Автор Тема: Православная инквизиция. Факты и обсуждение  (Прочитано 8119 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
Информация о православной инквизиции неоднократно приводилась в разных темах форума. Я решил собрать её отдельно в этой теме. Для начала я приведу некоторые факты (взяты с курайника):
Цитировать
989-990 гг. “Святой князь Владимир” в процессе крещения учинил резню в Новгороде (изветсное крещение огнём и мечом).
Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел.
Учреждение “Церковного Устава св. Владимира”, где предписывалось сожжение волхвов.

1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.

1150 г. “Святой князь Александр Невский” учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей).

1169 г. “Святой князь Андрей Боголюбский” сжег Киев.

1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: “изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе” с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб.,
1862 г.: “Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и
знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и
связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели”.

1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.

1411 г. Псков. Сожжены 12 “вещих жонок” (колдуний, ведьм).

1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.

1485 г. Пьемонт. Сожжена 41 «ведьма».

1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван
Максимов, в Новгороде - Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.

1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.

1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона
и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:
Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский
Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде
Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге
В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек
В Нижнем сожгли народу много
В Казане - 30 человек
В Киеве - стрельца Илариона
А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами

1682 г. В деревянном срубе сожжены: протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей
Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки),
диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и
отсечение десницы, а также инок Епифаний.
Добавляем, обсуждаем...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #1 : 12 Июнь, 2009, 09:20:33 am »
А никто не задавался вопросом, что на том уровне развития общества инквизиция была чем-то вроде Комиссии по борьбе с лженаукой?
А сожженные ведьмы - вроде современных мощенниц: экстрасенсов, белых и черных магов и прочая?

Заметьте, я только спросил....

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 12 Июнь, 2009, 14:38:57 pm »
Нет. Вряд ли аналогия уместна. Ересь это несогласие с мнением основной Церкви. Волхвы это те же священники, но старой религии. Еретиков (жидовствующих, старообрядцев) можно также сравнить с еретиками католиков (катарами, вальденсами, протестантами всех мастей и т.п.).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн farmazon

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 449
  • Репутация: +1/-0
Цитата: "Дориан Грей"
1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.
Грекулов датирует эту казнь 1444 годом.

Цитировать
В 1591 г. в Астрахани обнаружили колдунов, виновных в «порче», т.е. в заболевании, крымского царевича Мурата Гирея. «Колдуны» были сожжены при большом стечении народа. В 1606 г. процесс о «порче» возник в Перми. Здесь по обвинению в чародействе отправили на костер несколько человек. В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке по навету церковных «доказчиков» чародеями объявили женку Агафьицу и крестьянина Терешку. По указу царя несчастных вывели на площадь, где сказали об их «богомерзком деле», затем посадили в сруб, обложили соломой и сожгли. В том же году за чародейство сослали в Кирилло - Белозерский монастырь крестьянина Михаила Иванова: он-де «наговорами» испортил невесту царя Евфимию Всеволжскую. В 1649 г. в чародействе обвинили женку Анюту и какого-то мордвина. Их трижды пытали и жгли огнем так, что поломали им ребра и сожгли ноги, потом бросили в тюрьму, где они умерли от голода.

Цитировать
В 1630 г. по делу одной «бабы-ворожейки» было привлечено 36 человек; по делу Тимошки Афанасьева, возникшему в 1647 г., судили 47 «виновных». В 1648 г. вместе с Первушкой Петровым, обвиненным в чародействе, «пытали» истину у 98 человек. За Аленкой Дарьицей, привлеченной к суду в 1648 г. за тот же грех, последовали 142 жертвы. С Анюткой Ивановой (1649 г.) судили за чародейство 402, а по процессу Умая Шамардина (1664 г.) -1452 человека.

Цитировать
В 1672 г. в Астрахани при большом стечении народа сожгли Корнилу Семенова, у которого были найдены какие-то заговоры. Вскоре после этого в 1674 г. в Тотьме обвинили в «порче» женку Федосью; ее, конечно, сожгли. В 1676 г. в Сокольском сожгли в срубе пушкаря Панко Ломоносова и его женку Аноску вместе с кореньями и травами, которые те применяли для лечения.

Цитировать
В 1720 г. на Волыни в чародействе обвинили крестьянку Проську Каплунку. Её посадили в яму, засыпали землей до плеч, сверху набросали хворосту и сожгли.

Цитировать
...помещик Лука Малинский представил в 1730 г. в суд города Кременца свою крепостную Мотруну Перистую, обвинив ее в том, что она знается с дьяволом и занимается чародейством. Мотруну подвергли трехкратной пытке, растягивали ей члены блоками и веревками и три раза жгли раскаленным железом. Несчастная, не выдержав пыток, призналась в том, чего допытывались инквизиторы. После такого «признания» ее сожгли.

Цитировать
В 1737 г. 12-летнюю дворовую Ирину Иванову заподозрили в сношениях с дьяволом. Ее обвинили в том, что в «ее утробе было дьявольское наваждение, говорившее человеческим языком». Несчастную девочку заключили в Томский монастырь, били кнутом, и, вырезав ноздри, сослали в далекий охотский острог под постоянный надзор местного духовенства.

Цитировать
В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшем графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжег крестьянку, обвинив ее в колдовстве. «Женщина созналась, — писал управляющий помещику, — и с великим отчаянием отправилась на тот свет». В местечке Ярмолицах Подольской губернии в 1770 г. сожгли местного лекаря — крестьянина Иосифа Маропита, предварительно погрузив его в бочку со смолой.

