Автор Тема: Об ограниченности атеизма и религии.  (Прочитано 193067 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн uroborus

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +20/-55
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #510 : 06 Февраль, 2019, 15:58:46 pm »
Цитата: Sorata
Отбор (воздействие неблагоприятных условий внешней среды) действует постоянно, и организм должен постоянно им сопротивляться.
Ну давайте скажем проще, всё живое, независимо от уровня - от клетки до человека и социума - должно сопротивляться энтропии. В противном случае, оно просто распадается и перестаёт быть организмом. Это, кстати, к вопросу об альтернативе человечеству, который Вы выше обсуждали, и почему всё живое, независимо от его природы, всегда будет «экспортировать» энтропию. С вполне очевидными последствиями для её «импортёров».

Цитата: Sorata
Разумеется, желания выжить (осознанного) у живых существ, кроме человека, нет, есть сформированный эволюцией инстинкт самосохранения, выражающийся в приспособительной реакции организма на неблагоприятные воздействия внешней среды. Этот инстинкт, если его можно так назвать, существует у всех живых существ, оберегающих свой геном, начиная от примитивных бактерий и даже вирусов.
Опять же, слишком много одухотворённости. Понятно, что ничего живые существа не «оберегают», никакой цели «самосохраниться» у них также нет.

Тот пример с Фристонскими мокрицами, что я выше привёл, очень хорошо всё описывает. Мокрицы не пытаются найти тень, они просто движутся (случайным образом) быстрее под действием солнца. Какие-то из них окажутся в тени, и как результат их движение замедлится, они там останутся, найдут еду - источник энергии для сопротивления энтропии, и будут жить. Какие-то из них тени не найдут, энергия закончится, и сопротивляться энтропии они больше не смогут, распавшись на части.

Целеполагание, типа всех этих «желаний», «инстинктов», «оберегания», и пр. - это всё антропоморфизм, следствие поэтичности нашего языка, нашего стремления придать значение, увидеть смысл. Мир же вокруг нас - он просто есть. Без цели. Без смысла. Без замысла.

Мы же являемся точно такой же частью этого мира, как и всё остальное. И у нас точно также нет никаких желаний, целей, мыслей, идей, разума, души, и пр. выдумок. Это всё - привычные метафорические конструкции нашего языка, которые - так получилось - оказались адаптивными для нас, почему мы их всё время и используем. Если же заглянуть, что за всеми этими словами стоит, то мы увидим очевидное - ничего. Точно также как и те мокрицы из примеры выше, точно также как и абсолютно всё остальное в мире, мы просто есть.

Нельзя быть лишь немножко беременной. Нельзя быть лишь немножко атеистом. Понимаете?
Радикальный физикалист, радикальный экстерналист, сильный аатеист, сильный теист, сильный аинформационист, сильный аидеалист, абстрактный оотеист, ортодоксальный омнист, фундаментальный антииррационалист, трансцендентный недуалист.

Оффлайн Sorata

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 017
  • Репутация: +293/-188
  • Акредист
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #511 : 06 Февраль, 2019, 16:02:11 pm »
Тот пример с Фристонскими мокрицами, что я выше привёл, очень хорошо всё описывает.
Ваш пример - глупость. Он вообще ничего не описывает.


Склеено 06 Февраль, 2019, 16:04:09 pm
Да нет, я не солипсист и полагаю, что, вероятно, ощущения у других людей есть. Просто не знаю способов это строго доказать.
Иногда помогает старый добрый здравый смысл.
"Почуяв сочную ложь, мозг повизгивает от удовольствия и занимает очередь." (А.Г.Невзоров)
"Человечеству стоило бы, наконец, найти адекватный промежуток между правым скотством и левым идиотизмом." (В.А.Шендерович)
Вера - это принятие желаемого за действительное.

