Вы знаете, у Л.Толстого было своеобразное разделение знаний и вопросов. Я не помню точную классификацию, но приведу лишь явный пример вопросов: «как устроен мир?», «почему так устроен мир?» Эти два вопроса или наверно принципа подхода к познанию мира имеют право жить вне зависимости каким видам вопросов дается предпочтение. В арсенале детей присутствуют оба этих вопроса на равных, в арсенале взрослых людей преимущественно первый.
Так вот, мой вопрос себе лично в 6 лет звучал именно «почему так существует мир и почему существует смерть». Для меня это самый наиобъективнейший взгляд, потому что подобный вопрос был задан мною – ребенком 6-ти лет, не боящегося смерти, а не понимавшего ее смысла и значения в жизни. Ведь то, что мы любим (а дети относятся к миру и любят острее, ярче, отдавая всего себя предмету любви), мы можем потерять в любую минуту. Тогда к чему всё? Вот примерно мои размышления в ту пору… И это не давало покоя в буквальном смысле слова. Этот вопрос просто звучал набатом в моей голове.
В 6 лет? Точно вы особенный ребёнок. В 6 лет не то, что о какой-то религиозности думают, а вообще практически не думают, в основном делают. Как часто вы видите задумчивых детей 6 лет? Скорее они носятся как угорелые, катаются с горок, играют в футбол.
Вопросы "как устроен мир" или "почему так устроен мир" какие-то общие. Любая наука рассматривает и первый и второй вопрос. Их даже как-то трудно разделить. Это практически одно и то же.
Чаще всего (это мое личное наблюдение) люди, не желающие обсуждать вопрос жизнь-смерть, интуитивно ощущают весь груз ответственности, который ложится для человека, открыто отвечающего и ищущего ответа на подобные вопросы.
Да? А я наоборот считаю, что люди, которые открыто отвечают и ищут ответы на подобные вопросы безответственны, т.к. заняты не реальным делом или мыслями о деле, которое может помочь, а о чём-то постороннем, которое только отнимает время ни к чему не приводя. Т.е. вместо того, чтобы подумать о других людях, о том в чём они нуждаются и сделать это, они думают о том, что никому не интересно и не принесёт пользы.
Вопросы, заставляющие человека выходить из своих привычных представлениях о жизни, как своей собственной, так и о жизни других.
Это и есть самопсихоанализ. Сломать стереотипы, увидеть принципы.
Христианство к примеру задает самые высочайшие планки.
Не сказал бы. Христианство задаёт не самые высочайшие планки, а переводит взор на друое.
Религиозность – это не приставка к человеческой жизни, это ощущение человеком этой жизни, при чем восприятие, основанное не на фантазиях, а на личном опыте, который для человека реален.
Я и говорю. Это способ мировоззрения для создания гармонии в себе. А для создания гармонии в себе можно ипофантазировать и придумать то, что лично мне надо.
Но у Вас получается, самопсихоанализ изначально ставит людей, для которых религиозность не приставка к жизни, в положение «больных» или «дефективных» людей.
Нет. У меня так не получается. Каждый живёт так, как ему нравится. Ведь и психи в больницах не считают себя больными или дефектными. Я ещё раз говорю, что верь хоть в Дарта Вейдера. Это не играет роли. Важно как сам человек себя воспринимает и его отношение к другим людям.
Тогда скажите, где границы нормальностей?
Все люди ненормальные. Но есть понятия, выработанные обществом для защиты себя. Что человек, который голышом бегает по льду, размахивая трусами и кричащего "ЙА МЕДВЕДКО", является ненормальным. К ненормальным общество сначала относится с настороженностью. Мало ли что у него на уме.
А границы нормальности определяет отдельно сам индивидуум в соответствии с его принципами, взглядами на жизнь, мировоззрением, настроением.
Кто будет решать за человека его отношение к религии, к личному выбору того или иного взгляда на жизнь?
Сам человек. Если я тебе хоть 100 раз в день буду говорить, что бога нет, то ведь ты не перестанешь верить. И если мне хоть 100 раз в день будут говорить, что бог есть, то я тоже не начну верить. Это происходит пока человек сам не захочет это сделать, приобщиться к этому.
Кто будет решать какие вопросы человеку задавать (даже самому себе), а какие нет?
Сам человек и решает. Насколько он может быть открытым с самим собой. Насколько он желает открыть себя.
В Японии был в свое время закон, по которому можно было сесть в тюрьму – закон о невысказанных опасных мыслях. Уж как эти мысли отслеживались – остается только догадываться, а по сути …. Вы логически в размышлениях не далеки от принятия такого закона, хотя бы даже гипотетически.
Неверно. Я так не считаю. Человек может думать о чём угодно, т.к. это кроме него никто не узнает, если он этого не захочет.
