Таким образом, многих людей от убийства удерживает не страх наказания (от бога либо милиционера) и не сопереживание жертве (которая может быть мерзавцем), а страх перед изменением самого себя, разрушения собственной личности, всего комплекса слагающих ее элементов.
Ваши мысли созвучны Фрейдовской конструкции личности. Человеческое поведение в первую очередь регулируется страхом нарушить установки Сверх-Я, которые интериоризируют внешние моральные предписания. Отсюда образуется совесть. Но я считаю, что не только этим все ограничивается, и сами моральные установки культуры слагаются в первую очередь вследствие упомянутого сопереживания. На том же уровне влияния находятся и факторы, способствующие уменьшению энтропии в обществе. Т.е., общество старается наиболее оптимально организовать свою жизнь. Получается ли это - вопрос второй. Возникает вопрос - что значит "оптимально"? Для кого оптимально?
Посмотрите на условия "Завета" (Ветхого). К примеру:
Не возжелай жены ближнего своего!. Ему вторят новозаветные идеологи:
Браки заключаются на небесах! (читай, развод - это грех). Чьи интересы здесь защищаются? Если брак заключен по ошибке, супруги будут страдать всю жизнь. А если супруг стал невыносим? А если он оказался чудовищем? Монстром? Алкоголиком, совершенно не желающим исправляться? Да ладно - супруги,
дети! страдают оттого, что живут в атмосфере лжи, лицемерия, а обычно и вражды. А ведь кто как ни Церковь Христа-Спасителя хронически сопротивляется разводам, и сегодня она не освящает вторичные браки. А жизнь вне брака - вообще подвергается анафеме. Получается, что брачный союз, который зачастую заключается по самым меркантильным соображениям, "святее" чем искренний союз вне брака, когда этих факторов гораздо меньше? А гей-браки? Ну ладно, когда служители культа противятся промискуитету, но почему же они при этом противятся стабильному союзу двух однополых людей? Геи совершенно справедливо говорят, что Церковь при этом находит самых угнетенных, всеми презираемых (непонятно,
на первый взгляд, почему) людей, обрушивая на них всю нерастраченную до конца ненависть и агрессию. Разве кто-нибудь видел поповские манифестации перед штаб-квартирами фашистов? Увы, нет. А перед клубами геев они часто прохаживаются с лозунгами. При этом геи никому жить не мешают, а фашисты горят страстью кого-нибудь "замочить".
Религиозная нравственность - тотальная моральная ригидность. Причем необходимо заметить, что когда надо угодить властям, она первая, как шакал Табаки из истории про Маугли, впереди планеты всей! Где вы видели, чтобы христианская Церковь совестила власти? А она сама живет аскетически? Так, кость бросит на пожертвования, но золото на куполах явно не к месту. И т.д, и т.п.
Я не говорю про отдельных попов, я говорю про саму организацию, даю характеристики ей и ее учению.
Я согласен с тем, что религия-моралист дает дополнительный импульс нравственности, но посмотрите какой ценой все это дается! Я уже приводил примеры жизни в религозной атмосфере в теме "Нужна ли религия как основа мопали...". Повторять не буду.