Автор Тема: Аристотель - атеисти или агностик? материалист? верующий?  (Прочитано 2327 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн nrisimhacaitanya

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 410
  • Репутация: +1/-1
другой вопрос.
Аристотель пишнет в метафизике -

"
Поэтому  и  обладание  ею  можно  бы  по  справедливости  считать  выше
человеческих возможностей, ибо во многих  отношениях природа  людей рабская,
так, что,  по словам Симонида бог один  иметь лишь мог бы этот дар, человеку
же не подобает искать несоразмерного ему знания. Так вот, если поэты говорят
правду  и  если  зависть -  в  природе божества,  то  естественнее всего  ей
проявляться в этом случае, и  несчастны должны бы быть все, кто неумерен. Но
не  может  божество быть  завистливым (впрочем, и  по пословице  "лгут много
песнопевцы"), и  не  следует какую-либо другую науку  считать более ценимой,
чем эту. Ибо наиболее божественная наука также и наиболее  ценима. А таковой
может быть только одна эта  - в двояком смысле.  А именно: божественна та из
наук, которой скорее всего мог бы обладать бог, и  точно так же божественной
была бы  всякая  наука о божественном. И только к одной  лишь  искомой  нами
науке подходит и то и  другое. Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам
и есть некое начало, и такая наука могла бы быть или только или больше всего
у бога. Таким образом, все  другие  науки более необходимы, нежели  она,  но
лучше - нет ни одной.

"

что же Аристотель хотел этим сказать? что Бог нужен и не нужен одновременно?
ведь кажется даже душа в его понимании - это что-то такое вроде "формы тела".

но почему то Ватикан и тот же Фома Аквинский принял Аристотеля. Они называют Аристотеля рядом с Платоном - как первых христиан.
что вы думаете?

кто же такой этот хитрый Аристотель.
Ведь он сказал что другие науки кроме Бога - более нужны...
"Таким образом, все  другие  науки более необходимы, нежели  она (теология)"
здесь он - атеист? агностик? материлист? кто?

а с другой стороны...
он пишет
"
Таким образом, все  другие  науки более необходимы, нежели  она,  но
лучше - нет ни одной.
"
что он хочет этим сказать? что хоть другие науки важнее но все таки - как итог -
наука о Бога- самая важная и самая лучшая?
показывает ли он здесь себя как идеалист? как агностик-идеалист? как верующий трансценденталист?
или даже если он написал что
"
но
лучше (теологии) - нет ни одной (другой науки).
"
то что он здесь - теолог? христианин?


вопрос с Аристотелем важно выяснить по простой причине -
потому что на Аристотеле Сократе Платоне строится западная греческая философия и даже отчасти христианство иудаизм ислам даже...

а что вы думаете атеисты о Аристотеле? вы его поддерживаете? он вам нравится за эти слова -
"
"
Таким образом, все  другие  науки более необходимы, нежели  она,  но
лучше - нет ни одной.
"
или нет?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
«В этот век вражды и лицемерия спасутся только те, кто повторяет святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути».

Оффлайн nrisimhacaitanya

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 410
  • Репутация: +1/-1
а да, еще зачем Ленин конспектировал Аристотеля метафизику?

http://leninism.su/index.php?option=com ... &Itemid=53


Конспект книги Аристотеля «Метафизика»   
Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 29

