Автор Тема: БИБЛИОТЕКА  (Прочитано 60023 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 819
  • Репутация: +243/-183
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #30 : 06 Ноябрь, 2024, 15:19:45 pm »
Читаю кн. Алины Малышевой "Мы разлучаемся со сказками. История одного расцерковления". Скачал её на Флибусте. Очень хорошая книга, просто энциклопедия по атеизму. Плюс личный опыт автора. "Подранкам веры посвящается".
Верующей она была с детства, это еще при СССР, когда "поведение как РПЦ, так и самих верующих разных конфессий в те годы было совершенно другим. Они казались по-настоящему смиренными, кроткими, терпящими притеснения и насмешки из-за своей веры, – ну все по Евангелию. Верующие были приличными: смирными и мирными".

ЖЖ автора, в котором была выложена книга: https://19ivolga67.livejournal.com/

Пишу я потому, что только сейчас почувствовала потерянную радость жизни и полноту бытия и не могу не сочувствовать тем, кто, как ранее я, окаявал себя, пытаясь хранить «верность православию», а вместо этого лишь нарабатывал психологические искажения личности и разлад в мировоззрении.
Мне представляется такая аналогия: ты попал в болото, по горло вязнешь в трясине, комары едят, а тебя уверенно убеждают: «Верной дорогой идешь!» Ты собираешься с силами и бредешь через топь дальше. Вязнешь, проваливаешься, хлебаешь болотной жижи, но наконец доходит, что ты все-таки в трясине. Видишь деревце, делаешь из него палку и далее, нащупывая тропу и устойчивые кочки, наконец выходишь на твердую землю. И хочется подсказать другим бедолагам, что есть суша с красотой цветущего луга, зеленеющего леса и чистой родниковой водой.

Да, тогда мною двигала опасливая мысль: «А вдруг после смерти что-то есть? Вдруг все это правда? Что я теряю, даже если нет загробной жизни?»3 – Так и ухнула в яму «духовности». Но оказалось, что было чего терять, и это – невосполнимые ресурсы, главный из которых время. И лишь когда спустя годы смогла пробиться сквозь мысленные шоры, то подумала: «А если ничего нет?» Мне ведь уже довольно много лет, нельзя и дальше разбрасываться оставшимися годами.

Часто неверующим и сомневающимся говорят, мол, для того, чтобы понять истинность христианства, нужно начать жить по заповедям, молясь «Господи, помоги моему неверию!», «Господи, открой мне Себя!», понудить себя ходить в храм, исповедать грехи, которые препятствуют Святому Духу просветить ум и сердце омраченного ими человека, читать святых отцов и Евангелие для усвоения правильного духовного устроения, – этим они дадут Богу возможность войти в их жизнь. Дескать, попробуйте, поставьте опыт, и вы сами убедитесь в истинности православия.
Я попалась на эту уловку, проведя такой эксперимент со своей жизнью. Мне потребовалось тридцать лет, чтобы наконец выпутаться из ловушки. Все не так просто, как представляется на первый взгляд. Недаром в последнее время появилось даже понятие «культовой травмы», связанное с изменением в системе мышления человека. «Коготок увяз – всей птичке пропасть». Лучше не проводить со своей жизнью подобных опытов.

Мне больше всего жалко молодежь – горящую, романтичную, в каких-то вещах еще доверчиво-наивную. Она должна разумно наслаждаться жизнью, влюбляться и не ощущать вины за нормальные желания, когда приходит пора взросления и более близкого познания любимого человека. Девушки должны радоваться желанному материнству, а не склонять виновато голову, слушая «молитвы об очищении», без чего им, как «оскверненным», недопустимо ходить в храм3. Они не должны со скорбью смотреть на своих детей, как на грешных с младенчества4, с тревогой наблюдая за усилением их «забесовлённости» с годами, как не должны и рожать до изнеможения, потому что предохраняться «грешно», а детей должно быть «сколько Бог пошлёт», даже если беременность и роды сопряжены со смертью матери и сиротством оставшихся чад.

