Было бы интересно рассмотреть ВЕРУЮЩИХ с точки зрения современной психологии или, точнее, некоторых распространенных в ней понятий.
Наблюдая некритичность верующих по отношению к попыткам найти основы психоанализа в библиях, т.е. скрестить жабу и ежа, я увидел, как верующие проявляют вид сопротивления, который можно охарактеризовать, как ИНТРОЕКЦИЯ.
Т.е. восприятие установок, идей, убеждений без критического их осмысливания. Этот механизм, похоже, гораздо принципиальнее в психическом феномене веры, нежели ПРОЕКЦИЯ. Интроекция вообще очень характерна для догматических учений и основы свои имеет в одной из стратегий выживания, основанной на ИМПРИНТИНГЕ - т.е. запечатлении, когда однажды усвоенные стереотипы поддерживаются, как зарекомендовавшие себя,как полезные. Такая стратеги хороша для неизменяемых условий, но естественно часто оказывается бесполезной в условиях изменяющихся. Все вроде правильно, но вот одна вешь - психологические законы скорее всего справедливы и для современного человека и для кроманьонца. Вот верующие и пытаются как-бы "модернизировать" старую модель, подстраивая ее под современность. Самое интересное, что сами верующие -неоднородная масса, с разной степенью терпимости к изменениям.
Проекция же –механизм защиты, когда нечто, принадлежащее своему внутреннему миру приписывается внешнему миру – тоже очень круто участвует в создании религии.
Сама по себе проекция - естественный механизм планирования и оценки своего поведения и поведения других людей. Каждый раз, когда мы поступаем на основании прошлого опыта, мы проецируем свое собственное содержимое на события настоящего момента.
Огромная часть человеческой деятельности построена на способности фиксировать и опосредовать прошлый опыт и прогнозировать или планировать события будущего. Все фантазии, грезы, сны – проекции, планы – тоже. В этом смысле научные гипотезы – тоже проекции. Любое художественное произведение, любой текст – отражение на холсте или бумаге переживаний и черт автора.
Но вот чем больше человек «увлекается» в этом процессе, чем в большей степени человек, перенося «свою часть» на другого, отчуждает ее от самого себя, перестает ее осознавать, как свою собственную, чем слабее становятся обратные связи, тем опаснее становятся такие проекции, тем больше они приобретают характер заблуждений и упертого эгоизма.
В этом смысле самая распространенная РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОЕКЦИЯ – это ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ природы. Все религиозные системы, начиная с тотемных, это прямое следствие переноса, когда человеку чудится, что мир устроен так же, как устроено его ближайшее человеческое окружение, а сам мир относится к индивиду примерно так же как индивид относится к себе подобным.
К примеру – если мое племя устроено по принципу иерархии – то и «племя богов» - пантеон, тоже должен иметь главного бога и богов помельче. Если в семье отец, а не мать играют более «защитную» функцию, функцию «строгого, но справедливого», то и бог должен изображаться не как некое бесполое существо, а как дяденька с ярко выраженными вторичными половыми признаками (хотя – зачем богам половое размножение – ума не приложу).
Сама идея, что человек создан «по образу и подобию» - типичная проекция типа – раз есть что-то (бог) очень для меня важное, то это что-то обязательно должно иметь черты, похожие на меня, иметь свойства хоть отчасти совпадающие с моими.
В этом смысле БОГОЧЕЛОВЕК – абсолютный апогей в религиозном оПРОЕКЦИРОВАНИИ окружающего мира. Этакий хедендшоулдерс, этакий 2 в 1, когда и вашим и нашим, когда внутренняя потребность в понимании мотивировок окружающего мира находит простое и ясное решение – «мир –это тот же человек, только универсально-абстрактный, т.е. божественный». Проекция дает возможность вводить в описание рационального мира иррациональные «закономерности», поскольку закономерности нового, только что придуманного мира подчиняются теперь уже только психической, т.е. оторванной от «неуклюжей» материи реальности. Другими словами у иррациональности религии ноги растут из рациональности психологии.
Все "характеристики" бога, его "парметры" - это сплошь проекции того или иного психического процесса. Нет ничего лишнего. Нет ни одной истории в библии, притчи буддизма или тотема, который бы не имел своего психологического смысла.
Человек хочет безопасности, любви и заботы? Пожалуйста, боженька – заботлив и добр. Проекция.
Человеку не хочется умирать? Пожалуйста, вот вам загробная жизнь. Проекция.
Человеку надо обьяснить мир? Пожалста - вот тебе змея-сансара, кусающая свой хвост, или бородатый гончар-рукодельник.
Миллионы людей в прошлом бесконечно пытались сформулировать свои проекции о природе и окружающем мире, постоянно совершенствуя модели его устройства. И, как видим, весьма в этом преуспели.
В итоге про общий религиозный процесс можно сказать - это ИНТРОЕКЦИЯ ПРОЕКЦИЙ прошлых поколений, передающихся через культуру.
Я даже думаю – на раннем этапе развития культуры религия - это неизбежная штука. Просто, чем более развито общество, тем меньше места религии в общественном сознании.
