Читаю кн. Алины Малышевой "Мы разлучаемся со сказками. История одного расцерковления". Скачал её на Флибусте. Очень хорошая книга, просто энциклопедия по атеизму. Плюс личный опыт автора. "Подранкам веры посвящается".
Верующей она была с детства, это еще при СССР, когда "поведение как РПЦ, так и самих верующих разных конфессий в те годы было совершенно другим. Они казались по-настоящему смиренными, кроткими, терпящими притеснения и насмешки из-за своей веры, – ну все по Евангелию. Верующие были приличными: смирными и мирными".
ЖЖ автора, в котором была выложена книга: https://19ivolga67.livejournal.com/
Пишу я потому, что только сейчас почувствовала потерянную радость жизни и полноту бытия и не могу не сочувствовать тем, кто, как ранее я, окаявал себя, пытаясь хранить «верность православию», а вместо этого лишь нарабатывал психологические искажения личности и разлад в мировоззрении.
Мне представляется такая аналогия: ты попал в болото, по горло вязнешь в трясине, комары едят, а тебя уверенно убеждают: «Верной дорогой идешь!» Ты собираешься с силами и бредешь через топь дальше. Вязнешь, проваливаешься, хлебаешь болотной жижи, но наконец доходит, что ты все-таки в трясине. Видишь деревце, делаешь из него палку и далее, нащупывая тропу и устойчивые кочки, наконец выходишь на твердую землю. И хочется подсказать другим бедолагам, что есть суша с красотой цветущего луга, зеленеющего леса и чистой родниковой водой.
Да, тогда мною двигала опасливая мысль: «А вдруг после смерти что-то есть? Вдруг все это правда? Что я теряю, даже если нет загробной жизни?»3 – Так и ухнула в яму «духовности». Но оказалось, что было чего терять, и это – невосполнимые ресурсы, главный из которых время. И лишь когда спустя годы смогла пробиться сквозь мысленные шоры, то подумала: «А если ничего нет?» Мне ведь уже довольно много лет, нельзя и дальше разбрасываться оставшимися годами.
Часто неверующим и сомневающимся говорят, мол, для того, чтобы понять истинность христианства, нужно начать жить по заповедям, молясь «Господи, помоги моему неверию!», «Господи, открой мне Себя!», понудить себя ходить в храм, исповедать грехи, которые препятствуют Святому Духу просветить ум и сердце омраченного ими человека, читать святых отцов и Евангелие для усвоения правильного духовного устроения, – этим они дадут Богу возможность войти в их жизнь. Дескать, попробуйте, поставьте опыт, и вы сами убедитесь в истинности православия.
Я попалась на эту уловку, проведя такой эксперимент со своей жизнью. Мне потребовалось тридцать лет, чтобы наконец выпутаться из ловушки. Все не так просто, как представляется на первый взгляд. Недаром в последнее время появилось даже понятие «культовой травмы», связанное с изменением в системе мышления человека. «Коготок увяз – всей птичке пропасть». Лучше не проводить со своей жизнью подобных опытов.
Мне больше всего жалко молодежь – горящую, романтичную, в каких-то вещах еще доверчиво-наивную. Она должна разумно наслаждаться жизнью, влюбляться и не ощущать вины за нормальные желания, когда приходит пора взросления и более близкого познания любимого человека. Девушки должны радоваться желанному материнству, а не склонять виновато голову, слушая «молитвы об очищении», без чего им, как «оскверненным», недопустимо ходить в храм3. Они не должны со скорбью смотреть на своих детей, как на грешных с младенчества4, с тревогой наблюдая за усилением их «забесовлённости» с годами, как не должны и рожать до изнеможения, потому что предохраняться «грешно», а детей должно быть «сколько Бог пошлёт», даже если беременность и роды сопряжены со смертью матери и сиротством оставшихся чад.
Отложился в памяти и другой эпизод. Бабушка отговаривала ходить в Новый год на площадь к елке, возле которой веселился народ: «Это великий грех! На площади сатана пляшет. Он радуется, а твой ангел плачет». И это тоже мною было очень живо воспринято. Я и не ходила, лишь уже школьницей осмелилась, хотя бабушка потом сильно порицала. Совесть грызла, но там было уж очень здорово, а намеков на присутствие сатаны не оказалось, и еще я никак не могла осознать, ну в чем же заключается грех.