Отложился в памяти и другой эпизод. Бабушка отговаривала ходить в Новый год на площадь к елке, возле которой веселился народ: «Это великий грех! На площади сатана пляшет. Он радуется, а твой ангел плачет». И это тоже мною было очень живо воспринято. Я и не ходила, лишь уже школьницей осмелилась, хотя бабушка потом сильно порицала. Совесть грызла, но там было уж очень здорово, а намеков на присутствие сатаны не оказалось, и еще я никак не могла осознать, ну в чем же заключается грех.

(В детстве, под влиянием рассказов о рае, стала молиться о том, чтобы поскорее умереть). Но когда я сказала о своей молитве бабушкам, чтобы они порадовались и присоединились к ней, то была сбита с толку их реакцией. – Они очень испугались: «Нельзя о таком молиться! Большой грех просить Бога, чтобы Он тебя сейчас забрал! Ты должна вырасти, родить детей и умереть старенькой». Я тогда так и не поняла, почему они боятся и ругают меня – зачем ждать целую жизнь, ведь сейчас я точно попаду на небушко. – Вот такой разрыв шаблона у меня случился: надо стремиться к Царствию Небесному, но только как можно позже…

О том, что человек в результате «духовных» практик может десоциализироваться, психологически разрушиться, мне даже не приходило в голову и я не ведала, до какой степени «духовность» может быть опасной, приводя к незаметному переформатированию всех нравственных ценностей, взглядов, образа мыслей.

Кто более славен на самом деле: Эдвард Дженнер, спасший человечество от оспы, или Серафим Саровский, 1000 дней и ночей простоявший на камне? Уже из того, что лавры верующие люди отдают последнему, видно, насколько у них искаженный взгляд на мир.

Кстати, в житиях есть один интересный момент, призванный указать на избранность святого с детства, его особенное благочестие. Это нежелание младенца питаться материнским молоком по средам и пятницам, когда христианам воспрещается вкушать скоромное (мясную пищу). А между тем одним (хотя и не обязательным, к слову) из ранних признаков аутизма является как раз отказ младенца от материнского молока.
И далее часто упоминается, что такой ребёнок с детства был тих, чурался шумных игр со сверстниками, предпочитая одиночество, был очень послушным, необыкновенно кротким и незлобивым, находился неизменно в благостном расположении духа, и описываются прочие подобные проявления нарушений социального взаимодействия, неспособность к эмпатии, склонность к эйфории (т.н. умилению, часто слёзному) и т.д. Т.е. перед нами типичная картина человека с РАС (расстройством аутистического спектра)
Даже будучи молоденькой девушкой, я осознавала глубокую неадекватность этих субъектов.

со временем у меня появился и страх замужества, которого до воцерковления не было. Напротив, как все девушки, я хотела семью и детей, причем уже в 12 лет мечтала о 3–4 детях,.. После эти желания пришлось преодолевать… Ради «высшей цели»: Бога… «жизни будущего века»… а затем из-за страха родить детей для ада…

Для того чтобы наказывать людей, неправильно проживших жизнь? А какой смысл наказывать тех, которые уже все совершили и уже не могут ничего исправить? Какой смысл – больше не давать им ничего исправить и наказывать, наказывать, наказывать – причем ВЕЧНО?
«...Спросите у любого из своих друзей, как называется отец, который выйдет со своими детьми погулять, спрячется от них, да так качественно, основательно, что и найти нельзя; а потом придет домой, дождется детей, да и тех из них которые его не найдут – живьём в печку бросит».

Понравилась глава о "знаках"
86. о "знаках"
В парке подсел к ней мужик, начал разговор, спросил как зовут. Она не назвала имя - "Тогда будешь Надеждой". И она стала думать: о чем этот знак? Я усмотрела в именовании меня другим именем знак на то, что, возможно, Господь указывает мне на будущее монашество (как известно, при постриге меняется «мирское» имя), я тогда всё пыталась понять, есть ли на сей шаг воля Божия. Кроме того, углядела в этом и другой смысл: Бог утешает меня, чтобы я не унывала и надеялась на его помощь. Ведь старцы советуют из всего происходящего с нами извлекать душеполезное назидание (представляю, какой облом почувствовал бы мужчина, пытавшийся познакомиться со мной на протяжении полутора часов, если бы узнал, что его имянаречение для удобства общения и в надежде на продолжение знакомства я истолковала как возможный знак свыше о монашестве).
Наконец-то мне был подан знак! Осталось лишь догадаться, что же этим мне хотели сказать…