Цитировать
... в декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за ее «колдовство», а летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии такую же расправу учинили с тремя крестьянками, обвиненными в наступлении засухи.


(Е. Ф. Грекулов Православная инквизиция в России)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от farmazon »
"Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?"(с) Черномырдин В.С.

Оффлайн SE

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 773
  • Репутация: +3/-0
(Нет темы)
« Ответ #4 : 12 Июнь, 2009, 20:19:42 pm »
Справедливости ради нужно сказать, у Грекулова есть ошибка:

Цитировать
Еще в XIII-XIV ее. новгородские выходцы, утверждая свою власть в Вятском крае, насаждали христианство мечом и огнем, не останавливаясь перед уничтожением местных народов, не желавших креститься. Делалось это при помощи духовенства, следовавшего за завоевателями в новые места. Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли.


А, вот, как тот же эпизод излагается у Соловьева

http://olbest.ru/library/texts/ist/solv4/16.shtml
http://olbest.ru/library/texts/ist/solv4/17.shtml
"Относительно народного права мы видим, что война ведется с таким же характером, как и прежде, если еще не с большею жестокостию. Нижегородцы, взявши пленных у мордвы, затравили их собаками. Смольняне во время похода своего на Литву младенцев сажали на копья, других вешали стремглав на жердях, взрослых давили между бревнами и проч.; ругательства псковичей над пленными ратниками Витовтовыми мы отказываемся сообщить нашим читателям; во время похода московских войск на Улу-Махмета ратники по дороге грабили и мучили своих, русских; митрополит Иона говорит о вятчанах, что они во время походов своих с Шемякою много православных перемучили, переморили, иных в воду пометали, других в избах пожгли, иным глаза выжигали, младенцев на кол сажали, взяли пленников более полуторы тысячи и продавали татарам".

Разница очевидна: у Грекулова - варварские действия совершает духовенство, у Соловьева - вятские воины. У Грекулова - казнят нежелающих креститься, у Соловьева - православных (во всяком случае, на Вятке, так как нижегородцы, смольняне и псковичи, действительно, издевались над иноверцами). Кто же прав?

Берем Акты Исторические, Том 1, акт № 261. Находим там два послания митрополита Ионы.

Первое ко всем вятичам: "И ныне ново, сими часы, воевали есте, великого князя вотчину, Сысолу и Вымь и Вычегду, да людей есте православного христианства много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и в хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток, безчисленно пожигали, а иным очи выжигали, а иных младенцов на кол сажая умертвяли, подобяся злочестивому губителю и христианом убийце Ироду; а полону есте взяли боле полуторы тысячи душ, да которой ныне себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даёте…”

Другое, действительно, к вятскому духовенству, где митрополит упрекает их за то, что те не унимают паству от нехристианского образа жизни, но ничего не говорит о том, что духовенство причастно к казням младенцев.

Ссылка на упоминание текста послания Ионы 1452
http://www.kotelnich.info/history/bolshakov/1.shtm
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от SE »

Оффлайн Yupiter

  • Администратор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 4 617
  • Репутация: +40/-55
(Нет темы)
« Ответ #5 : 28 Август, 2009, 05:58:32 am »
"В XVI—XVII веках наказания преступников были ужесточены, в том числе через решение церковного суда.
Основное количество процессов против ведьм и знахарей пришлось именно на эти века. Особенно часто казнь ведьм и знахарей практиковалась в XVII веке. Последний известный случай — сожжение Марфушки Яковлевой, обвинённой в наведении порчи на царя Фёдора Алексеевича. Значительно чаще в России применялись посажение на кол, замуровывание в монастырских стенах и забивание плетьми."

"Наказания в виде сожжения заживо в срубе за «богохульство» стало обычным при Патриархе Иове (1589—1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов. Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода, стал свидетелем одной из казней:
" …муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики. "

В 1590-1591 годах по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены колдуны в Астрахани. Патриарх Иов писал царю:
"О великий государь, боговенчанный царь и великий князь Федор Иванович Всея Руси! Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в свое время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.  

Патриарх Иов причислен Русской православной церковью к лику святых в 1989 году."

Следующим московским Патриархом, требовавшим в 1623 году от царя Михаила Федоровича (годы правления 1613—1645) сожжения еретиков за «великие духовные дела», был Филарет (отец царя). В ответ на требование Патриарха Филарета казнить еретиков «до конца» (сжечь), царь отказался вынести решение, пока Филарет не сообщит ему «каким людям, и за какие было вины довелося наказанье до конца учинити и огнем жечь, и что их большие вины». Дальнейшие события этого дела не известны.

В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года», согласно которому на законодательном уровне предполагалась казнь за ересь, иноверие, богохульство и т. п.:
"Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь."  
«Уложение» было подписано всеми участниками Собора, в том числе Освященным собором — высшим духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через несколько лет ставший патриархом.

В дальнейшем казни еретиков происходили уже государственными властями, но по указу духовенства. «Когда нужно было кого-то пытать духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству».

Следующими событиями, приведшими к массовым казням, стали церковная реформа Патриарха Никона (1650—1660), а также церковный Собор (1666), на котором староверов и всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни.

В 1666 году был схвачен и сожжен старовер-проповедник Вавила. Современник старец Серапион писал по этому поводу: «богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость».

В 1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.

В 1671 — 1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.