Оффлайн Born

  • Moderator
  • Оратор форума
  • *****
  • Сообщений: 10 335
  • Репутация: +508/-461
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #512 : 06 Февраль, 2019, 17:45:08 pm »
Да нет, я не солипсист и полагаю, что, вероятно, ощущения у других людей есть. Просто не знаю способов это строго доказать.
Слава Великому Атею! Таки признали мысли других субъектов объективно существующими. Строгое доказательство - например моё мнение о наличии собственных мыслей без относительно того, по какому поводу они присутствуют. Для Вас они просто объективно существуют, а для меня мои мысли - элемент моей субъективной реальности и наоборот, Ваши мысли для меня объективно существуют, а для Вас они субъективная реальность.
Ваша свобода заканчивается там,где начинается моя.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #513 : 06 Февраль, 2019, 17:51:27 pm »
Слава Великому Атею! Таки признали мысли других субъектов объективно существующими. Строгое доказательство - например моё мнение о наличии собственных мыслей без относительно того, по какому поводу они присутствуют. Для Вас они просто объективно существуют, а для меня мои мысли - элемент моей субъективной реальности и наоборот, Ваши мысли для меня объективно существуют, а для Вас они субъективная реальность.
Ок, а как вообще определить, есть у системы субъективная реальность или нет? Вот у компьютера она есть или нет? Если нет - то что нужно сделать, чтобы появилась?

Иногда помогает старый добрый здравый смысл.
А он может оказаться плохим помощником тут.

Оффлайн uroborus

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +20/-55
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #514 : 06 Февраль, 2019, 18:24:12 pm »
Цитата: Dig386
Цитата: urobros
Так а разве именно эта недоказуемость не требует рассмотрения альтернативных гипотез? Например, что никаких субъективных ощущений попросту не существует, и мы лишь называем «субъективным» мир, существующий относительно нашего тела?
Требует. В частности, поиска нейрокоррелята сознания.
Ну давайте посмотрим, куда это нас приведёт. Допустим, нашли мы нейрокоррелят, установили, что осознанию радуги соответствует вот такая вот нейроактивность. Каким образом активность нейронов, коррелирующая с осознанием радуги, объяснит нам, как именно из этой нейроактивности, не имеющей ничего общего с тем, как выглядит радуга, тем не менее возникает радуга во всём её великолепии?

Цитата: Dig386
Цитата: Sorata
Так вот, возникает вопрос, что считать фактом: наличие голоса Махатмы Мории или наличие субъективных ощущений голоса Махатмы Мории?
Второе, т.к. этот голос существует лишь в голове у человека.
Голос физически не может существовать в голове у человека, уши человека - необходимое условие для существования голоса - находятся снаружи головы.

Цитата: Sorata
А вот Уроборус говорит, что ощущения идентичны внешним объектам, и, значит, голос реально существует
Вы эти эти суеверия бросайте. Ничто не может «нереально» существовать. Оно либо существует, а значит реально, либо не существует, а значит нереально. Мозг - это физический объект, в нём протекают реальные физические процессы, возникающие в следствие реальных физических в теле и за его пределами. Если человек действительно слышит какой-то голос, то этот голос таки существует для него как результат пусть и сложного, но физически существующего процесса, начинающегося во внешнем мире и заканчивающимся активностью нейронов в голове.

Цитата: Sorata
На самом деле вопрос не такой простой для самого субъекта, поскольку мозг его в самом деле принимает за чистую монету все ощущения и не может отличить мираж от реального объекта.
Вы имели в виду галюцинацию. Сам факт, что мозг не может отличить галюцинацию от реального объекта, уже должен дать Вам возможность задуматься о том, что Ваше понимание, что является галлюцинацией и что является реальным объектом неверно. В конечном итоге, кто прав - Ваш мозг или Вы? Сознаю, впрочем, что для этого придётся отказаться от Вашей веры в деление мира на субъективное-объективное, пусть даже и на время. Для человека верующего это нелегко.

Цитата: Sorata
Ваш пример - глупость. Он вообще ничего не описывает.
Во-первых, это не мой пример, а Фристона, человека намного умнее нас обоих. Во-вторых, сожалею, что Вы его не поняли, ну да не Вы один, не расстраивайтесь. В-третьих, рекомендую пересмотреть Вашу стратегию считать глупостью то, что Вы не понимаете, она существенно ограничивает Ваши возможности чему-то научиться.