КОНСПЕКТ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ МЕТАФИЗИКА

КОНСПЕКТ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ «МЕТАФИЗИКА» 168
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. в Ленинском сборнике XII Печатается по рукописи
325
АРИСТОТЕЛЬ. «МЕТАФИЗИКА» ПЕРЕВОД ШВЕГЛЕРА. ДВА ТОМА
ТЮБИНГЕН, 1847
См. выше цитату о «доме" *.
Масса архиинтересного, живого, наивного (свежего), вводящего в философию и в изложениях заменяемого схоластикой, итогом без движения etc.
Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое.
«Человек и конь и т. п. существуют в отдельных экземплярах, всеобщее само по себе не существует в виде единичной субстанции, а лишь в качестве целого, составленного из определенного понятия и определенной материи»(стр. 125 ** [128] ***, 7 книга, 10 глава,2728).
Ibidem, стр. 126 [128], §§ 3233:
... «Материя сама по себе непознаваема. Она частично воспринимается чувственно, частично постигается разумом. Чувственно воспринимается она как металл, дерево — словом, как способная к движению материя, пости-
Часто философия сбивается на определения слов etc. Задето все, все категории
______
* См. настоящий том, стр. 318. Ред.
** Aristoteles. Die Metaphysik, Bd. 2, Tubingen, 1847. Pед.
*** Аристотель, Метафизика. M. — Л., 1934. Ред.
326
гается же разумом, когда находится в чувственно воспринимаемом, но не так, что она воспринимаема чувственно, — следовательно, так, — как, например, математическое»... Прехарактерна и глубоко интересна (в начале «Метафизики") полемика с Платоном и «недоуменные", прелестные по наивности, вопросы и Bedenken* насчет чепухи идеализма. И все это при самой беспомощной путанице вокруг основного, понятия и отдельного.
NB: В начале «Метафизики" упорнейшую борьбу с Гераклитом, с идеей тождества бытия и небытия (подошли к ней греческие философы, но не сладили с ней, с диалектикой). Прехарактерно вообще везде, passim **, живые зачатки и запросы диалектики...
У Аристотеля везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная. Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания. И наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в диалектике общего и отдельного — понятия и чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явления.
Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы, искания, лабиринт, заплутался человек.
Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля, — а из нее, из логики Аристотеля(который всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике), сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов. Именно приемы постановки вопросов, как бы пробные системы были у греков, наивная разноголосица, отражаемая превосходно у Аристотеля.
________
* — сомнения. Ред,
** — повсюду. Ред,
327
... «Отсюда следует, что всеобщее не существует рядом и отдельно от единичного. Постольку правы сторонники учения об идеях, когда они приписывают этим последним независимое существование, ибо ведь идеи — это отдельные субстанции; но заблуждение считать единое во многом за идею. Но они делают это потому, что не могут указать, чем же должны быть эти непреходящие субстанции рядом с чувственно воспринимаемыми отдельными вещами и вне их. Вот почему они приравнивают идеи к тем преходящим вещам, которые мы знаем, и говорят: человек в себе, конь в себе, прибавляя к чувственным предметам слово: в себе # (стр. 136 [137], книга 7, гл. 16, § 8—12) #. И тем не менее, если бы даже мы никогда не видели небесных светил, все же существовали бы вечные субстанции, кроме тех, которые мы знаем; если бы и не могли указать, что они собой представляют, то все же необходимо, что они есть. Таким образом, ясно, что ничто, выраженное вообще, не есть отдельная субстанция и что ни одна отдельная субстанция не состоит из отдельных субстанций (ονδια)» (— § 13 конец главы).   !   
Прелестно!   Нет сомнений в реальности внешнего мира. Путается человек    именно в диалектике общего и отдельного,   понятия и   ощущения etc., сущности и явления etc.
... «Труден вопрос (απορια) о том, как относится материя той или другой вещи к противоположному. Например, если какое-нибудь тело по своей потенции (δνvαμει) здорово, а здоровью противостоит болезнь, то не является ли тело тем и другим в возможности?...   NB
(Стр. 146 [146], книга 8 — едва ли не вставленная после — глава 5, § 2—3. )
... Далее, не является ли живой человек в возможности (δνvαμει) мертвым?»
328
(Стр. 181 [182]), книга 11, глава 1, § 12—14:... «Математическое они» (философы) «помещают между идеями и чувственно воспринимаемым в качестве чего-то третьего, существующего вне идей и посюстороннего мира. И тем не менее нет еще третьего человека и третьего коня, кроме человека в себе (или коня в себе)и отдельного человека или коня. Но если дело обстоит не так, как они говорят, то чем же тогда приходится заниматься математику? Во всяком случае не посюсторонним, ибо в нем ничто не существует так, как того ищут математические науки»...
Ibidem, глава 2, § 21—23:
... «Далее, спрашивается, существует ли что-нибудь кроме конкретного, или нет. Конкретным я называю материю и все материальное. Если не существует, то все преходяще, ибо все материальное во всяком случае преходяще. Если же что-нибудь существует, кроме конкретного, то это, По-видимому, форма и образ. Но относительно этих последних трудно определить, в каких вещах они присутствуют и в каких нет»...
Стр. 185—186 [185186], книга И, глава 3, § 12 —математик оставляет в стороне теплоту, тяжесть и прочие «чувственные противоречия» и имеет в виду «лишь количественное»... «точно так же обстоит дело и с существующим».
Здесь точка зрения диалектического материализма, но случайно, не выдержано, неразвито, мимолетно.