В 1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых за колдовство с помощью кореньев. В том же году сожгли старообрядца инока Филиппа, а в следующем, в Черкасске — попа-старообрядца.

Патриарх ИоакимВ 1681 году церковный Собор во главе с патриархом Иоакимом (1674—1690) обратился к царю с просьбой:

"Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же суду и по своему Государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинить."  

Вскоре после этого 14 апреля 1682 года были сожжены стараобрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.

22 октября 1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама. В 1684 году царевна Софья Алексеевна подписала указ «…о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «…с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «…по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь». В этом же году был сожжен старообрядческий проповедник Андроник («Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь»).

Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху 1685 года по указанию патриарха Иоакима сожгли в срубах около девяноста раскольников.

В. Татищев (1686—1750), русский историк и государственный деятель, писал в 1733 году:
"Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали."
Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви
wikipedia
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Yupiter »
Нет ни сверхъестественных вещей, ни явлений. Просто некоторые из них пока ещё выходят за границы нашего естествознания.
:rtfm Правила форума

Оффлайн kichrot

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 605
  • Репутация: +0/-3
(Нет темы)
« Ответ #6 : 28 Август, 2009, 15:04:59 pm »
Большую подборку фактов и ссылок на материалы представил на форуме сайта ИнтерГу.ru в теме http://pedsovet.intergu.ru/index.asp?ma ... 70&page=2#  Кошкин Виктор Викторович:


58. Кошкин Виктор Викторович, 05 апреля 2009 г. 13:57:33    
 
>> 45. Алекс, 03 апреля 2009 г. 1:02:39 “Какова роль учителя ? Познакомить с историей…”

О да… Итак начнем…

988 г. Кн. Святым Владимиром (Василием: имя, данное при крещении) - истреблены кумиры Велеса и Услада, кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. “А кто не прийдет, противен мне будет” - так сказал Влидимир. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ.
989-990 гг. “Святой князь Владимир” в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение “Церковного Устава св. Владимира”, где предписывалось сожжение волхвов.
1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.
1169 г. “Святой князь Андрей Боголюбский” сжег Киев.
1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: “изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе” с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: “Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели”.
1250-е гг. “Святой князь Александр Невский” учинил резню в Новгороде (и это не поле брани, это убийство мирных жителей, гражданских).
Конец XIII века. Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими и сопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались на деятельность библейских персонажей. Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с “колдунами” и “ведьмами”, указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли “всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму” [Е. Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.]. Видели ли деятели церкви, что истребление людей противоречит некоторым положениям евангельской проповеди? Они не могли этого не видеть, но вспоминали о евангельском милосердии только тогда, когда это им было выгодно.
1285 г. Кормчая книга. “отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам”.
1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
XV век Новгородский епископ пишет митрополиту Зосиме: “Ано фрязове по своей вере како крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз тех речей и список к тебе посылал - завидки берут и хочется перенимать опыт у инквизиции…”
1411 г. Псков. Сожжены 12 “вещих жонок” (колдуний, ведьм).
1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.
1490 г. Собор требовал смертной казни еретиков, Иван III воспрепятствовал.
1499 г. Книга “Поучение священнослужителей”. Против язычества.
Начало XVI века. Казнь Фомы, двоюродного брата Дмитрия Тверетинова (иконоборцы).
1504 г. Собор постановил сжечь Ивана Волка-Курицина, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова в клетке, что и было осуществлено.
1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде - Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.
1505 г. Поучения против язычества в “Грамоте митрополитов Фотия и Даниила”, “Домострой” и “Стоглав” предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками.
1551 г. Иван Грозный пишет митрополиту Макарию: “В монахи постриглись ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать. Упивание безмерное, разврат, содомский грех. Отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить”. Вся эта поповщина существовала за счет труда русского крепостного. Только на Троице-Сергиев монастырь работало около 80.000 крепостных.
1551 г. Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией.
1552 г. Поучения против язычества в “Судебнике”.
1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.
1564 г. Иван IV, письмо Курбскому: “Нигде же обрящеши не разориться царству, еже от попов владому”.
1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой».
1601-1603 гг. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.
1640 г. Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли».
1648 г. Указ христианского монарха Алексея Михайловича о запрещении песен, праздников, плясок, игрищ. Запрещено даже качаться на качелях (!). Запрещено хоронить павших воинов в горицах (курганах) и проводить тризну (поминки с застольем). В указе упоминалось о вреде скоморохов, предписывалось ломать дуды, гусли и т.д., а тем, кто за скоморохами следует (подражает, ряжничает), предписывались батоги и ссылка.
1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:
Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский
Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде
Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге
В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек
В Нижнем сожгли народу много
В Казани - 30 человек
В Киеве - стрельца Илариона
А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами
1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек (…и всеразличными смертьми чашу страданий испиша, аки класы доброплодныя острейшим мучения серпом пожати быша, и кровию своего древлецерковная предания запечатлеша).
1682 г. В деревянном срубе сожжены: протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний
Статистика: за 1601-1700 гг. в Москве было издано 483 тиража книг. Из них НЕ религиозных - всего 7 (семь).
РАСКОЛ: После решений собора 1666 г. нераскаявшиеся остатки стригольников Соловецкого монастыря по настоянию патриарха Иоакима были казнены (более 50 человек).

http://www.numizmat.ru/secret/2007/06/2 ... _3841.html
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0205/001a/02050016.htm
 
59. Кошкин Виктор Викторович, 05 апреля 2009 г. 13:59:40    
 
"В Вологодской области недавно найден архив , это документы никонианской эпохи, в которых присутствует в том числе и примерная статистика погибших раскольников, которых "гнали до Ледовитого океана, где и погибали сотнями". Раскольники, конечно, не язычники. Но погибли то-они от рук ревнителей веры из РПЦ..."
...
1.Традиция сожжений в православной Византии.