Существуют разные типы проекций. Выделяют зеркальную, проекцию катарсиса и дополнительную проекцию.
Для верующего характерны все три вида.
ЗЕРКАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ, когда человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам или ХОТЕЛ БЫ обладать.
(Образ бога. Идеи типа «Все люди – братья» «Красота спасет мир»)
ПРОЕКЦИЯ КАТАРСИСА – когда человек приписывает другим характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе.
(Образ сатаны. Примеры: старая безобразная дева подозревает всех мужчин в похотливости, священники нападают на бело-черных магов, подсознательно понимая, что делают с ними одно дело, праведникам кажется, что мир погряз в грехах, поскольку они сами непрерывно подавляют грех в себе и т.д.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ – когда человек приписывает другим характеристики, установки, чувства посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется.
(Человек представляет лидера, президента, бога, психотерапевта сильным, мудрым, всезнающим, когда можно расслабиться, не мучаться над поиском ответов, но и не чувствовать себя бездельником. Представление о «Высших силах», как о бесконечно благой и милоственной инстанции, предлагает сладчайший вариант ухода от собственной ответсвенности, не только без чувства вины, но, напротив, сохраняя уважаемую позицию смиренного «раба божия».)
Есть место в процессе реализации культов и другому психическому феномену – РЕТРОФЛЕКСИИ. Буквальный перевод термина «поворачивание на себя или к себе».
Это когда человек вроде как и понял –чего ему нужно от других и даже мобилизовал на это некую энергию – но то, что адресовано другим он поворачивает В СОБСТВЕННЫЙ АДРЕС.
Это справедливо как к агрессивным, деструктивным, так и позитивным энергиям.
Ретрофлекторы привыкли сдерживать свои импульсы.
Опять же, существует зеркальная ретрофлексия – я делаю себе то, что хотел бы ПОЛУЧИТЬ от других (примеры: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит» «Верующие –самые хорошие, соль нации» «Надо уметь любить себя» «Христианство – самодостаточно» «Никогда ничего не проси, особенно у тех, кто сильнее –сами дадут» - этакое вечное самопоглаживание по головке, снобизм, дескать верующие и войну выграли и культуру двигают, типа, не будь религии -всем кердык).
И особенный «вклад» в дело верования вносит ретрофлексия катарсиса – когда я делаю себе то, что хотел бы СДЕЛАТЬ другим.
Самый яркий пример ретрофлексии катарсиса – аутоагрессия (вариант переадресации агрессии). К ней близко примыкает чувство вины, когда человек вместо переживания обиды и обвинения в адрес другого обвиняет себя самого. А чувство вины – один из краеугольных камней психологии веры.
Из поколения в поколения людей заставляют чувствовать вину за некий странный «первородный грех» неких абсолютно незнакомых НИКОМУ Адама и Евы. И возможно это только потому, что людям, действительно, необходимо это чувство.
Дело в том, что ретрофлексия выполняет в человеческом обществе ряд черезвычайно важных функций и очень распространена.
Во-первых. Человек – общественное существо и ест-но ему остро необходимо сдерживать свои порой разрушительные эмоции.
Во-вторых телесные сигналы весьма медлительны. Глубокие чувства, опертые на телесные переживания, - тоже. Быстрее всего человеческая мысль, именно ей принадлежит приоритет в принятии быстрых и важных решений: она успевает сориентироваться в прошлом, обозреть текущую ситуацию, проанализировать варианты поведения.
Мышление – в каком-то смысле «ретрофлексивный» процесс. Все те специфические человеческие процессы, которые связаны с мышлением – называние, категоризация, абстрагирование, апперцепция, планирование – связано с «закрытием своей границы», уходом (пусть временным) от контакта с другими, ведением «внутреннего диалога».
Но доведенное до предела это свойство человека замыкать на себе свои же внутренние эмоции, становится неконтролируемым, подменяет сам контакт с реальностью или делает его чисто словесным, безжизненным, порождает чувство вины и в итоге неврастению.
Чувство вины – эволюционный механизм саморегуляции в обществе.
Но и религия тоже призвана примерять обывателя с негативной реальностью -отсюда такое огромное количество «самобичевателей» в религии. «Через страдание – очистимся» чудовищный лозунг, но абсолютно точно иллюстрирующий РЕФЛЕКСИЮ КАТАРСИСА в религии.
Есть еще и КОМБИНИРОВАННАЯ ФОРМА проекции и ретрофлексии. Это ПРОФЛЕКСИЯ.
Когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя.
И естественно, ей тоже есть место в религиозном процессе! Любимый лозунг профлексоров – «Относись к другим так, как ты хочешь, чтоб относились к тебе».
В случае профлексии просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого. В основе профлексии – всегда надежда на симметричный ответ.
Есть еще таки механизмы, как ЭГОТИЗМ и ДЕВАЛИДИЗАЦИЯ и они тоже интересны с точки зрения психологии процесса верования.
Ну а воснове любых психических процессов - инстинкты.
Только давайте в следующий раз. Времени не очень много. :lol: