Владимир Иванов Я утверждаю, что этика, нравственность, доброта, человечность и прочие нравственные ценности могут быть основаны только на признании Бога.
Приветствую Вас, уважаемый коллега. Прошлый раз вы нас внезапно покинули, надеюсь в этот раз, у Вас будет больше времени для оппонентов "с другой стороны фронта".
На мой взгляд, Ваш тезис изначально ошибочен. Нравственные ценности могут быть основаны на чем угодно, а не только на идее Бога. Если мы возьмем, скажем, уголовное сообщество, то там тоже выработаны определенные нравственные ценности, которые позволяют этому сообществу существовать без особых конфликтов. Вор в законе не имеет права работать, заводить семью, сотрудничать с тюремной администрацией. Существует правило, что нельзя воровать у своих и т.д. и т.п. Опять же, надеюсь, Вы не будете отрицать, что и у атеистов существуют хотя бы зачатки неких нравственных ценностей. Таким образом, говоря о разных наборах нравственных ценностей можно лишь их оценивать – какие лучше, какие хуже.
Давайте мы с Вами согласимся, и примем Ваш тезис, что "без Бога, нам не туды и не сюды"(с)
И, вероятно, следует начинать не с обличения нравственных ценностей атеиста, сиречь морали, а начать ab ovo – посмотреть, что же это за недостижимый для атеиста идеал – мораль верующих и познакомится с "зияющими вершинами"(с) оной.
Давайте рассмотрим мораль, которая изложена в Святой Книге двух религий – Библии.
Начинается все очень хорошо – Яхве обнародовал 10 заповедей. Заповеди как заповеди, ничего экстраординарного. Если исключить ритуальные то останется 6, которые лежат в основе христианской и иудейской морали. (Замечу в скобках, что если бы вся Библия состояла только из одного листка, на котором записаны только эти правила и ничего больше, то все претензии по поводу их нарушений мы могли адресовать только человеку. Но ведь в Библии даны и практические рекомендации по их претворению в жизнь и даны образцы поведения положительных, с точки зрения Бога, персонажей. Вот это мы пристально и рассмотрим)
Исход 20
12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
Эти же правила, в другой формулировке, мы можем найти в Законах Хаммурапи, которые были написаны задолго до того, как Яхве дал заповеди Моисею, по этим заповедям жили майя и ацтеки никогда и слухом не слыхавшие о Яхве, этих же заповедей придерживались и придерживаются австралийские аборигены, китайцы, японцы, древние греки и римляне, короче, эти правила лежат в основе морали любого племени, народа, нации во все времена.
С одной оговоркой – эти заповеди никогда, ни у одного народа не носили характера категорического императива. Всегда на их исполнение накладывались реалии жизни, и практическая их реализация была с добавлением слов "по возможности".
Теперь давайте посмотрим, возводит ли их христианская и иудейская религии в ранг абсолюта.
Начнем с самой важной заповеди – "не убий". Мы сразу с удивлением видим, что сам Яхве не настаивает на строгом исполнении этой заповеди:
Втор. 13
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои",
7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, -
9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
У языческих народов отсутствовал религиозный фанатизм. Существовали терпимость и понимание, уважение к убеждениям других людей. У народа было два - три десятка богов. Можно было смело поклоняться тому или другому. Ставить храмы, кому хочешь. Приносить жертвы, кому хочешь. И никто тебя не смел за это убить.
Более того, принцип "не убий" лежит в основе поведенческих реакций всех без исключения видов животного царства. Это достаточно хорошо описано этологами, но даже и без этого простая логика подсказывает, что если бы какой-то вид его не придерживался, он бы просто исчез с лица Земли – следствие принципа Дункана Маклауда – "должен остаться только один"(с)
Яхве же вводит новую норму – ты
должен убить брата, сына, дочь, жену, друга, если они исповедуют другую религию и уговаривают тебя присоединится к ним. Т.е. он опускает в этом отношении планку иудейской и христианской морали ниже уровня морали язычников и поведения животных.
