Здесь всего одна страница ответов, поэтому для начала здесь отмечусь - меньше писать. Так вот, о чем мы? Для начала отвечу на Колин пост о "саде расходящихся тропок". Ну и вообще меня почти явно предупредили тут насчёт регламента, то бишь цензуры, а я не всемогущ.
КоляСкажем, с тезисом Оруэлла я не стал бы спорить: весь современный мир только и пышет тем показательным фактом, что свобода это рабство. Я не хочу такой свободы. Мне (мне лично, я не проповедую) нужна свобода другого рода. Тем не менее, я в прошлом посте просил обратить внимание на современные науки об управлении сложными системами с "обратной связью". Сам я нисколько не претендую на звание специалиста в этой области, но кое-что из прочитанного помню. Что касается азартных игр с государством (или с таким частным лицом как сейчас) - я бы не захотел. Тем не менее, приходится, ибо игра стоит свечь. Хуже того, у меня последняя свечка осталась, горит как может.
Nail LoweВообще - нет, никак.
Я с Вами не согласен.
Вы же современный человек, как Вы можете судить категориями XIX-го века? Нет никакого спора, я всего лишь пытался прояснить то, что Всеведение не подразумевает узурпации свободных воль. Если, как Вы говорите, частицы (по сути хаотичные - спорим?), тем не менее подчиняются какому-то закону (статистике), то почему свободные (по сути хаотичные - спорим?) воли не могут тоже в свою очередь подчиняться какому-то закону? А Абсолют этот закон знает (ибо Всеведущ), да и сам его установил (ибо Всемогущ).
Относительно всемогущества же, Ваш тезис не выдерживает критики. Тут на самом деле иллюзия возникает: бог, который может по своему желанию ограничивать свое всемогущество и возвращаться в прежнее состояние, на самом деле ничего не ограничивает. Он не может ограничить свое всемогущество настолько, чтобы потенциально никогда больше не быть всемогущим.
Это уже попахивает дымом. Я постараюсь свериться со средневековыми теоретиками, чтобы ответить на именно этот непростой и каверзный вопрос.
С другой стороны, возникает противоречие с законом тождества: бог, создавший неподъемный камень и бог, который смог его поднять - разные боги. Они обладают разными, и притом несовместными свойствами. Бог в этом случае не равен самому себе. Абсолют же всегда тождественен самому себе.
Аналогично. Но это всё вопросы логические, а разум слеп: мы с вами знаем и многие логические вопросы - о реальном мире, - и они парадоксальны. Иногда парадоксы решаются, иногда нет, но реальность остаётся такой, какова она есть, независимо от нашей логики.
VirВ этом смысле, интересен, ислам пытающийся довести идею всемогущество бога до абсолюта и соответственно отнимает у человека свободу выбора (которой и правду нет)., но в падает в противоречие с самим собой, сохраняя ответственность человека за поступки
Ислам, как и все религии, неоднороден. Суфизм по-моему умеет раскрывать многие противоречия. Сам я не знаю, поэтому не могу рассказывать прямо. Коля очень правильно сумел сказать по этому поводу постом ниже, но, конечно, без особой привязанности к предмету разговора, которой нет и у меня.
ЛюшаЛюшенька, я с Вами не согласен, что свобода - это вид рабства. Свобода - это когда можешь делать всё, и не привязан ни к чему. Релизовать это сложно, практически невозможно, но доступно всем из живущих. Даже когда их двое, например.
Nail LoweПродолжение. Нельзя не спросить: что конкретно Вы подразумеваете под творчеством? И каким образом понятие творчества (вещь вполне себе иррациональная) соотносится с детерминизмом? Давайте, попробуйте лишить меня свободы творчества - в нём я хочу быть свободным, насколько могу.