author=МаксО link=topic=30934.msg586297#msg586297 date=1696148503]
Всем хой!
Вот часто слышу мнение людей о том, что нет доказательств как наличия, так и отсутствия бога. А вы что думаете по этому поводу?
Необходимо для начала конкретизировать что они подразумевают под словом "бог". Пусть люди конкретизируют.
Например, для пантеиста-материалиста природа, мир, материя - это и есть бог.
А для объективного идеалиста бог - это трансцедентная нематериальная личность, например, высшее Я каждого, независимое в своем существовании от биологического тела.
Пантеисту проще - наличие объективного мира вряд ли кто-то будет отрицать кроме, разве что, законченных солипсистов. Но им мало кто верит, уж очень экзотичная и замысловатая теория ).
Идеалисту, если он считает богом личное совокупное Я (Я абстрактное, всеобщее и идеальное) труднее - ему необходимо доказать, что сознание способно существовать без своего материального субстрата - мозга.
Поскольку его личный опыт и опыт других показывает, что и наличие, и качество сознания зависит от работы мозга и тела (примеры: глубокий обморок, отравление мозга веществами, воздействие на тело внешней среды в том числе социальной т.д.), то идеалисту приходится находить изощрённые объяснения, чтобы убедить себя и других в том, что сознание, все-таки, независимо от тела, конкретно его хитрой конструкции - мозга.
У него это не очень получается, поэтому приходиться апеллировать к авторитету догм. Подобная страусиная политика, вообще-то, недостойна думающего человека.
Честный идеалист это понимает и поэтому принимает убежище агностицизма - там хоть ничего доказывать не нужно.) И можешь верить во что угодно - имеешь право.
Тоже не самая лучшая позиция, надо сказать. Скорее позиция конформиста-ленивца, но не никак не ученого.
Но у идеалиста есть чувства. И эти чувства религиозны.
Как истинный гуманист, его более научно подкованный собеседник должен принимать их во внимание.
И чтобы не оскорбить нежные религиозные чувства идеалиста и сберечь его психическую целостность с ним необходимо соглашаться и смело провозглашать:
Да, разумеется, Бог есть!
(добавив при этом про себя - в сознании (воображении) верующего!, т.е. субъективно)
Так никто не погрешит против Истины.
Если же вопрос встанет ребром - существует ли Бог идеалиста (его Высшее Я) объективно, то есть вне и независимо от его сознания и вообще материального мира, то тут придется разбираться конкретно и говорить начистоту.
Сначала надо определиться, чего ищет собеседник:
Истину, какой бы Она не была, или удовлетворяющих его объяснений, поддерживающих его текущий взгляд на мир и, следовательно, оправдывающие его мысли, чувства, желания и поступки. Если собеседник ищет например, утешения и избавления от скорбей, ему может быть и не нужна Истина, а нужна спасительная ложь. Тут по обстоятельствам. Но лучше не врать, а смиренно отойти в сторонку сказав скорбящему какие-нибудь нейтральные слова утешения, например, что время лечит и всему обязательно приходит конец.
Если вопрошающий ищет Истину и только Истину, с ним можно говорить прямо. Но благоразумно. Чтобы вместил.
Итак, сначала следует определиться с тем, какого Бога мы доказываем.
Если Бога идеалистов, то сначала решаем вопрос о бессмертии души. Бессмертна ли она.
Для этого договариваемся о том, что понимать под душой. Потом решаем доказательно вопрос о ее бессмертии.
Скажем доказали, что она смертна.
прим. Некоторым и доказывать не надо, например иеговистам. Они уверены в ее смертности и так.
И вот именно здесь и возникает интересный вопрос.
Скажем обе стороны (атеист и теист) согласились с тем, что душа (сознание и его личность) смертна. Но доказывает ли это что Бога идеалистов нет?
Бог идеалистов - это вечное несозданное нематериальное Высшее Я, существующее объективно, то есть независимо от нашего осознания Его существования.
Это Я и сотворило материальный мир, в частности, человека с его сознанием.
Так ВЕРИТ идеалист.
Материалист на собственном опыте ЗНАЕТ (именно поэтому он и материалист), что его сознание без мозга существовать не может, оно - свойство человеческого мозга.
Чтобы быть и работать сознанию необходим материальный субстрат - мозг. (Мы не говорим сейчас о других гипотетических материальных носителях сознания).
Поэтому вопрос - возможно ли существование Высшего Сознания (Бога) без Его материального носителя - в виде вещества или поля?
Чтобы ответить на этот вопрос придется еще раз обратиться к философии идеализма.
Идеализм (напр. в ипостаси персонализма) утверждает:
Бог - это Высшее Я, Полное Целое, которое есть трансцедентная (независимая от материи) Верховная Личность, Творец материальной вселенной.
Если так, то наш ключ к ответу:
Если Бог идеалиста - это нематериальное абстрактное Полное Целое, т.е. наше совокупное нематериальное вечное Высшее Я, то...
Дальше мыслим логически и получаем ответ.
Ответ неутешителен для идеалиста).
Или он должен определить своего бога иначе.