"Ок. 690 г. взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области. Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора)" [В. Алымов. Лекции по исторической литургике, 1995]. Живший в начале IX в. игумен Феофан записал в своей "Греческой истории", что в его время византийский император пытался восстановить сожжения для манихеев, но его отговорил константинопольский патриарх Никифор - еретиков следует обращать кротостью. Увы, Феофан не только ни похвалил патриарха, но и назвал милосердного пастыря "невеждой" и "злонамеренным человеком". Он даже прибавил, что сожжение еретиков согласуется с правилами Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они когда-нибудь раскаялись и наложили на себя епитимью. И, как ни печально, в Византии победила последняя точка зрения: около 1110 г. Синод приговорил к сожжению ересиарха Василия (казнь была описана очевидицей, царевной Анной Комниной).

Источники:
http://www.krotov.info/history/16/liorente/lior_11.html
http://www.krotov.info/history/04/alymov/alym_06.html
http://www.krotov.info/spravki/chron/1100.html

2. Сожжения на Руси в домонгольскую эпоху.

Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды дважды сталкивались из-за сожжений за религиозные преступления. 1227 г. четырех волхвов, задержав, отвели к архиепископу, и, после этого, сожгли, "связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели", несмотря на протест бояр. Около того же времени в Смоленске князья и бояре отказались казнить монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало казни, обвиняя Авраамия в ереси и чтении запретных книг. - среди предложенных видов казни - "пригвоздить к стене и поджечь".

Источники: ПСРЛ. Т. 10. - С. 94 Памятники литературы древней Руси: 13 век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83

3. Законы о сожжениях в 13-15 вв.
В 13 - 15 вв., один за другим в русских документах появляются законы о сожжениях за религиозные преступления.
"Кормчая книга" (1284 г.): "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь".
"Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви", карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества.
"Святые правила святых апостолов", предписывающие "огнем зжещи или живого в землю закопати" за переход в иную веру".

Источники: ПСРЛ. Т. 3. - С. 479 - 480 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91 Прав. Обозр. 1876, Кн. 3, стр. 88

4. Сожжения ведьм

В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.

Записки В. И. Штейнгеля // Русская старина. 1881. - Т. 32
ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
ПСРЛ. Т. 14. - С. 39
Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 428
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652
История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46
Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. - Томск, 1907, гл. 1
http://www.kennan.yar.ru/seminars/smili ... scuss.html

5. Сожжения жидовствующих в кон. 15 - нач. 16 вв.

В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы (вероятно, вспомнив закон о сожжении еретических книг на голове еретика). Двое наказанных сошли с ума и умерли. Геннадию удалось привлечь на свою сторону авторитетного иерарха, игумена Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий одобрил суровые действия Геннадия: "повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков - и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере" В 1504 г. Иосиф Волоцкий добился от церковного Собора сожжения неизвестного числа еретиков в особых клетках. Летописец назвал по именам восемь казненных, добавив: "и иных еретиков сожгошя".

Источники:
Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
http://www.wco.ru/biblio/author09.htm?brw=...de=И&ccnf=И
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 372.

6. Сожжения в 16-нач. 17 вв.
Шведа Петрея эпоха Грозного поразила умеренностью преследований за веру: "Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду" (летопись сообщает только об утоплении иудеев). В 1569 году царь приказал сжечь трех крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами телятины. При его сыне Федоре, по сообщению английского посланника Флетчера, в Москве сожгли супружескую пару по обвинению в ереси. В 1605 г. стрельца Смирного, принявшего ислам, царь "повелел облить нефтью и зажечь. Тут окаянный скончался"

Источники
П. Петрей. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
ПСРЛ. Т. 14. - С. 58
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56
Д. Флетчер. О государстве Российском // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
 
60. Кошкин Виктор Викторович, 05 апреля 2009 г. 14:01:07    
 
7. Сожжения в 17 в. помимо старообрядцев
В 1623 году сибирским воеводам привели людей, повинных в неких "великих духовных делах". Воеводы "учинили им наказание слегка и разослали во многие города, а до конца над ними наказанья не учинили и огнем не сожгли". При всем уважении к гуманизму воевод нельзя не отметить, что по закону ("до конца") за "великие духовные дела" полагалось сожжение. "Соборное уложение" 1649 г. предусматривало сожжения за богохульство и за обращение православного в ислам. Дьяк Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим, рассказывает: "жгут живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением". "Смертные казни женскому полу бывают: за богохульство… жгут живых; за чаровство… отсекают головы". В 1682 году, учреждая духовную Греко-славянскую Академию, царь Федор Алексеевич предписал ей сжигать вероотступников, колдунов и богохульников. От 1697 года сохранилось письмо патриарха Адриана, посвященное дьякону Петру Артемьеву, открыто выразившему свои симпатии католицизму. Адриан, в числе прочего, писал: "Потщусь на него нарочито [специально] собор собрать. Если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь". В итоге, церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению, молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в твердом узилище". Но любопытно, что сожжение упоминается, как обычное наказание за вероотступничество.