(Или про ворон. - тоже неплохо)

как можно делать «секир башку» разуму, выбирая веру «несмотря ни на что», да еще почитая это «подвигом» (!), игнорируя весь массив данных об устройстве мира. Что бы мы сказали о человеке, который, будучи взрослым, вопреки всему, продолжает «хранить веру» в Деда Мороза? Между тем оснований для нее едва ли не более, чем для веры в библейского бога.

Сунул нелепый сборник древних мифов – и выплывайте, кто и как может.
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 769
  • Репутация: +14/-0
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #31 : 07 Ноябрь, 2024, 02:16:56 am »
А я, вот, думаю: сколько уже книг об атеизме, о религии написано, а чего стоит вся наша история, подтверждающая иллюзорность религии, магии, веры в сверхъестественное, и все равно, - верят сказкам. Сколько надо человеку учиться, работать над собой,  чтобы осознать иллюзорность религиозной, магической веры? И ведь учиться надо определенным наукам, вещам, - истории, биологии, физике, психологии, философии, пытаться объять все данные в единое мировоззрение.

Прийти к атеистическому мировоззрению тяжело, как интеллектуально, так и психологически. И даже, когда умственно ты уже атеист, но психологически еще цепляешься за суеверия, молитвы, которые, конечно, вызываются несчастьями или угрозами внешней среды, - мы ищем защиты почти бессознательно, и, наверное, прав Фрейд, что религиозная вера и потребность в такой защите - это эхо нашего детства, когда мы в случае угрозы бежали под юбку материли или к отцу. Так, и во взрослом состоянии этот инфантилизм многими нами не пережит.

Да, надо понять, что защиты просто нет. И защитить нас в случае несчастья некому. Может, это станет триггером взросления и окончательного избавления от иллюзий.

К чему я? К тому, что пока человек не начнет сам работать над собой, ему не помогут никакие книги, даже талантливо и правдиво написанные.
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Ray

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 43
  • Репутация: +3/-0
  • Не в правде сила, а в Боге
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #32 : 11 Ноябрь, 2024, 14:42:16 pm »
Прийти к атеистическому мировоззрению тяжело, как интеллектуально, так и психологически.
Лично я никогда не считал атеизм неким умственным подвигом, учитывая, что в современном мире есть страны, где население в большинстве своём нерелигиозно. Не понимаю тех, кто гордится своим атеизмом. Не верить в сверхъестественное ‒ это норма, а не что-то экстраординарное.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 769
  • Репутация: +14/-0
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #33 : 12 Ноябрь, 2024, 02:10:33 am »
Лично я никогда не считал атеизм неким умственным подвигом, учитывая, что в современном мире есть страны, где население в большинстве своём нерелигиозно. Не понимаю тех, кто гордится своим атеизмом. Не верить в сверхъестественное ‒ это норма, а не что-то экстраординарное.

Может быть, но мне кажется, что большинство народов, как сегодня, так и в прошлом, все-таки, не являются и не были нерелигиозны. Смотришь этнографические исследования, и диву даешься: какой бред в головах людей сидит. Ранние формы религии, такие как магия, фетишизм, анимизм, тотемизм - присущи людям уже на уровне первобытной родоплеменной общины. Да и красная охра уже у неандертальцев,  - явный погребальный культ. Не обязательно иметь представление о богах, достаточно верить в сверхъестественную связь между снами и явью, словом и материальными явлениями и прочее.

И в свете сказанного, я лично считаю атеизм большим культурным и интеллектуальным достижением человечества. Ведь, по сути, атеизм как философская концепция возник не так давно: в XVII-XVIII веках (да, Эпикур не был атеистом в строгом смысле этого слова, и Сократ не был атеистом, хотя его и казнили за "атеизм", вопреки, кстати, советской точке зрения, отраженной в "Настольной книге атеиста" под редакцией академика-медиевиста Сказкина), и да он требует большой умственной работы над собой, учебы, научных знаний и, не побоюсь этого слова, интеллектуальных способностей.