Возражения христиан, что, дескать, Христос отменил ветхозаветные правила и принес "любовь" народам, не принимается. Во-первых, согласно христианского учения о Троице Христос существовал "одвечно", т.е. когда Яхве издавал свои декреты, рядышком сидел Христос и не возражал. Во всяком случае, о фактах распрей среди ипостасей Единого Бога по этому вопросу нам неведомо. Во-вторых, о христианском отношении к этой заповеди мы поговорим, когда от теории перейдем к практике.
Я приведу еще только одно из десятков подобных в ВЗ распоряжение Яхве касательно "не убий":
1-я Царств 15
2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
3 теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
Попробуйте оценить качество морали, которая базируется на рекомендации "
не давай пощады… от отрока до грудного младенца, ".
Следующая заповедь – "Не прелюбодействуй". Смешная заповедь – всегда, во все времена и народы люди с большим удовольствием ее нарушали, и будут нарушать. Причем, как верующие, так и атеисты. О практике поговорим позже, я только обращу Ваше внимание, на одно обстоятельство. По христианской морали – многоженец – плохой человек, редиска. Но верующие другой конфессии – мусульманской – ничего плохого в этом не видят. Напротив, на это дело они имею разрешение своего Бога. Так какой принцип мы должны положить в основу морали верующего – христианский или мусульманский?
Следующая – "Почитай отца твоего и мать твою". Это норма присуща морали всех народов. Я, во всяком случае, об исключениях не знаю. Но что рекомендует Христос:
Матфея 8
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Похороны родителей очень важный момент в жизни и не верующего и верующего человека любой конфессии и в иудаизме в том числе. Старший сын обязан участвовать в этой церемонии. На нем лежит обязанность прочесть над ними заупокойную молитву - кадиш. Этому обряду придается большое значение. Традиция говорит: даже тот, кто увидел похоронную процессию, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы четыре шага, в противном случае он уподобляется насмехающемуся над беспомощностью другого. Что уж говорить о похоронах своего отца! Кроме обязательного участия в похоронах, сын должен был соблюсти семидневный траур.
Но Христос забивает на это дело и приглашает ученика следовать за ним в круиз. Хорошую мораль можно построить на этом принципе – если у тебя возникли важные дела "предоставь мертвым погребать своих мертвецов".
А что бы эту мораль улучшить, можно прислушаться и к такому совету:
Луки 14:26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
Давайте на этом закончим теоретическую часть, а то слишком длинный пост получается. Я только упомяну, что заповедь "не укради" в Библии чисто декоративная. И Яхве учит, как мелкий пахан с крупными возможностями, иудеев воровать, причем воровать у самых бедных и обездоленных, и Христос оправдывает воровство и сам ворует.
Теперь перейдем к практике.
Начнем снова с "не убий". С того момента, как возникли религии, войны на Земле шли только и исключительно между верующими – атеисты в них не участвовали по причине физической невозможности – до определенного момента истории атеисты водились в единичных экземплярах.
Причем если до появления христианства войны объяснялись экономическими, политическими и пр. причинами, то с появлением христианства мы имеем счастье лицезреть уже и войны по сугубо религиозным мотивам. Кроме войн мы также видим просто уничтожение себе подобных по религиозным мотивам.
И что, уничтожение людей не вытекает из учения Христа? Увы, в любой войне, каждая из сторон, вооруженная "любовью Христа" с помощью служителей церкви элементарно вдохновляла своих граждан на ратные подвиги цитатами из Библии. Если противником были единоверцы, скажем католики против католиков, вероятно и возникали определенные затруднения, но если противником были альтернативные конфессии (католики против православных, протестанты против католиков и т.д.) то это было то, "что Христос прописал"(с). Никаких затруднений в идеологической подготовке победоносной кампании.
А вот атеистам таких обвинений не предъявишь – истории неведомы случаи развязывания атеистами войн или уничтожения людей по причине веры или неверия.
Теперь практическое применение смешной заповеди – "Не прелюбодействуй".
Как верно заметил Лем: "...если бы теологи властью религиозного запрета могли покончить с оргазмом, - они непременно сделали бы это."
