Представления о боге в Библии противоречат один другому. Бог в книге Исхода и далее - жестокий, гневный, жестоко наказывающий за незначительные проступки. Моисей разговаривал с богом лицом к лицу и даже убеждал его помиловать свой народ. Похоже на то, что бог был живым существом, материальным объектом. Либо это просто очередная метафора. Путь евреев в землю обетованную через пустыню напоминает долгий и трудный путь совершенствования каждого человека, полный сомнений, соблазнов. Бог метафорически уподобляется "путеводителю", указывающему дорогу в духовный рай.
Бог книги Бытия - творец Вселенной, который почему-то не смог предсказать деяние своих творений (Адама, Евы, змея). Бог книги Иова - безграничный владыка Вселенной, перед которым меркнут людские страдания. Но такого владыки быть не может. Значит, это Природа, наделённая человеческими качествами (разумом, волей, эмоциями), но исключительно в воображении. То же самое в Новом Завете: "Бог во всём, и всё в Боге".
В книге пророка Исайи бог именуется богом правды, точнее, справедливости ("Бог есть истина", "Господь Бог есть Бог правды"). Иначе говоря, бог - это не материальный объект, а понятие духовной жизни и людских взаимоотношений. Это получило развитие в Соборном Послании Иоанна Богослова ("Бог есть свет", "Бог есть любовь"), в котором под любовью понимается прежде всего добро (соблюдение Закона и благодеяния ближним).
Самое широкое определение бога привёл Эразм Роттердамский: "Быть богом - значит помогать смертным". В язычестве также боги нередко отождествляются с природной стихией или с человеческими понятиями. Единобожие смешало все понятия, и даже лики троицы совмещают несовместимое. Отец, по Библии, правит Вселенной и принимает молитвы. Сын судит, и он же проявляет безграничное милосердие. Святой Дух - вообще что-то неопределённое (интуиция, разум, благая сила воли/веры, нравственно чистый дух в целостном понимании?). Получается, чтобы совместить несовместимое, нужно принять традиционную трактовку, но она противоречит реальности. Либо отказаться от одних мест Библии в пользу других.