. Никакое это не доказательство, даже не косвенное. По поводу отлучить и прочее – это фантазии. У вас порочный круг. Крестилась, так как была агентом; была агентом, так как крестилась. Или: 1. Ее завербовали, поэтому она крестилась. 2. Поэтому стала бояться отлучения. 3. Поэтому уже не могла вредить интересам Византии. Между пунктами 1 и 3 стоит ненужная связка, которая однако несет мотивационную нагрузку. Если византийцы завербовали Ольгу, то мы сразу попадаем в п. 3. Зачем ей креститься?
Какой именно политический шаг сделала Ольга, который является доказательством ее «вербовки»?
Та же ПВЛ свидетельствует о её поползновениях приобщить святослава к христианству. Но он не купился, а христианскую веру назвал уродством.
Нормальное желание неофита – сам вляпался, подтяни родню. Не вижу государственного решения. (Тем более, что и не получилось.)
Опять же, уж больно быстро её начали почитать как святую, причём византийские попы (своих тогда на Руси практически не было). Это за какие заслуги такие почести?
А это уже вопросы к попам. Но, думаю, ответ ясен. Для церкви Ольга действительно сделала много приятного. По сути, «создала режим благоприятной конъюнктуры на неосвоенном и перспективном рынке».
Мне интересно, как это доказывает, что Ольгу завербовали византийские ЦРУшники. Какой именно политический шаг сделала Ольга, который является доказательством ее «вербовки»?