Современники, возможно, даже могли знать имя настоящего автора, а вот мы уже не знаем. Теперь голову ломаем.
Почитал я немало сами "Апостольские постановления".........
С одной стороны:
Есть противоречия с НЗ., в частности в Деяниях апостолы писали язычникам всего лишь исполнять "наибольшую заповедь в Законе ( о любви), и не блудить ("дабы не обременять их").
В "постановлениях" есть моменты, которые видимо обременяют.
-Не подражайте таковым женщинам вы, христианки. Но если ты желаешь быть верною мужу своему, то старайся нравиться ему одному. На улицах покрывай голову свою, ибо чрез покрывало ты не попустишь смотреть на себя слишком любопытным.(книга 1,п.
(то есть носить чадру надо?)
-Или запрет на бритье бород:
Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. "Не обнажайте, говорит Закон, бород ваших". Ибо сие Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся Закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему. (книга 1, 4)
(тем не менее древние византийские фрески свв. Амвросия Медиоланского, Георгия и др. изображают их без бород)
Сомнителен также запрет в пункте 6 1-ой же книги:
6. От всех книг народов удерживайся. Ибо на что тебе чужие речи, или законы, или лжепророки, когда они даже отвращают слабых от веры? Чего не достает тебе в Законе Божием, чтобы устремляться тебе к тем басням, народным? Хочешь ли ты проходить сочинения исторические? - Имеешь книги Царств. Хочешь ли проходить сочинения софистические и пиитические? - Имеешь пророков, Иова, приточника, в которых найдешь гораздо больше ума, нежели в какой бы то ни было пиитике и софистике,
...............
Это в принципе в пользу вашей версии.Весьма похоже на сочинения церковников, а не апостолов.
С другой стороны-теоретически апостолы, после событий, описанных в Деяниях, могли несколько обременить язычников.Причем эти постановления больше рекомендации, чем строгая буква закона.
\\\\\\\\\\\
С другой опять же стороны:
В 8-ой книге от 1-го лица пишут апостолы, как то:
4. Находясь вместе, мы, двенадцать апостолов Господа, в соприсутствии с нами и избранного сосуда Павла, соапостола нашего, и епископа Иакова и прочих пресвитеров и семи диаконов, заповедуем вам следующие божественные постановления касательно всего чина церковного.
Первый говорю я, Петр: в епископа рукополагать
12. И я, Иаков, брат Иоанна Зеведеева, говорю, чтобы диакон тотчас говорил:
16. О рукоположении же пресвитеров постановляю вам, епископам, я, возлюбленный Господом.(по-видимому ап. Иоанн Богослов)
17. А о рукоположении диаконов постановляю я, Филипп.
19. А о диакониссе постановляю я, Варфоломей.
21. А о иподиаконах постановляю вам, епископам, я, Фома.
27. А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ.
и т д.
И не только в 8 книге есть такое, например:
(кн. 2-ая, 39) Так, я Матфей, один из двенадцати, говорящих вам в учении сем, - апостол. Прежде я был мытарем, но теперь за то, что, раскаявшись в прежних делах, уверовал, - помилован и сподобился быть апостолом и проповедником слова Божия. То есть если этот текст просто приписали апостолам, как то было принято в древности, это есть очень наглая ложь.
\\\\\\\\\\\\
Так же в "постановлениях" перечислены тогдашние епископы:
(7, 46). О епископах же, рукоположенных нами, сообщаем вам, что они суть следующие: Иеросалимский - Иаков, брат Господа; в Кесарии Палестинской - Закхей, бывший мытарь, и после него - Корнилий; в Антиохии - Евод, рукоположенный мною, Петром; в Ефесе - Тимофей, рукоположенный Павлом; в Смирне первый - Аристон, после него Стратей, сын Лоида; в Пергаме - Гаий; Павлом - Лукий в Кенхрее и в Крите - Тит; а в Афинах - Дионисий; в Триполисе Финикийском - Марфон; в Лаодикии Фригийской - Архипп; в Колоссах - Филимон; в Верее примакедонской - Онисим, сын Филимонов; в Церквах Галатийских - Крискент; в областях Асии - Акила и Никита; а в Церкви Егинской - Крисп.
То есть говорит за то, что документ 1-2 вв, а не 4-го.
Насчет самого Климента римского, 3-го или 4-го епископа Рима-
в постановлениях есть история о фениксе, точно такая же, как и в 25 главе 1-го послания к Коринфянам Климента Римского.
Сомнительно, что это писал другой Климент.
Возможно это произведения-компилляция из поучений и апостолов, и церковников.
Если б он и во втором случае тоже «как бы в третьем лице» сказал, аргумент я бы снял. Но мы видим противоречие – как его объяснить?
Для меня объяснимо тем, что он там перечисляет канон с официозом, называя себя в 3-ем лице,а тут говорит уже более разговорно, так как речь об постановлениях, частью которых собственно правила и являются.