Автор Тема: Бог. Ничего лишнего. (Религия как интроекция проекций.)  (Прочитано 50363 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Youri

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 148
  • Репутация: +0/-0
Было бы интересно рассмотреть ВЕРУЮЩИХ с точки зрения современной психологии или, точнее, некоторых распространенных в ней понятий.
Наблюдая некритичность верующих  по отношению к попыткам  найти основы психоанализа в библиях, т.е. скрестить жабу и ежа, я увидел, как верующие проявляют вид сопротивления, который можно охарактеризовать, как ИНТРОЕКЦИЯ.
Т.е. восприятие установок, идей, убеждений без критического их осмысливания. Этот механизм, похоже, гораздо принципиальнее в психическом феномене веры, нежели ПРОЕКЦИЯ. Интроекция вообще очень характерна для догматических учений и основы свои имеет в одной из стратегий выживания, основанной на ИМПРИНТИНГЕ - т.е. запечатлении, когда однажды усвоенные стереотипы поддерживаются, как зарекомендовавшие себя,как полезные. Такая стратеги хороша для неизменяемых условий, но естественно часто оказывается бесполезной в условиях изменяющихся. Все вроде правильно, но вот одна вешь - психологические законы скорее всего справедливы и для современного человека и для кроманьонца. Вот верующие и пытаются как-бы "модернизировать" старую модель, подстраивая ее под современность. Самое интересное, что сами верующие -неоднородная масса, с разной степенью терпимости к изменениям.
Проекция же –механизм защиты, когда нечто, принадлежащее своему внутреннему миру приписывается внешнему миру – тоже очень круто участвует в создании религии.
Сама по себе проекция  - естественный механизм планирования и оценки своего поведения и поведения других людей. Каждый раз, когда мы поступаем на основании прошлого опыта, мы проецируем свое собственное содержимое на события настоящего момента.
Огромная часть человеческой деятельности построена на способности фиксировать и опосредовать прошлый опыт и прогнозировать или планировать события будущего. Все фантазии, грезы, сны – проекции, планы – тоже. В этом смысле научные гипотезы – тоже проекции. Любое художественное произведение, любой текст – отражение на холсте или бумаге переживаний и черт автора.

Но вот чем больше человек «увлекается» в этом процессе, чем в большей степени человек, перенося «свою часть» на другого, отчуждает ее от самого себя, перестает ее осознавать, как свою собственную, чем слабее становятся обратные связи, тем опаснее становятся такие проекции, тем больше они приобретают характер заблуждений и упертого эгоизма.

В этом смысле самая распространенная РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОЕКЦИЯ – это ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ природы. Все религиозные системы, начиная с тотемных, это прямое следствие переноса, когда человеку чудится, что мир устроен так же, как устроено его ближайшее человеческое окружение, а сам мир относится к индивиду примерно так же как индивид относится к себе подобным.
К примеру – если мое племя устроено по принципу иерархии – то и «племя богов» - пантеон, тоже должен иметь главного бога и богов помельче. Если в семье отец, а не мать играют более «защитную» функцию, функцию «строгого, но справедливого», то и бог должен изображаться не как некое бесполое существо, а как дяденька с ярко выраженными вторичными половыми признаками (хотя – зачем богам половое размножение – ума не приложу).

Сама идея, что человек создан «по образу и подобию» - типичная проекция типа – раз есть что-то (бог) очень для меня важное, то это что-то обязательно должно иметь черты, похожие на меня, иметь свойства хоть отчасти совпадающие с моими.
 В этом смысле БОГОЧЕЛОВЕК – абсолютный апогей в религиозном оПРОЕКЦИРОВАНИИ окружающего мира. Этакий хедендшоулдерс, этакий 2 в 1, когда и вашим и нашим, когда внутренняя потребность в  понимании мотивировок окружающего мира находит простое и ясное решение – «мир –это тот же человек, только универсально-абстрактный, т.е. божественный». Проекция дает возможность вводить в описание рационального мира иррациональные «закономерности», поскольку закономерности нового, только что придуманного мира подчиняются теперь уже только психической, т.е. оторванной от «неуклюжей» материи реальности. Другими словами у иррациональности религии ноги растут из рациональности психологии.
Все "характеристики" бога, его "парметры" - это сплошь проекции того или иного психического процесса. Нет ничего лишнего. Нет ни одной истории в библии, притчи буддизма или тотема, который бы не имел своего психологического смысла.
Человек хочет безопасности, любви и заботы? Пожалуйста, боженька – заботлив и добр. Проекция.
Человеку не хочется умирать? Пожалуйста, вот вам загробная жизнь. Проекция.
Человеку надо обьяснить мир? Пожалста - вот тебе змея-сансара, кусающая свой хвост, или бородатый гончар-рукодельник.