Просто контролем возникновения в себе заведомо неверных вопросов человек с помощью самопсихоанализа будет проводить сам, так сказать сам будет выносить себе приговор – об этом я думаю, а это запрещено. Я Вас правильно понимаю?
Неправильно.
То, что человек сам приходит к какому-то решению - это да, верно. Почему это запрещено? Кем запрещено? Почему запрещено? И как это контролируется?
Да, при самоанализе можно пойти неверным путём. Нет. Не так. Можно просто не дойти до конца, решив, что уже пришёл.
Или вы имели в виду, что когда кто-то контролирует ваши мысли, то при самопсихоанализе человек выдаёт все свои тайны и секреты, которые могут не понравиться контролёрам и поэтому как бы подписывает себе приговор?
И еще: есть ли реальные итоги работы самопсихоанализа, эффективность которого можно было бы проверить, если считать, что в понятие «САМО..анализа» может закрасться субъективность?
Я тут везде говорю о субъективности. Человек оценивает сам себя со своей точки зрения для того, чтобы лучше понять себя. Естественно это субъективно. И это надо для гармонии в себе, с самим собой.
Реальный итог? Конечно. Я уже писал. Итог - гармония с самим собой. После чего голова освобождается от терзаемых вопросов. И человек наконец понимает что же он хочет на самом деле. Вариант "Я не знаю, что я хочу, но мне на это плевать" - тоже результат. Ведь человек обрёл при таком ответе гармонию с самим собой. Это и важно.
Почему Вы считаете, что религиозность человека, касающаяся только его глубинной психологии менее верна, чем самопсихоанализ того же самого человека?
Потому что при вере человек ограничивается богом, не докапывается до сути. А при самоанализе человек до самых мельчайших деталей разбирает себя. Именно себя. Именно причины своих поступков. Не бога. А себя. Что он сам совершал эти поступки. Что он так думал, а не кто-то там ещё. Что он сам так хотел.
Или от самого слова «самопсихо…» в человеке что-то меняется (он умнеет, к примеру), а при слове «религия» что-то отключается и человек впадает в субъективизм и напрочь не воспринимает где реальность, а где субъективные ощущения и восприятие?
Нет. Всё идёт одинаково до тех пор, пока человек не начинает затрагивать вещи, которые он не хочет затрагивать. Тут уже при самоанализе человек, офигивая от своих открытий в себе, продолжает себя копать в то время, как верующий останавливается на слове бог.
Мне так кажется. Я ж не верующий.
Религиозность не начинается в человеке с вопроса – «люди говорят о каком-то Боге, дайка узнаю что сие такое». Мне такие верующие не встречались, которые бы узнав, что можно хорошего получить от сказочного Божества, начинали в Него верить….
Согласен.
Этот процесс происходит напрямую в противоположном направлении – можно сказать, что человек познает сначала Бога в себе, но как что-то неоформленное.
А вот это я не понимаю.
Что не устраивает меня в текущей жизни?
Для текущей жизни Бог не нужен, потому что жизнь заканчивается смертью, тем самым обесценивая жизнь, какая бы она комфортная ни была.
Конечно не нужен. Человек сам делает свою жизнь. Сам ломает и сам строит. Но жизнь не обесценивается. Никогда. Когда наступает смерть, то это уже смерть и никаких разговоров о жизни быть и не может.
Что он мне даст, если существует? Какие преимущества я получу? Что изменится в моей жизни, если он существует (от ничего до всего)? Что изменится в моей жизни, если он не существует? Какие преимущества в том, если его нет? Что мне даст его отсутствие? Если и существует, то почему мне от него или ему от меня обязательно что-то надо? Что я ему могу дать? Зачем я нужен ему?...
Вы думаете, что на все эти вопросы отвечает самопсихоанализ?))))
Конечно отвечает. Я ещё раз говорю, что самопсихоанализ отвечает на ВСЕ вопросы. Но повторюсь, что самопсихоанализ субъективен, т.к. нужен только для самого человека (грубо говоря). Нужен для получения таких ответов на вопросы, какие создадут гармонию в себе.
Почему многие на вопрос "ты веришь?" говорят "не знаю"? Потому что у них и так гармония. Зачем им ещё какие-то левые вопросы про что-то непонятное? Незачем. Вот и всё.
Очень хорошим примером является человеческое творчество – чем выше творчество, тем более беспокойные, животрепещущие вопросы, в т.ч. и неудовлетворенности и волнений (чаще душевных и духовных, а не из-за психических расстройств) это творчество затрагивает.
Ну ХЗ.
Т.е. не будет больше необходимости дальше проводить самопсихоанализ и поэтому нет необходимости задавать религиозные вопросы, которые просто оказываются ненужными, т.к. на все тревожащие вопросы уже найдены ответы.
