А какая, собственно, разница, как прожить жизнь? Ведь если Бога нет(хотя я не верю в это), когда мы умрем, окажемся в пустоте, мы не будем осознавать ничего, т.к. нас нет.
Вот именно поэтому большая разница, как проживешь жизнь. Если она одна и далее ничего нет.
Но вообще, в чем очень слаб ислам - в вопросе о предопределении, Судьбе, свободе и соотв. ответственности за поступки. Куча сект и расколов возникла по этому поводу.
Неоднократно в Коране и хадисах писалось, что Аллах предоперделил каждому судьбу, и что невозможно ни силой ни хитростью изменить написанное.
В связи с этим хотел бы привести хороший кусок из книги С. Адамса "Осколки бога":
– Ты веришь в Бога? – спросил старик, как будто мы знали друг друга уже целую вечность, и только один этот маленький вопрос остался невыясненным. Я подумал, что, наверное, ему нужна уверенность, что после смерти он отправится в лучший мир.
Я постарался его обнадежить:
– Бог должен быть, – произнес я, – иначе нас бы здесь не было.
Не очень логичный ответ, но мне казалось ему и не нужно ничего большего.
– Веришь ли ты, что Бог всемогущ, а люди имеют свободу воли? – спросил он.
– Ну да, обычное дело для Бога. Так что – верю.
– Если Бог всемогущ, то он должен знать будущее, не так ли?
– Конечно.
– Если Бог знает будущее, то все наши решения и поступки уже известны и предрешены, так? Свобода воли, должно быть, всего лишь иллюзия.
Он был умен, но я не собирался попадаться в эту ловушку.
– Бог позволяет нам определить собственное будущее самим, с помощью нашей свободной воли, – объяснил я.
– Тогда ты веришь, что Бог не знает будущего?
– Ну, получается, что не знает, – признался я. – Но он должен предпочитать его не знать.
– То есть ты согласен, что для Бога невозможно одновременно знать будущее и дать человеку свободу воли?
– Я не думал об этом раньше, но мне кажется, что именно так. Он хочет, чтобы мы сами выбрали свой путь, поэтому сознательно не смотрит в будущее.
– И ради этого Бог удерживает себя от формирования будущего? – спросил он.
– Ну, ради своей собственной выгоды, и нашей тоже. Он бы не стал довольствоваться меньшим.
Старик продолжал наступать.
– Обладает ли Бог свободой воли? – спросил он.
– Естественно, – ответил я. Более уверенно я не чувствовал себя за все время нашей беседы. – Я согласен, что со свободой воли у людей не совсем ясно, но Бог всемогущ. Всемогущество в частности означает, что ты можешь делать все, что захочешь. Если бы у Бога не было свободы воли, он не был бы всемогущ.
– Несомненно. И будучи всемогущим, он, конечно же, знает свое собственное будущее до мельчайших подробностей?
– Ага, я догадываюсь, куда вы клоните. Вы хотите сказать, что если он знает свое будущее, значит, его решения предопределены. Или, если он не знает своего будущего, значит, он не всемогущ.
– Всемогущество оказывается на проверку сложнее, чем кажется на первый взгляд, – сказал он.
И со свободой у религии как-то не очень.