Атеизм, может, и не подвиг, но большое дело, требующее больших научных знаний и адекватного острого ума.
« Последнее редактирование: 12 Ноябрь, 2024, 02:16:08 am от Vivekkk »
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 819
  • Репутация: +243/-183
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #34 : 14 Ноябрь, 2024, 07:29:08 am »
Цитировать
А я, вот, думаю: сколько уже книг об атеизме, о религии написано,.. и все равно, - верят сказкам. Сколько надо человеку учиться, работать над собой,  чтобы осознать иллюзорность религиозной, магической веры?
И тем не менее, книгу, о которой я написал, стоит прочесть. Автор, кроме рассказа о своем личном опыте расцерковления, хорошо пишет об аргументах против религии, про Библию итп вещах, о которых мы здесь говорим. И зачастую - лучше, чем мы здесь говорим. И кроме того, в форме, более воспринимаемой верунами, поскольку автор была сама верующей, настоящей верующей.

Цитировать
Прийти к атеистическому мировоззрению тяжело, как интеллектуально, так и психологически. И даже, когда умственно ты уже атеист, но психологически еще цепляешься за суеверия, молитвы, которые, конечно, вызываются несчастьями или угрозами внешней среды, - мы ищем защиты почти бессознательно
Вивекк, это вы про себя пишете?   :-\
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Newman

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 420
  • Репутация: +3/-1
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #35 : 14 Ноябрь, 2024, 09:35:04 am »
Цитировать
А я, вот, думаю: сколько уже книг об атеизме, о религии написано,.. и все равно, - верят сказкам. Сколько надо человеку учиться, работать над собой,  чтобы осознать иллюзорность религиозной, магической веры?


Цитировать
Прийти к атеистическому мировоззрению тяжело, как интеллектуально, так и психологически. И даже, когда умственно ты уже атеист, но психологически еще цепляешься за суеверия, молитвы, которые, конечно, вызываются несчастьями или угрозами внешней среды, - мы ищем защиты почти бессознательно
Вивекк, это вы про себя пишете?   :-\

Правильно ув. Вивекк пишет...

Не знаю про себя ли, но про меня точно.

Я вот безбожно суеверен, хотя и не верю в сверхъестественное.

Например при встрече с интеллектуальным черным котом, пусть даже на картинке, всегда теряюсь и бессознательно взываю к высшему.

Возможно это комплекс неполноценности, а может воспоминания детства. Бабушка верила в нечистую силу, а я все лето жил у бабушки. Импринтинг, стало быть, дает себя знать.

Но я работаю над собой...


Истина важнее общественного одобрения.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 769
  • Репутация: +14/-0
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #36 : 14 Ноябрь, 2024, 09:46:20 am »
И тем не менее, книгу, о которой я написал, стоит прочесть. Автор, кроме рассказа о своем личном опыте расцерковления, хорошо пишет об аргументах против религии, про Библию итп вещах, о которых мы здесь говорим. И зачастую - лучше, чем мы здесь говорим. И кроме того, в форме, более воспринимаемой верунами, поскольку автор была сама верующей, настоящей верующей.

Бесспорно. Атеисту надо много заниматься, много читать научной и научно-популярной литературы.

Цитировать
Прийти к атеистическому мировоззрению тяжело, как интеллектуально, так и психологически. И даже, когда умственно ты уже атеист, но психологически еще цепляешься за суеверия, молитвы, которые, конечно, вызываются несчастьями или угрозами внешней среды, - мы ищем защиты почти бессознательно


Цитировать
Вивекк, это вы про себя пишете?

Люди любят говорить о себе, и когда говорят о них. Я, конечно, не исключение  :D

Но говорить о себе всегда сложно: вроде ощущаешь то или это, скажешь - и ощущение теряется, и кажется, что уже не так, возникает ощущение, что обманул и себя, и других. Может, поэтому Ленин и ему подобные терпеть не могли все эти самокопания, самоанализ, не вели дневников и т.п. Хотя, скорее, нет, не поэтому. Там все проще было.