Источники:
Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 380-381
История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204
Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича, 7, 4; 7, 45
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. - М., 1985. - С. 239-240
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 52, 143
 
61. Кошкин Виктор Викторович, 05 апреля 2009 г. 14:01:38    
 
8. Сожжения старообрядцев.
Аввакум писал о сожжениях, в разных городах, восьмидесяти старообрядцев. Официально предписала сжигать раскольников царевна Софья, в правление которой вышел указ "о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы", если "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут" "по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь". Согласно иностранному свидетельству, вскоре после выхода указа патриарх Иоаким велел сжечь в деревянных срубах около 90 старообрядцев. По подсчету историка Татищева: "Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил". Любопытна оценка православным старцем Серапионом сожжения монаха Вавилко в Вязниках ок. 1666 г.: "Богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость".

Источники:
Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. - М., 1990. - С. 148
Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
Именной указ от 1684 года (№ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202
Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8
В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356-357

Аввакум поучал: «А в Нижнем (Новгороде) преславно было: одних еретики [никониане] пожгли, а другие, распалившись любовью и плача о благоверии, не дожидаясь еретического осуждения, сами в огонь дерзнули, да цело и непорочно соблюли правоверие. И сожгли свои тела, души же в руки Божии предали, ликуют с Христом во веки веков, самовольны мученички, Христовы рабы. Вечная им память во веки веков! Доброе дело содеяли… надобно так!» «Да еще бы в огонь христианин не шел! Сгорят все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа своего и святых отцов предания сгореть, да в будущем вечно живы будем о Христе Исусе» (Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. – М., 1990. – С. 148-149). Минимальное число «самовольных мученичков»: 1667 – 1700 – 8834 чел.; 1700-1760 – 1332 чел.; 1760-1800 – 401 чел. (Сапожников Д. Л. Самосожжение в русском расколе. – М., 1891. – С. 160).

Более достоверен подсчет знаменитого историка Татищева: «Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил» (В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356-357).


http://staroobryad.narod.ru/aboutch12.html
жертв только за первое столетие гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, умореных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо.

http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=5070
Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, с потоками крови; виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил — все это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью.


Способы казней перечислены точно, но к цифрам нельзя относиться с доверием - сведения о многих казнях исходят от раскольников, неизбежны преувеличения. Рекорд здесь поставила "Белорусская общественная газета"

http://bdg.press.net.by/2002/05/2002_05 ... _4_1.shtml
Что знаем мы про раскол? Что мужики с окладистыми бородами желали класть крест не тремя перстами, а по старинке — двумя. И за это в средние века пролились реки человеческой крови. Новое крестное знамение вряд ли вошло бы в моду, если бы Патриарх Никон силой не принуждал народ. Тех, кто заупрямился, по приказу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона безжалостно казнили. Целые общины, вместе с детьми и стариками, сжигали в деревянных срубах, осуждали на четвертование. Самая «легкая» смерть, на которую мог рассчитывать отступник, — удушение веревкой или утопление в воде. Так спасали души еретиков — погибло больше одного миллиона старообрядцев.


"О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы". "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут... по трикратному у казни вопросу, буде не покорится, сжечь" (Именной указ от 1684 года (№ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202).

И еще немного из уникального исследования Е. Ф. Грекулова "Православная инквизиция в России".

"По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 года патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 церковных противников (Шлеев И. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. ".


http://youthinchrist.narod.ru/preaches/ ... tnznam.htm
Архиепископ Сергей Журавлев:
"Патриарх Московский и всея Руси Никон с 1654 года принуждал народ силой к новым греческим обрядам‚ среди которых и злосчастное ”крестное знамение”‚ которое теперь требовалось изображать на себе тремя пальцами‚ а не двумя‚ как было заведено с момента ”Крещения Руси”. Тех‚ кто упрямился и отказывался от новых обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Этих людей по приказу Патриарха и Царя стали казнить безжалостно. Начиная с Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича Царским Православным самодержавием было казнено свыше одного МИЛЛИОНА старообрядцев. Эта поистине бессмысленная бойня была устроена фанатичным монашеством и духовенством и потому отличалась особыми‚ мало с чем сравнимыми‚ зверствами. Людей целыми общинами и семьями‚ вместе с детьми и стариками‚ сжигали в деревянных срубах. Многие осуждались на четвертование (”колесование”)‚ которое заключалось в том‚ что человеку постепенно отрубали руки‚ ноги‚ а затем лишь голову. Все это сопровождалось чтением специальных молитв. Если суд монашеский был более гуманным и учитывал какие–то церковные заслуги осужденного‚ то человека ждала ”дикая” смерть – удушение веревкой или утопление в воде. Монахи‚ руководившие этими казнями‚ были убеждены в том‚ что они правы и даже ”творят благо” грешникам‚ ”разрушая греховные и еретические тела‚ для того‚ чтобы спасти их души”.
 
62. Кошкин Виктор Викторович, 05 апреля 2009 г. 14:02:11    
 
9. Сожжения в 18 в.
Двух человек при Петре сожгли за оскорбление икон: цирюльника Фому в Москве и другого иконоборца, имя которого не сохранилось, в Петербурге. Согласно рассказу камер-юнкера Берхгольца о втором преступнике: "Император, говорят, сам несколько раз ходил к нему во время содержания под стражей и после произнесения приговора и уверял его, что если он только скажет перед судом, что заблуждался, ему будет дарована жизнь, даже не раз отсрочивал исполнение казни; но человек этот остался при том, что совесть не позволяет ему поступить так". В 1721 году, по императорскому указу, в Новгороде сожгли дьячка - богохульника. В 1738 г. сожгли за переход в иудаизм дворянина Возницына и Боруха Лейбова, а за возвращение из православия в ислам татарина Тойгильду. В первом случае, приговор утвердил сенат, во втором -губернатор. Вскоре на престол взошла Елизавета Петровна, давшая обет никого не казнить смертью. По инерции, в 1743 году сенат утвердил приговор о сожжении мордвина Несмеянко-Кривого за возвращение в язычество.