Склеено 06 Февраль, 2019, 18:41:44 pm
Цитата: Born
А спросить у субъекта высказать свои мысли по какому-нибудь вопросу не пробовали? Вы просто завоались и запутались в своём нелепом вранье.
Зачем бы я врал, не понимаю?  :dntknw Пробовал, конечно. Все, кого я просил, могут легко описать о чём их мысль (разные объекты, чаще всего внешнего мира, кстати), но не саму мысль. Вы, собственно, и сами в этом можете убедиться на практике. Попросите кого-нибудь о чём-нибудь «подумать», а потом попросите их описать их «мысль», но саму «мысль», а не то, о чём она. Предсказываю - у них это не получится. Люди легко опишут Вам объект, о котором они «думали», но не саму «мысль». Из чего и возникает логичный вывод, что «мыслью» люди просто называют разные объекты.
Радикальный физикалист, радикальный экстерналист, сильный аатеист, сильный теист, сильный аинформационист, сильный аидеалист, абстрактный оотеист, ортодоксальный омнист, фундаментальный антииррационалист, трансцендентный недуалист.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #515 : 06 Февраль, 2019, 19:00:11 pm »
Ну давайте посмотрим, куда это нас приведёт. Допустим, нашли мы нейрокоррелят, установили, что осознанию радуги соответствует вот такая вот нейроактивность. Каким образом активность нейронов, коррелирующая с осознанием радуги, объяснит нам, как именно из этой нейроактивности, не имеющей ничего общего с тем, как выглядит радуга, тем не менее возникает радуга во всём её великолепии?
Если до этого дойдёт, то далее будут составляться таблицы соответствий между ощущениями и физическими состояниями в этом нейрокорреляте. На каком-то этапе развития, вероятно, станет возможным прямая коммуникация между разными сознаниями с возможность видеть субъективные ощущения друг друга. Далее на каком-это этапе процесс остановится и получившиеся соответствия будут чем-то вроде законов природы, т.е. не иметь какого-то объяснения, но достаточными для определения наличия/отсутствия субъективных ощущений у какой-либо физической системы.

Голос внутри головы - это не совсем голос, это ощущение голоса.

Оффлайн Sorata

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 017
  • Репутация: +293/-188
  • Акредист
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #516 : 06 Февраль, 2019, 19:03:58 pm »
В-третьих, рекомендую пересмотреть Вашу стратегию считать глупостью то, что Вы не понимаете
Я вам рекомендую пересмотреть стратегию отвечать, не читая постов собеседника.
Выше я объяснил, почему случай с мокрицами никоим образом не относится к вопросу инстинкта самомохранения у живого. Как и думал - ноль внимания. Очевидно, еще и потому, что вы несведущи в биологии и биохимии.
Можете не отвечать - неинтересно.
"Почуяв сочную ложь, мозг повизгивает от удовольствия и занимает очередь." (А.Г.Невзоров)
"Человечеству стоило бы, наконец, найти адекватный промежуток между правым скотством и левым идиотизмом." (В.А.Шендерович)
Вера - это принятие желаемого за действительное.

Оффлайн uroborus

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +20/-55
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #517 : 06 Февраль, 2019, 19:23:39 pm »
Цитата: Dig386
Ок, а как вообще определить, есть у системы субъективная реальность или нет? Вот у компьютера она есть или нет? Если нет - то что нужно сделать, чтобы появилась?
Вы правильно мыслите и скорее всего сознаёте, что ответ - никак. По крайней мере при понимании «субъективной реальности» как реальности создаваемой исключительно человеческим мозгом. Очевидно, что это антропоцентричное понимание, априори постулирующее исключительность человека, означает, что лишь человек может обладать этой «субъективной реальностью», которую, вот невезение, при этом даже и наблюдать-то нельзя, а следует принимать на веру.

Ну так в печку такое понимание тогда. История познания знает множество примеров, когда нам приходилось отказываться от осознания собственной уникальности и исключительности, а заодно и абсолютизма, возьмите тех же Коперника с Галилеем. Подобно тому, как движение до Галилея считалось абсолютным, объект либо движется, либо нет - понимание, от которого пришлось отказаться, в пользу относительности движения, нам следует также отказаться от абсолютности существования в пользу его относительности. Существование объекта имеет смысл лишь по отношению к другому объекту. Ваша скорость относительно кресла будет отличаться от Вашей скорости относительно машины на улице или относительно Солнца. Аналогично, существовании чашки на столе относительно Вас, будет отличаться от существования чашки относительно меня относительно меня - мы находимся в разных местах, у нас может быть разное зрение, и т.д., и уж тем более, оно будет отличатся от существования кошки или мухи на столе. Мы все физически разные.