(В детстве, под влиянием рассказов о рае, стала молиться о том, чтобы поскорее умереть). Но когда я сказала о своей молитве бабушкам, чтобы они порадовались и присоединились к ней, то была сбита с толку их реакцией. – Они очень испугались: «Нельзя о таком молиться! Большой грех просить Бога, чтобы Он тебя сейчас забрал! Ты должна вырасти, родить детей и умереть старенькой». Я тогда так и не поняла, почему они боятся и ругают меня – зачем ждать целую жизнь, ведь сейчас я точно попаду на небушко. – Вот такой разрыв шаблона у меня случился: надо стремиться к Царствию Небесному, но только как можно позже…
О том, что человек в результате «духовных» практик может десоциализироваться, психологически разрушиться, мне даже не приходило в голову и я не ведала, до какой степени «духовность» может быть опасной, приводя к незаметному переформатированию всех нравственных ценностей, взглядов, образа мыслей.
Кто более славен на самом деле: Эдвард Дженнер, спасший человечество от оспы, или Серафим Саровский, 1000 дней и ночей простоявший на камне? Уже из того, что лавры верующие люди отдают последнему, видно, насколько у них искаженный взгляд на мир.
Кстати, в житиях есть один интересный момент, призванный указать на избранность святого с детства, его особенное благочестие. Это нежелание младенца питаться материнским молоком по средам и пятницам, когда христианам воспрещается вкушать скоромное (мясную пищу). А между тем одним (хотя и не обязательным, к слову) из ранних признаков аутизма является как раз отказ младенца от материнского молока.
И далее часто упоминается, что такой ребёнок с детства был тих, чурался шумных игр со сверстниками, предпочитая одиночество, был очень послушным, необыкновенно кротким и незлобивым, находился неизменно в благостном расположении духа, и описываются прочие подобные проявления нарушений социального взаимодействия, неспособность к эмпатии, склонность к эйфории (т.н. умилению, часто слёзному) и т.д. Т.е. перед нами типичная картина человека с РАС (расстройством аутистического спектра)
Даже будучи молоденькой девушкой, я осознавала глубокую неадекватность этих субъектов.
со временем у меня появился и страх замужества, которого до воцерковления не было. Напротив, как все девушки, я хотела семью и детей, причем уже в 12 лет мечтала о 3–4 детях,.. После эти желания пришлось преодолевать… Ради «высшей цели»: Бога… «жизни будущего века»… а затем из-за страха родить детей для ада…
Для того чтобы наказывать людей, неправильно проживших жизнь? А какой смысл наказывать тех, которые уже все совершили и уже не могут ничего исправить? Какой смысл – больше не давать им ничего исправить и наказывать, наказывать, наказывать – причем ВЕЧНО?
«...Спросите у любого из своих друзей, как называется отец, который выйдет со своими детьми погулять, спрячется от них, да так качественно, основательно, что и найти нельзя; а потом придет домой, дождется детей, да и тех из них которые его не найдут – живьём в печку бросит».
Понравилась глава о "знаках"
86. о "знаках"
В парке подсел к ней мужик, начал разговор, спросил как зовут. Она не назвала имя - "Тогда будешь Надеждой". И она стала думать: о чем этот знак? Я усмотрела в именовании меня другим именем знак на то, что, возможно, Господь указывает мне на будущее монашество (как известно, при постриге меняется «мирское» имя), я тогда всё пыталась понять, есть ли на сей шаг воля Божия. Кроме того, углядела в этом и другой смысл: Бог утешает меня, чтобы я не унывала и надеялась на его помощь. Ведь старцы советуют из всего происходящего с нами извлекать душеполезное назидание (представляю, какой облом почувствовал бы мужчина, пытавшийся познакомиться со мной на протяжении полутора часов, если бы узнал, что его имянаречение для удобства общения и в надежде на продолжение знакомства я истолковала как возможный знак свыше о монашестве).
Наконец-то мне был подан знак! Осталось лишь догадаться, что же этим мне хотели сказать…
(Или про ворон. - тоже неплохо)
как можно делать «секир башку» разуму, выбирая веру «несмотря ни на что», да еще почитая это «подвигом» (!), игнорируя весь массив данных об устройстве мира. Что бы мы сказали о человеке, который, будучи взрослым, вопреки всему, продолжает «хранить веру» в Деда Мороза? Между тем оснований для нее едва ли не более, чем для веры в библейского бога.
Сунул нелепый сборник древних мифов – и выплывайте, кто и как может.