По сути – современная религия (хоть я и не знаток этого вопроса) так плохо реформируется не потому, что нет талантливых реформаторов, а потому что массам И НЕ НУЖНА другая религия. С точки зрения психологии данный формат религиозных представлений отлично проработан.
По сути – две тысячи лет назад «живое творчество масс» привело к созданию УНИВЕРСАЛЬНОЙ религии. В ней есть все основные психологические ипостаси человеческого состояния. И даже, исходя из идеи филогенеза психологического развитя можно как-бы выделить «слои» религии сообразно тем потребностям человека, которые она в данный момент обслуживает. ...
Конечно, и первобытные религии выполняли все эти функции, но наибольшей цельности, взаимосвязанности и наиполнейшего соответствия человеческим особенностям психики религия достигла в ее христианском и мусульманском вариантах. И конечно же религия будет развиваться дальше, но эти ее основные функции никуда не исчезнут, т.к. не исчезнет потребность человека в простых решениях. «Если тебя насилуют и ты ничего не можешь с этим поделать - расслабься и получи удовольствие» - это универсальная формула любой религии.
Массам не нужна другая религия? Гм. И вправду не нужна. Вот мы задаем здесь каверзные вопросы, а попы пытаются вывернуться, хоть и неуклюже, уж больно много несуразностей в наследство досталось.
Но массы то всем этим даже ни сном, ни духом! Рядовому человеку сегодня достаточно знать, что есть некое всевышнее, которое постоянно заботиться о нем. Библии он если и открывал, то сразу же закрывал на второй странице, удовлетворившись причастностью к "святому".
Насчет основных ипостасей вы недосчитались немного. В их числе Вы забыли упомянуть стремление к самоактуализации, т.е. максимальному саморазвитию, самовыражению, реализации своего потенциала и потребность (согласно Маслоу) «стать всем, чем возможно», что является объектом подавления в упомянутых вами религиях. Вы упомянули "цельность" раба, но не цельность свободного человека. Изначально христианская религия возникла в условиях тотального социального гнета. Жесточайше подавлено было уже третье восстание в Иудее, все римские провинции усеяны крестами с распятыми на них повстанцами. Да и в самом Риме страшная тирания и тотальная деморализация. В этих условиях и возникает такое вероучение, которое дает мистическую надежду в совершенно безнадежной ситуации морально раздавленному человеку.
Со временем христианство развивается согласно изменившимся социальным условиям и становится проводником самых консервативных, выгодных власть предержащим, традиций. И если сегодня мы можем наблюдать некие тенденции к «демократизации» христианских догм, то это следствие подстройки под новые условия, которые создались вследствие того, что сознание людей раскрепостилось и расширилось по сравнению с теми рамками, которые традиционно ставились авраамистами. И это – заслуга атеистов.
Но этот процесс происходит со скоростью несмазанной телеги, потому что в самом ядре христианской религии в том виде, как оно было сформировано канонически, заложены патологический консерватизм, уничижение человеческого достоинства, возможностей человеческой личности, препятствие какому-либо социальному прогрессу.
Я согласен с Вами, когда Вы говорите, что человек помимо рациональности, нуждается в иррациональном. Но что это за иррациональное? Всем ясно, что от суеверий одни только неприятности, иррациональное в ином же случае – это потребность в понимании своей природы и предвидение своего будущего не на уровне рациональных знаний, а на уровне чувств. Но если так, то как раз христианская религия уводит от такого экзистенциального постижения в область полной галиматьи и примитивных фантазий. Если говорить о путях и способах такого постижения, то в моем понимании этим требованиям удовлетворяет буддизм и даосизм, конечно, не в простонародных их ипостасях, а в философском варианте. Например, буддизм дзен – это чистейший интуитивизм, который свободен от каких-либо умственных и фантазийных построений, являющий нашему восприятию чистейшее бытие и небытие со всеми ответами в форме отсутствия потребности в каких-либо объяснениях.
Все это можно и нужно рассмотреть и в аспекте морали. Буддизм не ставит задачи покорности некоему мистическому существу, и задачи морально-психического самосовершенствования находятся здесь в ведении самого человека. Теория
кармы не отличается продажностью и всепрощенчеством, поэтому, с одной стороны, не вызывает спастических позывов согнуть всех вокруг в покорности, а с другой в ней невозможно совершать плохие поступки и затем замаливать их с возможностью совершения новых. Не забываем, что мы рассматриваем не простонародные формы!
Скорее всего, поэтому в целях распространения того же буддизма история не знает такого количество кровопролитных войн, как в христианстве. Можете перечислить таковые?!
Учитывая все это, сомнительно, что обремененная своим каноном, христианская религия способна к качественному эволюционированию, а ислам, который Вы также отнесли к категории «идеальных» религий, является клоном или модификацией религии христианской. Поэтому вполне естественно, что люди прогрессивные ставят своей задачей борьбу с этими явлениями в нашей культуре.
Хотя относительно того, что верующим необходимо показывать иррациональные основы их веры, Вы правы.