При таком понимании существования, «субъективная реальность» не является некоей мистифицированной прерогативой человека, ею просто называют существование одного объекта относительно другого. В таком понимании, она перестаёт быть ненаблюдаемым и таинственным результатом работы мозга, а становится результатом наблюдаемого и хорошо понятного физического процесса. В случае человека, объединяющего воедино человека и мир, наблюдателя и наблюдаемое. Прекрасно наблюдаемое на примере радуги, созвездий, лиц, мелодии, жестов, падающих в лесу деревьев и т.д.

Такое понимание обладает всеми достоинствами мистифицированной «субъективной реальности» минус мистифицированность. Ну и да, лишает человека ещё одного трона, ну так и в печку и этот трон туда же.

Склеено 06 Февраль, 2019, 19:38:28 pm
Цитата: Sorata
Я вам рекомендую пересмотреть стратегию отвечать, не читая постов собеседника. Выше я объяснил, почему случай с мокрицами никоим образом не относится к вопросу инстинкта самомохранения у живого. Как и думал - ноль внимания.
Ваш пост, цитирую его целиком:
Тот пример с Фристонскими мокрицами, что я выше привёл, очень хорошо всё описывает.
Ваш пример - глупость. Он вообще ничего не описывает.
я, естественно, прочитал до своего ответа и уделил ему некоторое внимание. Благодаря за «объяснение», мне оно не показалось убедительным тогда и не кажется убедительным сейчас  :thank_you
Радикальный физикалист, радикальный экстерналист, сильный аатеист, сильный теист, сильный аинформационист, сильный аидеалист, абстрактный оотеист, ортодоксальный омнист, фундаментальный антииррационалист, трансцендентный недуалист.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #518 : 06 Февраль, 2019, 19:46:18 pm »
что лишь человек может обладать этой «субъективной реальностью»,
Я так не думаю и считаю, что субъективные ощущения наверняка есть у других млекопитающих: ибо там есть и боль, и эмоции, и быстрая фаза сна. И также не "углеродный шовинист" и думаю, что их можно получить даже не в обязательно биологической системе.

Цитировать
существования в пользу его относительности
Думаю, что не меньший вызов - это соотношение между существованием и восприятием.

Мои представления о возможном разрешении проблемы субъективного близки к тем, что есть в техноопере группы "Комплексные числа" "Мы, XXII век". Вот, например, часть 4:

Они вполне материалистичны, но контринтуитивны.

Оффлайн uroborus

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +20/-55
Re: Об ограниченности атеизма и религии.
« Ответ #519 : 06 Февраль, 2019, 19:56:36 pm »
Цитата: Dig386
Если до этого дойдёт, то далее будут составляться таблицы соответствий между ощущениями и физическими состояниями в этом нейрокорреляте. На каком-то этапе развития, вероятно, станет возможным прямая коммуникация между разными сознаниями с возможность видеть субъективные ощущения друг друга. Далее на каком-это этапе процесс остановится и получившиеся соответствия будут чем-то вроде законов природы, т.е. не иметь какого-то объяснения, но достаточными для определения наличия/отсутствия субъективных ощущений у какой-либо физической системы.
И всё же, Вы не ответили на вопрос, давайте уточню.

Есть 2 гипотезы: радуга создаёт нейроактивность в мозге и нейроактивность в мозге создаёт радугу. С 1-й гипотезой всё понятно, мы можем указать физический процесс, начинающийся с преломлённых в каплях воды лучей света и заканчивающийся нейроактивностью в мозге. Никакой мистики. Существование этого процесса обуславливает существование радуги. Со 2-й же гипотезой ничего непонятно. Каким-то образом нейроактивность в мозге должна всю это радугу каким-то образом воссоздать что-ли? Скопировать её из внешнего мира куда-то? Куда? Каким образом возникнет радуга-то?

Цитата: Dig386
Голос внутри головы - это не совсем голос, это ощущение голоса.
Ощущение возникает как результат воздействия объектов внешнего мира на тело (органы чувств). Если есть ощущение - есть объект, являющийся его причиной. Вы же, если я верно понял, полагаете, что возможно существование ощущения самого по себе? Без причины? Каким образом следствие может существовать без причины? Что-то тут не так  :pardon
Радикальный физикалист, радикальный экстерналист, сильный аатеист, сильный теист, сильный аинформационист, сильный аидеалист, абстрактный оотеист, ортодоксальный омнист, фундаментальный антииррационалист, трансцендентный недуалист.