Миллионы людей в прошлом бесконечно пытались сформулировать свои проекции о природе и окружающем мире, постоянно совершенствуя модели его устройства. И, как видим, весьма в этом преуспели.
В итоге про общий религиозный процесс можно сказать  - это ИНТРОЕКЦИЯ   ПРОЕКЦИЙ прошлых поколений, передающихся через культуру.

Я даже думаю – на раннем этапе развития культуры религия  - это неизбежная штука. Просто, чем более развито общество, тем  меньше места религии в общественном сознании.


Существуют разные типы проекций. Выделяют зеркальную, проекцию катарсиса и дополнительную проекцию.
Для верующего характерны все три вида.

 ЗЕРКАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ, когда человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам или ХОТЕЛ БЫ обладать.
(Образ бога. Идеи типа «Все люди – братья» «Красота спасет мир»)

ПРОЕКЦИЯ КАТАРСИСА – когда человек приписывает другим характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе.
(Образ сатаны. Примеры: старая безобразная дева подозревает всех мужчин в похотливости, священники нападают на бело-черных магов, подсознательно понимая, что делают с ними одно дело, праведникам кажется, что мир погряз в грехах, поскольку они сами непрерывно подавляют грех в себе и т.д.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ – когда человек приписывает другим характеристики, установки, чувства посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется.
(Человек представляет лидера, президента, бога, психотерапевта сильным, мудрым, всезнающим, когда можно расслабиться, не мучаться над поиском ответов, но и не чувствовать себя бездельником. Представление о «Высших силах», как о бесконечно благой и милоственной инстанции, предлагает сладчайший вариант ухода от собственной ответсвенности, не только без чувства вины, но, напротив, сохраняя уважаемую позицию смиренного «раба божия».)

Есть место в процессе реализации культов и другому психическому феномену – РЕТРОФЛЕКСИИ. Буквальный перевод термина «поворачивание на себя или к себе».
Это когда человек вроде как и понял –чего ему нужно от других и даже мобилизовал на это некую энергию – но то, что адресовано другим он поворачивает В СОБСТВЕННЫЙ АДРЕС.
Это справедливо как к агрессивным, деструктивным, так и позитивным энергиям.
Ретрофлекторы привыкли сдерживать свои импульсы.
Опять же, существует зеркальная ретрофлексия – я делаю себе то, что хотел бы ПОЛУЧИТЬ от других (примеры: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит» «Верующие –самые хорошие, соль нации» «Надо уметь любить себя» «Христианство – самодостаточно» «Никогда ничего не проси, особенно у тех, кто сильнее –сами дадут» - этакое вечное самопоглаживание по головке, снобизм, дескать верующие и войну выграли и культуру двигают, типа, не будь религии -всем кердык).

И особенный «вклад» в дело верования вносит ретрофлексия катарсиса – когда я делаю себе то, что хотел бы СДЕЛАТЬ другим.

Самый яркий пример ретрофлексии катарсиса – аутоагрессия (вариант переадресации агрессии). К ней близко примыкает чувство вины, когда человек вместо переживания обиды и обвинения в адрес другого обвиняет себя самого. А чувство вины – один из краеугольных камней психологии веры.
Из поколения в поколения людей заставляют чувствовать вину за некий странный «первородный грех» неких абсолютно незнакомых НИКОМУ  Адама и Евы. И возможно это только потому, что людям, действительно, необходимо это чувство.

Дело в том, что ретрофлексия выполняет в человеческом обществе ряд черезвычайно важных функций и очень распространена.

Во-первых. Человек – общественное существо и ест-но ему остро необходимо сдерживать свои порой разрушительные эмоции.
Во-вторых телесные сигналы весьма медлительны. Глубокие чувства, опертые на телесные переживания, - тоже. Быстрее всего человеческая мысль, именно ей принадлежит приоритет в принятии быстрых и важных решений: она успевает сориентироваться в прошлом, обозреть текущую ситуацию, проанализировать варианты поведения.
Мышление – в каком-то смысле «ретрофлексивный» процесс. Все те специфические человеческие процессы, которые связаны с мышлением – называние, категоризация, абстрагирование, апперцепция, планирование – связано с «закрытием своей границы», уходом (пусть временным) от контакта с другими, ведением «внутреннего диалога».

Но доведенное до предела это свойство человека замыкать на себе свои же внутренние эмоции,  становится неконтролируемым, подменяет сам контакт с реальностью или делает его чисто словесным, безжизненным, порождает чувство вины и в итоге неврастению.
Чувство вины – эволюционный механизм саморегуляции в обществе.
Но и религия тоже призвана примерять обывателя с негативной реальностью -отсюда такое огромное количество «самобичевателей» в религии. «Через страдание – очистимся» чудовищный лозунг, но абсолютно точно иллюстрирующий РЕФЛЕКСИЮ КАТАРСИСА в религии.
Есть еще и КОМБИНИРОВАННАЯ ФОРМА проекции и ретрофлексии. Это ПРОФЛЕКСИЯ.
Когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя.
И естественно, ей тоже есть место в религиозном процессе! Любимый лозунг профлексоров – «Относись к другим так, как ты хочешь, чтоб относились к тебе».
В случае профлексии просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого. В основе профлексии – всегда надежда на симметричный ответ.

Есть еще таки механизмы, как ЭГОТИЗМ и ДЕВАЛИДИЗАЦИЯ и они тоже интересны с точки зрения психологии процесса верования.
Ну а воснове любых психических процессов - инстинкты.
Только давайте в следующий раз. Времени не очень много. :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Youri »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Цитата: "Youri"
Наблюдая некритичность верующих  по отношению к попыткам  найти основы психоанализа в библиях, т.е. скрестить жабу и ежа, я увидел, как верующие проявляют вид сопротивления, который можно охарактеризовать, как ИНТРОЕКЦИЯ.
Т.е. восприятие установок, идей, убеждений без критического их осмысливания.

Передергивание начинается с первых же строк. Интроекция - это действительно включение человеком в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей и является, между прочим (интроекция) основой идентификации. Но вот "без критического их осмысления" - это Вы сами придумали. Данный термин вовсе этого не подразумевает. :lol:  :lol:  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Цитата: "Youri"
Сама идея, что человек создан «по образу и подобию» - типичная проекция типа – раз есть что-то (бог) очень для меня важное, то это что-то обязательно должно иметь черты, похожие на меня, иметь свойства хоть отчасти совпадающие с моими.
Вы утвердаете, что люди создали Бога по своему образу и подобию, а не наоборот. Что Бог есть только проекция того, что мы думаем о самих себе. Что идея Бога происходит от наших представлений о человеческих существах. Поэтому Бог есть только психологическая проекция этих идей. Вне них Он не существует. Так?
В такого рода рассуждениях допускается серьезная ошибка: кто может знать, что Бог «не более чем» проекция, не имея знания о «более чем»? Суть этого довода можно выразить так:
1) Бог существует в человеческом сознании.
2) Но люди не могут выйти за пределы своего сознания.
3) Следовательно, вне нашего сознания Бога не существует.
Изъян этого умозаключения содержится во второй посылке. То, что мы не можем выйти за пределы нашего сознания, еще не означает, что вне нашего сознания ничего не существует. Я не могу выйти за пределы своего сознания, но знаю, что вне моего сознания существуют другие сознания, с которыми я общаюсь. Коль скоро мы не можем выйти за пределы нашего сознания, то Вы не можете утверждать, что там нет Бога. Откуда оВы можете знать, что там нет Бога, если Ваше знание не простирается за пределы Вашего сознания? Высказывания типа «не более чем» (например, «Бог есть не более чем проекция нашего воображения») предполагают знание «более чем».
Из того, что мы не выходим за пределы нашего сознания, еще не следует, что в нашем сознании нет представления о вещах, находящихся вне нас. Мы не можем оказаться за этими пределами, но мы можем заглянуть за эти пределы. Именно такую возможность и дает нам познание. Сознание - это не всегда самопознание. Мы также сознаем существование других. Читая книгу, мы не просто осознаем собственные идеи; мы общаемся с другим разумом, породившим слова, из которых мы и черпаем эти идеи. Наше сознание действительно простирается за наши пределы. Это позволяют нам сделать наши ощущения и наш разум.


Цитата: "Youri"
Просто, чем более развито общество, тем  меньше места религии в общественном сознании.
Это лишь догма атеизма. Так сказать, интроекция. :lol:  :lol:  :lol:


Цитата: "Youri"
Из поколения в поколения людей заставляют чувствовать вину за некий странный «первородный грех» неких абсолютно незнакомых НИКОМУ  Адама и Евы. И возможно это только потому, что людям, действительно, необходимо это чувство.

Я уже указывал Вам, что христианство никогда не устанавливало ответственность последующих поколений за прегрешение прародителей, следовательно, не может быть и чувства вины за это. Но Вы упорно проталкиваете свою идею. :lol:  :lol:  :lol:

Вобщем, вся теория высосана из пальца, но зато очень льстит самолюбию атеистов. :lol:  :lol:  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Красный пахарь

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 631
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Малыш"
Я уже указывал Вам, что христианство никогда не устанавливало ответственность последующих поколений за прегрешение прародителей, следовательно, не может быть и чувства вины за это. Но Вы упорно проталкиваете свою идею. :lol:  :lol:  :lol:
Вобщем, вся теория высосана из пальца, но зато очень льстит самолюбию атеистов. :lol:  :lol:  :lol:


Так это не христианство, а бог ваш установил. Вот и потей теперь каждый год в битве за урожай. :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Красный пахарь »
Не согрешишь, не покаешься, не покаешься, не спасешься…далее следует истерический смех..