Но, в силу невозможности проведения подобной операции, верующие вынуждены заповедь нарушать. Скажите, разве изобретение домов терпимости – это дело рук атеистов? Когда на православной Руси появились подобные заведения? Я не в курсе, но, во всяком случае, Куприн описывал публичный дом в России 19 века, когда цвело и пахло православие. А одиночные жрицы любви – блудницы – с охотой сопровождали Христа в его вояжах. Значит и у иудеев мораль допускала существование этого контингента. А такое понятие как "содержанка" возникло разве в советскую эпоху или оно старше Библии? И снова вернемся к исламу – там Бог ничего против содержанок не имеет. Только называют их наложницами. И правоверный мусульманин с разрешения Бога может их иметь (в прямом и переносном смысле) сколько здоровье позволит. Так какой принцип внедрим в универсальную мораль верующих – мусульманский или христианский?
Теперь пойдем по Вашему тексту.
"….то в странах, где образование подрастающего поколения ориентировано на материализм и атеизм…".
Вы не могли бы назвать эти страны? А то я кроме Кубы, Северной Кореи, Вьетнама и Китая" не знаю таких стран. Во все остальных не является атеизм государственной политикой, а, учитывая изначальную агрессивную проповедническую политику христианских церквей, можно считать, что "подрастающее поколение ориентируют" на религию. Может у церквей это не совсем получается, но в вину государству это нельзя поставить.
"….скажем, поведение нацистов - достойно осуждения..." Очень плохой пример. Хуже некуда.
Когда верующие, как образец негодяев, приводят нацистов, они скромно забывают упомянуть, что нацисты – это их братья, верующие братья во Христе.
И Гитлер и все его окружение были католиками или протестантами. Гитлер был большой ревнитель христианской веры:
Светские школы недопустимы, так как в таких школах нет религиозного образования, а нравственность без религиозной основы зиждится на пустоте; следовательно, и воспитание личности, и религия должны основываться на вере.
Адольф Гитлер, 26 апреля 1933 года
Источник: http://www.infidels.org/library/modern/ ... copin.html
со ссылкой на Norman H. Baynes, ed. The Speeches of Adolf Hitler,
April 1922 – August 1939, Vol. 1 of 2, Oxford University Press, 1942
Вы не находите, что Гитлер полностью разделяет Ваш тезис, что Вы с ним в этом плане единомышленники?
Мы были убеждены, что люди нуждаются в этой вере. Поэтому мы боролись против атеистического движения, причем не только лишь теоретическими заявлениями: мы уничтожили это движение.
Адольф Гитлер, 24 октября 1933 года
(речь в Берлине),
Источник: тот же
Как видите, Гитлер "уничтожил атеизм" в Германии. Зная, какие методы он применял, мы ему безоговорочно верим. Обратите внимание на дату его выступления и можете облегченно вздохнуть – Германия вступила во Вторую мировую войну под знаменем Христовым.
Добавим для "усугубления":
Именно подлинные патриоты имеют священную обязанность позаботиться о том, чтобы верующие каждой деноминации перестали только всуе поминать имя Божие, а стали бы на деле выполнять волю Божию и сумели бы помешать евреям позорить дело Бога. Ибо Божья воля дала человеку его образ, суть и возможности. Кто разрушает дело Божье, тот ополчается против воли Бога и Его творения.
[Адольф Гитлер, "Моя борьба", том 2, глава 10]
Тот, кто осмеливается поднять руку на высшее воплощение образа Бога, тот восстает против всеблагого Творца сего чуда, и содействует изгнанию из рая.
[Адольф Гитлер, "Моя борьба", том 2, глава 1]
Пожалуй, Гитлера мы можем оставить и пойдем дальше:
….Расовая теория подразумевает наличие общего врага, что мобилизует и сплачивает общество "в единый громящий кулак"…Разве "Расовая теория" это единственный способ обнаружения "общего врага"? Значительно эффективнее и с меньшими затратами это позволяет сделать религиозная теория, что многократно доказано историей. И Яхве с Христом на этом настаивали.
Антисемитизм куда мы отнесем – к расовой теории или к религиозной? Он прекрасно вписывается в оба понятия.