Мы тогда получим не людей, а ходячих мумий, занимающихся зарабатыванием бабла для хлеба и зрелищ. Человечество станет импотентным и безликим.
Эээ. Не понял связи между завершением самоанализа на текущее состояние и мумиями и зарабатыванием бабла?
Однажды подопытный шимпанзе выполнил поставленную перед ним задачу – ему дали две палки, которые можно было соединить, воткнув одну в другую, и тем самым добраться до банана. Когда шимпанзе это сделал (не без трудностей конечно), он настолько обалдел от того, что совершил, что забыл съесть банан)))))))
Прикольно.
Скажите пожалуйста, а почему Вы решили, что человек должен избавляться от тревожащих его вопросов?
Если только человек хочет от них избавиться. Если ему нравится, когда есть тревожащие вопросы и тем самым обретает гармонию, то и ладушки. Какие проблемы-то?
Однажды человека потревожил вопрос – почему, когда я смотрю на море и идущий на горизонте корабль, я вижу не сразу его весь, а постепенно. Так люди открыли, что земля круглая и еще до н.э. измерили ее диаметр.
Уж не знаю когда измерили диаметр, но тому человеку захотелось узнать почему так. Этот вопрос нарушил его гармонию. Если бы не посмотрел на море и не задался этим вопросом, то так бы и далее ходил в лес на охоту и учил сына разводить огонь.
Т.е., если меня не устраивает то, что я верующий, тогда психолог мне поможет разувериться?
Поможет. Если вы сами этого хотите и будете прилагать усилия.
Или научит верить правильно, без душевных травм?)))))
Как захотите. Чего вы захотите, какую проблему захотите решить, тем и поможет.
А если я скажу, что в моей жизни много проблем и мне это надоело, мне психолог посоветует броситься под поезд? По Вашей логике получается так.
Нет вопросов – нет проблем, получается.
Может конечно и посоветует. Но только хотите ли вы сами этого? Я вам тоже могу сказать "убейтесь лифтом", но вы ведь тут же не побежите в шахту лифта. Потому что вы этого не хотите. Вот если причиной ваших проблем будет именно то, что вы хотите убиться лифтом и только так, то да, это будет решением. Но пока что мне кажется, что не было ни одного человека, который хотел убиться и это было б причиной. Обычно причина или в неуверенности или ещё много в чём. Самоубийство - это очень далёкое следствие.
Это скорее можно воспринимать как побочный эффект от профессиональной деятельности. Целыми днями слушать грехи людей, а иногда прихожане с детства и до глубокой старости ходят на исповедь к одному священнику… тут волей не волей станешь психологом. Даже у психологов нет такой практики.)))))
В общем согласен.
Да, Вы явно далеки от церковной жизни, если у Вас представление о церкви как о месте, где никто не галдит и не толкает.)))))))))))
Да, я далёк от церковной жизни. Я просто описал пример. Может наоборот тому человеку понравится, что там все галдят и толкаются. :-)
Я не знаю, о какой именно церкви Вы говорите, но вот что рассказывал Антоний Сурожский, священник православного прихода в Англии. Однажды к храм пришел человек, который хотел проверить свое отношение к вере, т.к. был неверующим, но интересующимся и как Вы говорите – любопытным. Он просто сел в сторонке и смотрел на всё происходящее, а после службы он поговорил со священником Антонием и сказал: «Я человек неверующий, но вот я понаблюдал и понял, что что-то есть. И это я что-то я чувствовал, но не могу передать.»
Фигня какая-то. Может просто он покопался в себе и нашёл какой-то ответ. Вот его он и выразил как "что-то есть". И выразить это в двух словах бывает сложно. Ничего в общем удивительно.
А может он просто пообедал плохо и у него в животе что-то побурчало, вот и сказал "что-то есть". :-)
Так что священники лишь не мешают человеку приходить, но заставить кого-либо остаться – не могут.
Согласен. Согласен. Мне кажется тут может идти в ход психология, когда человека чем-то заинтересуют, чтобы он остался, вот он и остаётся.
В христианстве есть четкое определение – Царство Боже внутри человека. А уж то, что говорит Сам Бог человеку – «обитель сотворим» внутри человека - даже и обсуждать не нужно. Так что христианский Бог не где-то там… Ну, а про причастие крови и плоти Христа я даже и говорить не буду))))))) Во времена первых христиан язычники их обвиняли даже в каннибализме, шутка ли.. христиане своего бога едят)))))))
Неважно. Человек всё равно не отождествляет себя с богом. Ведь человек не может сказать, что бог - это он. Не может. Пусть даже как бы пил кровь бога и ел его плоть. Всё равно он и бог - разные вещи. Значит бог - это не он. Вот если человек скажет "я - бог", тогда самопсихоанализ и будет действенным, потому что он будет оценивать именно себя, копаться в себе, а не в боге, точнее это одно и то же будет.