Оффлайн Shlyapa

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 763
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Малыш"
Я не могу выйти за пределы своего сознания, но знаю, что вне моего сознания существуют другие сознания,
Откуда знаешь?
Почему ты так уверен, что то, что ты считаешь находящимся за пределами твоего сознания, в не находится в пределах последнего?

Цитата: "Малыш"
с которыми я общаюсь.
Двусторонне? Ну, ладно, ты говоришь с тем, что как ты думаешь, находится за перелами твоего сознания — мало ли у кого какая причуда. Но оно говорит с тобой — это, как много раз отмечалось, называется галлюцинациями, бредом, шизофренией.

Цитата: "Малыш"
Коль скоро мы не можем выйти за пределы нашего сознания, то Вы не можете утверждать, что там нет Бога.
 Если там что-то есть, то почему оно непременно ваш библейский бог?

Цитата: "Малыш"
Откуда оВы можете знать, что там нет Бога, если Ваше знание не простирается за пределы Вашего сознания?
А откуда ты можешь знать, что за пределами сознания что-то есть? Да ещё и общаться с тем, что за пределами твоего сознания, ты как можешь? Чем, посредством каких органов? У лютеранских проповедников есть органы чувств, отсутсвующие у других представитлей вида homo sapiens?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Shlyapa »
Человек без веры в бога — всё равно, что рыба без велосипеда.

Оффлайн Shlyapa

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 763
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Малыш"
Я уже указывал Вам, что христианство никогда не устанавливало ответственность последующих поколений за прегрешение прародителей, следовательно, не может быть и чувства вины за это. Но Вы упорно проталкиваете свою идею.
Эту «нашу» идею тут постоянно проталкивает упёртый в православие раб божий Кроткий. Лютеранин сейчас скажет, что православие — не правильное христинатсво? Дык, православный Кроткий тебе скажет точно то же самое про твоё.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Shlyapa »
Человек без веры в бога — всё равно, что рыба без велосипеда.

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Цитата: "Красный пахарь"
Так это не христианство, а бог ваш установил. Вот и потей теперь каждый год в битве за урожай. :lol:

Это не ответственность, это последствия. Вы не несете ответственности за грех Адама, но испытываете последствия этого греха. Тысячи людей не виновны во взрыве Чернобыльской АЭС, но страдают от его последствий.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Цитата: "Shlyapa"
Цитата: "Малыш"
Коль скоро мы не можем выйти за пределы нашего сознания, то Вы не можете утверждать, что там нет Бога.
 Если там что-то есть, то почему оно непременно ваш библейский бог?
А почему - нет? :lol:  :lol:  :lol:

Цитата: "Малыш"
 У лютеранских проповедников есть органы чувств, отсутсвующие у других представитлей вида homo sapiens?

Да, у них есть мозг, который, по-видимому, отсутствует у некоторых представителей человечества. :lol:  :lol:  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Цитата: "Shlyapa"
Цитата: "Малыш"
Я уже указывал Вам, что христианство никогда не устанавливало ответственность последующих поколений за прегрешение прародителей, следовательно, не может быть и чувства вины за это. Но Вы упорно проталкиваете свою идею.
Эту «нашу» идею тут постоянно проталкивает упёртый в православие раб божий Кроткий. Лютеранин сейчас скажет, что православие — не правильное христинатсво? Дык, православный Кроткий тебе скажет точно то же самое про твоё.

Я думаю, Вы просто неверно понимаете Кроткого. Следует различать понятия "ответственность" и "последствия". Мы не ответственны за грех прародителей, соответственно не будем за него и отвечать. Но последствия грехопадения каждый человек испытывает на своей шкуре. См. мой ответ Пахарю. :lol:  :lol:  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Shlyapa

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 763
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Малыш"
Следует различать понятия "ответственность" и "последствия". Мы не ответственны за грех прародителей, соответственно не будем за него и отвечать. Но последствия грехопадения каждый человек испытывает на своей шкуре.
А вот когда преступнику выносится приговор, для него это последствия его преступления или ответсвенность за преступление?
Когда библейский бог вынес приговор всем потомкам Адама и Евы — для потомков это были последствия поступка родителей или ответсвенность за поступок родителей?
Различать, говоришь, «ответственность» и «последствия»? Ну так различай.
« Последнее редактирование: 07 Декабрь, 2006, 18:27:02 pm от Shlyapa »
Человек без веры в бога — всё равно, что рыба без велосипеда.