Windelband в «Очерке истории древней философии"(Muller's Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft *, V, I, S. 265) («Читальный зал» в Бернской библиотеке) подчеркивает, что в логике Арис-
_______
* — Справочник Мюллера по истории классической древности. Ред.
329
тотеля (die Logik) «имеет в качестве самой общей предпосылки тождество форм мышления и форм бытия» и цитирует «Metaphysik" V, 7: «οδαχωζ λεγεται τοδαιχωζτο ειναι δημαινει»*. Это § 4. Швеглер переводит: Denn so vielfach die Kategorien ausgesagt werden, so vielfach bezeichnen sie eia Sein **. Перевод плох!
Подход к богу: Книга 12, глава 6, § 10—11:
... «Ибо как может происходить движение, если ничто действенное не является причиной? Ведь не может материя двигать сама себя, ее приводит в движение строительное искусство; точно так же не могут двигать сами себя месячное и земля, — их приводят в движение семя и оплодотворение»...
Leukipp (id., § 14) принимает вечное движение, ноне объясняет, почему (§ 11).
Глава 7, § 11—19 — бог (стр. 213 [211]).
... «Вечное движение должно исходить от чего-то... вечного» (глава 8, § 4)...Книга 12, глава 10 — снова «переборка" основных вопросов философии; «знаки вопроса", так сказать. Очень свежее, наивное, сомневающееся изложение (чаще намек) разных точек зрения.
В книге 13 Аристотель снова возвращается к критике Пифагорова учения о числах (и Платона об идеях), отдельных от чувственных вещей.
Идеализм первобытный: общее (понятие, идея)есть отдельное существо. Это кажется диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым. Но разве не в том же роде {совершенно в том же роде) современный идеализм, Кант, Гегель, идея бога? Столы, стулья и идеи стола и стула; мир и идея мира (бог); вещь и «нумен", непознаваемая   
NB
NB
_______
* — «сколькими способами эти различные высказывания производятся, столькими путями они указывают на бытие». Ред.
** — ибо столько же раз, сколько высказываются категории, столько же раз обозначают они бытие. Ред.
330
«вещь в себе"; связь земли и солнца, природы вообще — и закон, λογοζ*, бог. Раздвоение познания человека и возможность идеализма (= религии) даны уже в первой, элементарной абстракции [«дом" вообще и отдельные домы]
Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себяв озможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (in letzter Instanz ** = бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее («стол" вообще) есть известный кусочек фантазии. (Vice versa: нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке: ср. Писарев о мечте полезной, как толчке к работе, и о мечтательности пустой 169. )
Наивное выражение «трудностей" насчет «философии математики" (говоря по-современному): книга 13,глава 2, § 23:
... «Далее, тело есть субстанция, ибо оно обладает известной законченностью. Но как могли бы быть субстанциями линии? Они не могли бы таковыми быть ни в смысле формы и образа, подобно, например, душе, ни в смысле материи, подобно телу: ибо очевидно, что ничто не может состоять и я линий, или из плоскостей, или из точек»... (стр. 224 [220])...
Книга 13, глава 3 разрешает эти трудности превосходно, отчетливо, ясно, материалистически (математика и другие науки абстрагируют одну из сторон тела, явления, жизни). Но автор не выдерживает последовательно этой точки зрения.
______
* — логос. Ред.
** — в последнем счете. Рев,
331
Швеглер в своем комментарии (т. IV, стр. 303)говорит: Аристотель дает здесь позитивное изложение «своего взгляда на математическое: математическое есть нечто отвлеченное от чувственного».   NB
Книга 13, глава 10 касается вопроса, лучше изложенного у Швеглера в комментарии (в связи с «Меtaphysik" VII, 13, 5): наука касается только общего (ср. книга 13, глава 10, § 6), а действительно (субстанциально) только отдельное. Значит, пропасть между наукой и реальностью? Значит, бытие и мышление несоизмеримы? «Истинное познание действительного невозможно?" (Швеглер, т. IV, стр. 338). Аристотель отвечает: потенциально знание направлено на общее, актуально на особое.
Швеглер (ib. ) называет hochst beachtenswert сочинение F. Fischer: «Die Metaphysik, vonempirischem Standpunkte aus dargestellt" * [год издания (1847)], который говорит о «реализме" Аристотеля.   NB
Книга 14, глава 3, § 7:... «если в чувственных вещах вовсе не находится математическое, то почему же чувственным вещам присущи свойства математического?»...(стр. 254 [245]).
(Тот же смысл последней фразы книги, книга 14,глава 6, § 21. )
Конец «Метафизики".
Friedrich Fischer (1801—1853), профессор философии в Базеле. В статье о нем Ргаntl'я
________
* — в высшей степени ценным сочинение Ф. Фишера: «Метафизика, изложенная о эмпирической точки зрения». Ред.
332
ха-ха!!!   («Allgemeine Deutsche Biographie" *, т. 7, стр. 67)дается пренебрежительный отзыв о нем и говорится, что он де «вследствие своего полнейшего неприятия субъективного идеализма чуть было не впал в противоположную крайность — в эмпиризм, чуждый идеальному».
_______
* — «Всеобщая немецкая биография». Ред.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
«В этот век вражды и лицемерия спасутся только те, кто повторяет святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути».

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Цитата: "nrisimhacaitanya"
а что вы думаете атеисты о Аристотеле? вы его поддерживаете?
В учении Аристотеля есть доля истины, но он во многом ошибался. Его ошибки не могли разгрести до 17-18 веков, из-за веры католиков в его непогрешимость.
Аналогично, Ньютон был верующим (не в Кришну) мистиком, но никому не придёт в голову отрицать по этой причине законы, им открытые.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum