Владимир Владимирович, априори повторяю. Я начал формирование парадигмы с терминологии, т.к. разделяю сентенцию из "Приключений капитана Врунгеля": "Как корабль назовёшь, так он и поплывёт". И, ещё, потому, что рассматривая причину зацикливания процесса определения общих понятий, вроде бы, её нашел. Она, по моему, заключается в принятии синонимичности понятий "бытие" и "существование". Поэтому, философия в части онтологии и "буксует" более 2,5 тысяч лет. Моё "изобретение" в том, что я изначально снимаю эту синонимичность. Получив ваши замечания, продолжаю сугубо метафизически выкладывать текст статьи для обсуждения.
Определение состава сущего.
14 Если полагать, что относительность и есть тот единственный признак, который характеризует определённость бытия, то относительное бытие должно быть извечным. Возможны два варианта. В мире бытия, реализующем относительность, изначально присутствует вся номенклатура отношений (мир неизменен). И второй вариант - мир меняется по составу отношений, но всегда характеристикой определённости бытия является относительность. Первый вариант противоречит нашим эволюционным и, вообще, текущим наблюдениям. Во втором варианте конкретная начальная определённость декларируется без пояснений. В первой главе Библии, если следовать предложенным выше определениям, бытие не изначально и перед ним по вере назначено небытие (Бог).
Таким образом, в данной парадигме «ничто» извечно, т.к. по определению оно не может иметь ничего приобретённого. Ситуация, когда относительное бытие является единственным типом бытия, уже рассмотрено. Но наличие относительного бытия принципиально не исключает существование бытия безотносительного, хотя и имеющего другую определённость. В этом случае можно говорить, что в сущем существует извечное «ничто» (неопределённое, не имеющее признаков), «относительное бытие» (бытие, определенное фактом соотнесённости) и «безотносительное бытие» (бытие, не имеющее соотнесённости, но имеющее другую определённость). В подобном варианте, чтобы не декларировать изначально конкретный вариант соотнесённости, допускаем, что хотя относительное бытие как тип бытия существует извечно, но структурно это не единственный мир бытия, провязанный отношениями, а совокупность отдельных, не соотносящихся миров относительного бытия, замкнутых на собственные внутренние отношения с определённым сроком существования. В каждом из них может сформироваться своя вселенная.
Безотносительное бытие.
15 Итак, относительное бытие как тип бытия существует извечно, но структурно оно представлено в виде множества отдельных миров относительного бытия, имеющих начало и конец своего существования. Но, если образование имеет начало (причину) своего существования, то эта причина должна находиться вне этого образования, т.е. относиться к безотносительному бытию. Такой причиной может быть возможность (потенция) появления этих образований. Например, некая сущность, основной характеристикой которой является производство, с необходимостью, относительного бытия в виде образований, замкнутых на внутренние отношения и этим отграниченных от данной сущности, которое условно можно назвать Хаосом. Замкнутость образований определяет невозможность Хаоса «растворить» их после образования.
«Хаос» – некая сущность, которая порождает и уничтожает относительное бытие, если оно не оформилось в виде образований, замкнутых на внутренние отношения и этим отграничилось от Хаоса. Хаос описать сложно. Можно представить его как относительное «бытие в точке» (бытие есть – бытия нет). Или как латентную соотнесённость относительно устойчивого бытия миров.
Теминологически под «пространством» понимается образование, замкнутое на конкретный тип отношений. Хаос - сущность, т.к. имеет определительные характеристики.