Давайте вспомним, что у христиан есть Особый Отряд Отборных Верующих – в просторечье "святые". Святые Отцы Церкви – это не просто особенно почитаемые экземпляры христиан, это образцы для подражания во все времена и народы. И по другому просто не может быть – в святые производит не только церковная общественность – сам Бог должен утвердить каждую персоналию, явив восхищенной публике какие-то там "знаки". Только после получения Божественного Штемпеля соискатель звания "святой" переводится в действительные члены.
Вот давайте познакомимся с некоторыми образчиками их творчества.
Начнем с такого уважаемого
святого, как Августин Блаженный – он является одним из отцов "теории замещения" и считал всех иудеев христоубийцами и, следовательно, отверженными.
Второй столп церкви –
святой Григорий Нисский. В своих нетленках он называл евреев
«убийцами Господа, убийцами пророков, бунтовщиками, исполненными ненависти к Богу» ; «они противостоят Божьей благодати, они отвергают веру своих отцов». Судя по словам этого великого отца Церкви, евреи – не что иное, как
«соработники диавола, исчадия гадюки... синедрион демонов, проклятые, бесконечно отвратительные...» .
Третий столб –
святой Иоанн Златоуст. В 386–387 гг. в своих «Проповедях против иудеев» Златоуст пишет, что сам Бог отверг иудеев – прежде всего за то, что они распяли Его Сына. Поэтому, считает Златоуст, их наказание справедливо. «Вы, евреи, Его распяли, – утверждает он, – но после Своей крестной смерти Он разрушил вашу столицу... рассеял ваш народ по лицу Земли»; пусть никто не питает иллюзий относительно святости синагог, так как «Богу там не поклоняются». Разве христиане не понимают, говорит Златоуст, что нынешняя синагога – это
«публичный дом, твердыня греха, прибежище демонов, крепость диавола, место гибели душ, пропасть и бездна всяческого проклятья?» Ибо «здесь собираются Богоубийцы... здесь богохульствуют, здесь отворачиваются от Отца, здесь оскорбляют Сына, здесь отрицают благодать Духа» .
Просто упомянем остальную мелкую шушеру типа - Мелитона Сардского, Амвросия Медиоланского, Иосифа Волоцкого, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского, архиепископа Вологодского Никона, иеромонаха Илиодора (Труфанов), протоиерея Иоанна Восторгова – эти и многие другие высокочтимые церковью субъекты в своих исполненных христианской любви и благости книгах и речах любовно называли евреев всякими ласковыми словами.
На закуску приведу избранные места из Мартина Лютера – ортодоксальной церковью он святым не признанан, но у протестантов он Отец Церкви:
«Von den Juden und ihren Lugen » (Против Евреев и их лжи)
«О, Господь, Я слишком слаб, чтобы передразнивать этих дьяволов (евреев). Я быть может и постарался бы, но они сильны в надругательстве над христианской верой, и у них есть свой боженька, который преуспел в этом искусстве; он и есть дьявол и злой дух»
«Если мне и удастся уговорить еврея пройти крещение, я непременно отведу его к Эльбскому мосту, повяжу камень на его шею и толкну его в воды, тем самым, проводя крещение по традиции Авраама!… Я не могу перевести евреев в христианство. Нашему спасителю Иисусу Христу не удалось этого сделать; но я смогу заткнуть их глотку…»
«На нас лежит вина за то, что мы не отмстили за невинную кровь нашего спасителя Иисуса Христа и Христиан кровопийцам евреям…на нас лежит вина за то, что мы еще до сих пор не уничтожили их».
«Еврейские дома должны быть сожжены и уничтожены, а сами евреи должны быть помещены в конюшню как цыгане, чтобы знали, что они не хозяева нашей земли»
И как Вы думаете, откуда такие идеи проникали в Святые Головы? Что бы Вы долго не гадали, подскажу – это прямо следует из Нового Завета. Это он – источник вдохновенья.
Пора закругляться, но не потому, что тема исчерпана, а потому, что пост у меня получился длинным до неприличия.
Если Вы изъявите желание, мы можем поговорить и про эволюцию морали верующих и ее движущие силы и о многом другом. Но пока хватит.