Источники:
Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991
Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 204
Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера; Бассевич Г.-Ф. Записки. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000
Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
Русский архив. - 1867. - № 12. - С. 1717
С. Соловьев. История. 1743 г.

10. Подробности дела Кульмана и Нордермана.
«В Москве жил ясновидящий Кульман у иностранца Нордемана. Кульман написал книгу о новом пришествии на землю Христа в качестве Великого Пророка. Желая напечатать книгу, Кульман передал ее заведующему типографией, но последний отказал в напечатании без патриаршего благословения. Книгу доставили патриарху. При просмотре книга была признана еретической и Кульман и его хозяин Нордеман (последний неизвестно за что) были сожжены» (ЧОИДР, 1871, кн. 3, стр. 187). По этому случаю, "в 1689 году (№ 1358, от 23 окт.) была дана новгородскому воеводе боярину князю Петру Прозоровскому грамота о сожжении в Москве еретика Квирина Кульмана и найденных у него развратных книг и писем, о соблюдении впредь более осторожности при расспросах, проезжающих в Москву иностранцев и непропуске никого из них в Москву без царского указу" (Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 107).

"В Разбойном приказе "жгли живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением" (Котошихин, Соч., гл. 7, стр. 95).

11. Насчет количества судимых за волшебство... Хороший вопрос. Недавно вышла книга А.С. Лаврова “Колдовство и религия в России. 1700-1740 годы”, в которой он попробовал дать статистику. Автор отчасти пользовался данными, опубликованными мной, и от них отталкивался. После того, как он опубликовал свои выводы, у меня совсем пропало желание приводить какие-либо цифры. Потому что все, чем мы располагаем (36 женщин и 168 мужчин, по моим прежним подсчетам, либо также около 200, по подсчетам Лаврова), – это малый процент от того, что существовало, и трудно судить о его репрезентативности.
По моим данным, в XVIII в. было не менее 200-250 процессов. Я смотрела вологодские, московские, петербургские, ярославские, устюжские, курские, казанские, уральские материалы... По законодательству большинство этих дел обязано было рассматривать местное духовное ведомство “епархиальная консистория (декастерия)”. Но многие местные архивы консисторий за XVIII в. находятся в плачевном состоянии. Сохранность «колдовских дел» убеждает в том, что подсчеты имеют мало смысла. Мы имеем случайную выборку, которая дает нам случайное соотношение.

12 . «Дела о волшебстве издревле принадлежали в России заведованию духовной власти, и чародеев сжигали на костре точно так же, как и в Западной Европе, в чем уверяет Карамзин… В повести о волховании, написанной для Иоанна Грозного, утверждается необходимость сжигать чародеев. Котошихин говорит, что в его время мужчин за волшебство и чернокнижество сжигали, а женщин за волшебство живых закапывали в земле, отчего они умирали на другой или на третий день» (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Собр. М. Забылиным. Кн. 1. – М.: Терра, 1996. – (впервые издана в 1880 году). - С. 186, 187).

13 . "Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь" (Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 520)

14 . Очередное упоминание о сожжениях. Из записок С. Коллинза, врача Алексея Михайловича.

"Ересь наказывается огнем. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя скоро задушает его. Довольно и слишком строго это наказание"

(С. Коллинс. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196)

15 .Очередное упоминание о сожжениях в 17 в.:

"Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда"

(Я. Рейтенфельс. Сказание о Московии // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327)
 
63. Кошкин Виктор Викторович, 05 апреля 2009 г. 14:02:40    
 
16. Сожжения в 18 в.
По утверждению немецкого педагога И.- Г. Фоккеродта
(проживавшего в России в 1712-37 гг.), Петр I “велел
сожечь живыми некоторых их [раскольников] учителей”.
По архивным документам, в 1730 г. были приговорены к
сожжению за богохульство 19-летний солдат Филипп
Сизимин и дворовый Иван Столяр, а в 1738 г. две
женщины были сожжены в срубе за то, что во время
литургии выплюнули святые тайны - суд сослался на
Соборное Уложение 1649 г.

Источники
И.-Г. Фоккеродт. Россия при Петре Великом // Неистовый
реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. – С. 14
Е. Б. Смилянская. Волшебники. Богохульники. Еретики:
Народная религиозность и «духовные преступления» в
России 18 в. – М.: Индрик, 2003. – С. 207, 218, 221

17. Сожжения старообрядцев
Инок Филипп «сожжен огнем бысть» в Москве, некий Иван
Красулин - в Печенгском монастыре. В кон. 1674 г.
решили сжечь боярыню Морозову, но тут не выдержало старомосковское боярство и обратилось к царю с протестом – Морозовы были одним из 16 высших аристократических родов московского государства, имевших право на наследственное боярство. В 1675 г. Морозова была уморена голодом. Сидевшая вместе с ней простая инокиня Иустиния - всё-таки сожжена.