Я же, больше, сомневаюсь во всем, иногда и в атеизме. Я не ортодокс. Все пытаюсь проверить свои убеждения, - мне их не жалко. К идеям я отношусь презрительно. Для меня идеи - "пар" работы мозга. Однако раз за разом мои атеистические убеждения подтверждаются мной, хотя вопрос о существовании Всего решен мной не рационально, а "актом веры", - я просто постулирую вечность материи, до конца не понимая что такое материя.

Но однозначно, религия, вера в богов, сами идеи бога для меня далеко "за бортом". Атеистическая, диалектическо-материалистическая философия привлекла меня еще со средней школы. В университете мои материалистические и атеистические убеждения только укрепились на базе обширного научного материала, хотя материализм, атеизм уже мало кого интересовали как философские теории. И да, к атеизму, материализму я подходил и до сих пор подхожу как к научной гипотезе, то есть как к наиболее вероятному, наиболее правильной системе идей, объясняющих некоторые явления нашего мира.

Что касается психологического, иррационального, "Оно" (как говорил старик Фрейд), противостоящее "Сверх-Я", то здесь самой природой этой части психики заложены постоянные изменения, сомнения, побуждения, заложено нерациональное, "порывы души".

Да, при столкновении с несчастьями жизни, я ловил себя на ощущении: надежда на помощь сверхъестественного,  - инфантильное ощущение, при котором я воспринимал себя беспомощным ребенком, которые может только бежать за помощью к матери или отцу. Фрейд, полагаю, неплохо это описал. И это реальный механизм. Может, не для всех, конечно. Особенно это ощущение сильно, когда ты сам сталкиваешься со случайностью явлений, не имеющих логического объяснения, по крайнее мере, на первый взгляд. И этот случай играет с твоей жизнью, вплоть до вопроса смерти и жизни.

Конечно, через какое-то время чувства успокаиваются, бессознательное прячется, сознание и комплекс идей получают обратно власть над умом, психикой, и ты снова атеист  ;D

Думаю, вся эта диалектика сознания и бессознательного, - типичное явление, присущее многим, не только мне.
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 769
  • Репутация: +14/-0
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #37 : 14 Ноябрь, 2024, 09:50:54 am »
Я вот безбожно суеверен, хотя и не верю в сверхъестественное.

Да-да  :D

Страх смерти, страх несчастья, страх неудач, все-таки, глубоко в нас всех сидит где-то в бессознательном. И мы пытаемся в том числе нерациональными способами заглушить этот страх, избежать неприятностей.

И да, скорее, вопрос воспитания, социальной среды, а может, и архетипов Юнга.

Можно, конечно, не боятся, - встретить страх лицом к лицу, быть готовым умереть, претерпеть несчастье, - проверить, но даже сделав это, сам бессознательный страх никуда не исчезает, он засыпает на время, и иногда опять просыпается.

Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Newman

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 420
  • Репутация: +3/-1
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #38 : 14 Ноябрь, 2024, 09:54:23 am »
Абсолютно )
Истина важнее общественного одобрения.

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 819
  • Репутация: +243/-183
Re: БИБЛИОТЕКА
« Ответ #39 : 15 Ноябрь, 2024, 13:35:26 pm »
Странно слышать от атеистов такие вещи.
То есть, "умом-то я понимаю, но вот подсознание глупое... У него, как у некоего органа на букву хэ, своя голова" - так что ли?
Это все отговорки. И Фрейд, и Юнг - это начало ХХ века. Их ученики ушли далеко вперед, поправляют их и указывают на их ошибки и передержки.
В частности, сознание и подсознание - не антагонисты, и вполне могут сотрудничать. Случаи уникальных способностей отдельных людей - тому подтверждение.
Имея тонкую пленку рациональности на поверхности бездонного иррационального океана подсознания,  хомо сапиенсы бы просто не выжили. Это не та модель. Подсознание вполне себе проницаемо; да и по опыту мы знаем, что идеи и твердые убеждения (проверенные практикой) из сознания всегда переходят в подсознание.
Жаль, что у вас этого пока не произошло.
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!