Кассия Сенина, верующая, бывшая монахиня:
"Нося вместо мира злосмрадную злобу"Многие удивляются на православных, которые рассуждают о каре Божией за развлечения в пост и т.п. - почему, мол, христиане такие злые и так людей не любят? А чего тут удивляться? Они же сами себя постоянно подвергают террору: этого нельзя, того нельзя, все вокруг грех, надо постоянно себя ущемлять, лишать, принуждать делать то, чего не хочется, и не делать того, что хочется, все время страдать и мучиться или, по крайней мере, делать что-то не слишком интересное и приятное. А тут вокруг люди нифига не парятся, развлекаются и все такое, и при этом живут себе и живут. Вот у христиан и зависть со злобой на них, а когда с другими что-то плохое случается, то у христиан злорадное торжество: ааа, вот наконец-то Бог их наказал! вот Он им показал, как не поститься и веселиться! есть все-таки божественное правосудие!
Т.е. вообще-то в обычной жизни христиане вовсе не уверены, что божественное правосудие существует. Да что там, они в глубине души, скорее всего, не верят даже и в загробное воздаяние и в то, что их нынешние самоистязания действительно нужны для вечного блаженства. Ну, в самом деле, если у тебя в кармане билет на самолет в теплую страну, и тебе нужно только некоторое время потерпеть и постараться не накосячить, чтоб тебя не сняли на погранконтроле, то будешь ли ты обращать внимание на тех, кто билета не приобрел и старается развлекаться подручными средствами? Ты можешь их пожалеть, наверное, а то и вовсе не обращать внимания, занятый всецело мечтами о грядущей жизни на островах блаженных. Но что, если никакого билета у тебя на самом деле нет? Что, если это просто мираж, иллюзия или подделка? Тогда ведь вдвойне обидно, что ты занимаешься годами какой-то херней, в необходимости которой ты на самом-то деле не так уж уверен! Тебе просто какие-то дяди сказали, или в книжке ты прочел, что надо всем этим непременно заниматься, чтобы жить благочестиво, а так-то, будь твоя воля, послал бы ты все это подальше и тоже рванул в ТРЦ.
Можно много красиво рассуждать о том, что постишься или чего-то себя лишаешь "из любви к Богу", но в реальности, если б человек любил Бога и действительно старался ради Него, ему было бы пофиг, как живут остальные. Тем более, что в Писании прямо сказано: не любящий брата, которого видит, тем более не может любить Бога, Которого не видит. А когда ты злой и постоянно выискиваешь, как бы чужие грехи обличать и рассуждаешь о том, кого Бог за что наказал и какие все вокруг грешные и ужасные, то какая уж тут любовь.
Но может, ты не дотягиваешь пока до любви, а подвизаешься для того, чтобы победить страсти, стать добродетельным, добрым, кротким, милосердным и пр., как учил Христос? Но и тогда, если принять, что все эти депривации, посты и прочее себедрюченье - ради приобретения добродетели, то и здесь все плохо: люди годами молятся, исповедуются, постятся, причащаются, а так ни одной страсти на деле победить не могут, грехи из года в год все те же самые, если не еще худшие. (И чем же это лучше всего можно доказать, как не этой постоянной злобой, осуждением всех и вся и злорадством над чужими бедами!) Тут никакой добродетелью и не пахнет. Получается, и в этом смысле толку от самомучительства ноль. Так зачем же тогда человек "подвизается"? Получается, всё зря. Вот отсюда и вся эта злоба. Уж лучше бы мясо ели и на батуте прыгали, право слово.