Источник:
С. Зеньковский. Русское старообрядчество. – М.:
Церковь, 1995. - С. 328, 332, 335, 377




И еще…

В 1649 году в Уложении Алексея Михайловича была введена смертная казнь за переход из православия в инославие (полагаю, что не миловали за это и ранее). Петр Первый ее подтвердил. Елизавета Петровна в 1740-х гг. отменила смертную казнь (исключая чрезвычайные случаи и военную юстицию - переход в инославие ни туда, ни туда не относился). Были введены менее тяжкие, но тоже основательные наказания. В самом своде законов статьи о смертной казни остались - Елизавета просто объявила на нее вечный мораторий (кроме вышеназванных случаев). Формальная отмена этого закона произошла лишь в 1905 (!) году по случаю введения свободы вероисповедания.

Все в полном соответствии с Библией: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. (От Марка 9:42)

Соборное Уложение 1649 г.
Глава I
а в ней 9 статей
О богохулниках и о церковных мятежниках


1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской
человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и
Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его
угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет
сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,
зжечь.


1. К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа
Русии руку приложил.
2. К сему Уложению Ростовской Митрополит Варлам руку приложил.
3. Митрополит Крутицкой Серапион р.п.
4. Архиепископ Маркел Вологоцкий р.п.
5. Архиепископ Моисей Рязанский р.п.
6. Архиепископ Ioна Тверский р.п.
7. Епископ Рофаил Коломенской р.п.
8. Троицы Сергиева монастыря архимарит Андреян р.п.
9. Чудова монастыря архимарит Кирил р.п.
10. Спаса Новаго монастыря архимарит Никон р.п.
11. Андронникова монастыря архимарит Селиверст р.п.
12. Казанского Преображенского монастыря архимарит Никон р.п.
13. Соловецкаго монастыря игумен Илья р.п
...

И еще…
http://www.ateism.ru/author.htm?author=406
http://atheismru.narod.ru/Atheism/Society/Shatsky.htm
http://atheismru.narod.ru/Atheism/Society/Shatsky02.htm
http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gre/grekulov.htm
http://www.nazlobu.ru/publications/article1890.htm
http://sovphil.narod.ru/atheism/atheism023.rar
...
и т.д.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от kichrot »
Я давно подозреваю, что дьявол четвертая ипостась Бога.

Оффлайн kichrot

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 605
  • Репутация: +0/-3
(Нет темы)
« Ответ #7 : 28 Август, 2009, 15:37:05 pm »
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И СОЖЖЕНИЯ

Евгений Шацкий

http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/sha/shazky.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от kichrot »
Я давно подозреваю, что дьявол четвертая ипостась Бога.

Оффлайн Antediluvian

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 11 038
  • Репутация: +2/-8
(Нет темы)
« Ответ #8 : 30 Август, 2009, 11:50:39 am »
Из книги Устава Морского 1720 года от Рождества Христова (выделено мною - Antediluvian):

Хотя всем христианам надлежит христиански жить и не в лицемерном страхе Божии содержать себя, однако же воинские люди сие с вящею ревностию уважать и внимать имеют, понеже оных Бог в такое состояние определил (в котором несравнимо чаще других смертным страхом себя подвергать должность имеют, неотложно), исполняя службу своего Государя и Отечества. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от Единого Бога Всемогущего, яко от Истинного Начала всех благих и праведного победодавца, происходит. И Оному токмо молитися и на Него надежду полагати надлежит во всяких делах и предприятиях. Того ради через сие все идолопоклонства, чародейства, с великим подтверждением запрещаются. И ежели кто такой найдется, или сему подобный суеверный, или богохульный: оный по состоянию дела, в жестоком заключении в железах, и клещами наказан, или весьма сожжен быть.

Толкование:

Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам и тем, которые чрез отраву вред какой учинят, или отвержение от оного найдется. А ежели во оных письмах или словах хулы имени Божию и отвержения от оного нет, то точию суеверные бредни, то надлежит по изобретению дела того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и при том церковным публичным наказанием.


Какие чудесные расклады...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Antediluvian »

Оффлайн kichrot

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 605
  • Репутация: +0/-3
(Нет темы)
« Ответ #9 : 01 Сентябрь, 2009, 11:32:03 am »
....

Первые сожжения татар, марийцев, чувашей, удмуртов, башкортов, русских и жителей Поволжья, отказывавшихся от крещения произошли уже в 1552-1562 годах. Эта форма наказания применялась наряду с утоплением. Русская летопись говорит, что митрополит Макарий приказывал тех татарок, которые «не похотят крестится, метать в воду». Иван Грозный также прославился тем, что топил евреев, например после взятия Полоцка. Миссионер М. А. Машанов, в 19 веке, отмечает такой факт – среди крещеных татар была распространена легенда о том, как крестили их предков - закрывали в банях и перекрывали трубы – и выпускали только тех, кто соглашался креститься…

Источники крайне неохотно раскрывают перед нами завесу тайн прошлого. Не исключено, что тексты летописей были скорректированы православными иереями уже в Новое время – чтобы замести следы неприглядных фактов. Однако сожжения были очень распространены, и наверняка именно так наказывали татар, отказавшихся крестится.

Русская православная церковь и сожжения

http://www.atheismru.narod.ru/Atheism/S ... atsky1.htm

Террор русской православной церкви.

http://www.atheism.ru/library/Shacky_1.phtml

Тайкильдэ Жуляков - татарин, заживо сожженный по приказу В. Татищева

2 0 апреля 1738 года по приказу главы Главной Горной канцелярии действительного тайного советника Василия Никитича Татищева было совершено сожжение татарина Тайкильдэ (Тойгильды в русской транскрипции) Жулякова. Это наказание было наложено на него ЛИЧНО нелюдем, которого до сих пор считают просвещенным историком, книги которого стоят в домах у людей. Тайкильде совершил лишь один проступок – отказался от силой навязанного православия и вернулся к Исламу.

В 1738 году к Василию Татищеву стали поступать сведения о том, что многие из татар и башкир, крестившихся под страхом смерти, переходят обратно в Ислам. Неистовые православные миссионеры кусали себе локти – мусульмане не принимали православия, и при первой же возможности возвращались к вере предков. Татары и башкиры отказывались от исполнения полуязыческих православных обрядов – так называемого «пастырского окормления»… Татищев, поучаемый церковными изуверами, дал приказ отловить и наказать «отпадших от православия».

Из Мензелинска, в котором находилось тогда представительство Главной Горной канцелярии, 11 марта 1738 г. полковнику Арсеньеву, командиру Сибирского драгунского полка, было отправлено предписание о конвоировании для проведения следствия Тайкильдэ Жулякова. Арсеньев с драгунской командой выехал в Теченскую слободу, где и задержал Жулякова и трех его старших сыновей - 16-ти , 14-ти и 12-ти лет. Жене и младшему из сыновей удалось спастись – добрые люди укрыли их в лесу.

Расследованием всех случаев отказа от православной веры занимался майор Угримов. К нему в Екатеринбург и отправил полковник Арсеньев задержанных. Тайкильдэ Жуляков и его детей сковали цепями и посадили в колодки.

Конвой отправился в Екатеринбург и 10 апреля 1738 г. был уже в 30 километрах от города. Зная, что его ждет в Екатеринбурге, Тайкильдэ Жуляков расцепив колоду, сумел освободить руки. Пользуясь тем, что уже начинало вечереть и в сумерках пьяные гренадеры не могли достаточно бдительно наблюдать за ними, герой освободил детей. Подождав, пока к телеге, в которой они сидели, приблизился один из конных гренадеров, Тайкильдэ выхватил из-за армяка сидевшего к нему спиной возницы топор и ударил им по ноге гренадера...

Однако судьба не была благосклонной – русские гренадеры, вооруженные до зубов, совместно с возницами, одолели в неравной схватке татарина и его детей. Им так и не удалось бежать – что и не мудрено – в незнакомой местности, изнеможденные долгим переездом, в сумерках, что могли сделать они против озверелых солдафонов? Каково же было ему, человеку с прекрасным именем Тайкильдэ (в переводе с татарского – «пришел жеребенок») и трем его сыновьям – Якшэголь, Котлэмбай и Якшэмбай ехать на казнь? Что ощущает человек, знающий, что ему и его детям уготована жестокая кара? Проклятье ляжет на голову изуверов- миссионеров, убийц в черных рясах, задолго до наших дней осуществлявших террор на просторах Поволжья и Урала…

По прибытии в Екатеринбург Тайкильдэ приволокли на допрос к майору Угримову. Там он заявил, что вера его предков не может быть заменена и оставлена, и что дети его должны вырасти мусульманами. Плевком в лицо православным изуверам стала речь пленного татарина. После долгого допроса майор, не желая брать на себя ответственность, понес протокол на утверждение к Татищеву.

Татищев наложив такую резолюцию : "Татарина Тойгильду за то, что, крестясь, принял паки магометанский закон - на страх другим, при собрании всех крещенных татар сжечь …". Как высший начальник на всей огромной территории южного Урала Василий Татищев имел полную власть над жизнью и смертью всех подданных Российской Империи, проживавших в этих местах.

Казнь свершилась 20 апреля 1738 г. Все башкиры и татары, каких удалось разыскать в Екатеринбурге и его окрестностях, были доставлены к месту сожжения Тайкильдэ.

Столб и привязанный к нему человек, разведенный под его ногами костер – это сцена из Средневековой Европы, перенесена на татарские земли. Поп, обрюзгший, бородатый, тычет в нос казнимого крест. Плевок. Тэрэ – страшное ругательное слов, вот что означает «крест» на татарскм, башкирском, да и других языках. Плевком в этот крест показал Тайкильдэ Жуляков свое презрение убийцам в рясах.. .

Невозможно читать эти строки без слез. Жалко молодого, сильного мужчину, которого увезли в чужой город, оторвали от жены, отобрали детей… Сожгли на площади, перед соплеменниками, перед солдатами… Его смерть, осененная миссионерским крестом, стала приговором человеконенавистническому церковному террору – и душа его, светлая и чистая, будет просить прощения и татищевым, и попам, загубившим десятки тысяч невинных людей. И Аллах (с.а.с.) простит их. А мы будем помнить, что и наш народ прошел через Холокост, только вместо свастик на убийцах были кресты…

В указе по Главной Горной канцелярии за подписью Татищева вина Тойгильды Жулякова была сформулирована следующим образом: "... ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел. .."

Дети казненного Жулякова были обращены в крепостную зависимость и по распоряжению Татищева вместе с обозом Екатеринбургского монетного двора ( т. е. под крепким конвоем ) отправлены в Москву. Очевидно, для продажи на рынке. Далее следы Якшэголя, Котлэмбая и Якшэмбая Жуляковых теряются

http://tatarica.yuldash.com/culture/article1074
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от kichrot »
Я давно подозреваю, что дьявол четвертая ипостась Бога.