Автор Тема: О рациональности  (Прочитано 23323 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Eugeny Anatolievich

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 366
  • Репутация: +0/-0
Re: О рациональности
« Ответ #70 : 20 Ноябрь, 2013, 06:02:42 am »
Не вижу ничего плохого в антропоцентризме. Как бы там ни было, но человек сам для себя является мерой всех вещей.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Старый опытный камикадзе....

Sapere aude!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: О рациональности
« Ответ #71 : 20 Ноябрь, 2013, 22:38:57 pm »
Цитата: "Eugeny Anatolievich"
Если мы откроем замечательную книжку Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", то во Вступлении прочтём: "Философы разделяются на догматиков и скептиков. Догматики – это все те, которые рассуждают о предметах, считая их постижимыми; скептики – это те, которые воздерживаются от суждений, считая предметы непостижимыми."
Подтверждаю комментарий Vivekkk’а.
Цитата: "Eugeny Anatolievich"
Каковы же вещи сами по себе вне опыта познания, это нам неизвестно. Но это не повод для печали и пессимизма. Ведь с вещами самими по себе мы не встречаемся не только в опыте познания, но вообще ни в каком другом опыте. Совершенно неважно, сладок ли сахар сам по себе. Важно, что он всегда сладок на моём языке. Поэтому если я хочу сладкого чаю, я кладу в чай сахар.
Когда индивид не ощущает сладости сахара, это – признак естественного разнообразия вкусов или признак нарушения работы вкусового анализатора? Является ли психически здоровым тот, кто съедает килограмм сахара за сутки? Тот, кто не способен совладать со своим желанием отведать сладкого? Тот, кто совсем не знает меры или устанавливает её произвольно (что, по сути, одно и то же)?
Цитата: "Eugeny Anatolievich"
Разум человека не бессилен в познании мира, но лишь ограничен наличным опытом. Есть ли границы у возможного, но ещё не осуществлённого опыта, априори неизвестно, поскольку нам неизвестны ни вещи сами по себе, ни то, когда и каким образом они появятся в нашем опыте.
Разуму доступны только относительные истины. Абсолютная истина – недостижимый идеал познания.
Цитировать
Наш конечный разум, двигаясь путём уподоблений, не может поэтому в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чём-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чём-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать её всё точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним.
Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть, она неуловима: наш разум относится к истине, как возможность - к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. (Кузанский Н. / Об учёном незнании / Пер. с лат. В. В. Бибихина. – М.: Академический Проект, 2011. С. 13.)
Цитата: "Eugeny Anatolievich"
Если бы познавательные способности человека соответствовали обычному окружающему миру, которому соответствуют вообще-то познавательные способности других животных, то ничего удивительного бы и не было. Удивительно, что способности человеческого разума явно выходят за рамки необходимого для выживания.
Откуда следует, что функция выживания применительно к интеллекту должна ограничиваться необходимым в текущих условиях минимумом?
Цитата: "Eugeny Anatolievich"
Как бы там ни было, но человек сам для себя является мерой всех вещей.
Разве всех? Если оставить за скобками эмоциональные оценки, то истина и ложь, прогресс и регресс, крайность и умеренность, польза и вред, здоровье и болезнь, опасность и безопасность и т.п. – понятия с объективным содержанием.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Re: О рациональности
« Ответ #72 : 11 Декабрь, 2013, 05:33:32 am »
Цитата: "Eugeny Anatolievich"
Не вижу ничего плохого в антропоцентризме. Как бы там ни было, но человек сам для себя является мерой всех вещей.

Безусловно, ad moralite. Гуманистическая мораль эпохи Возрождения.

Цитата: "MY"
Если оставить за скобками эмоциональные оценки,

А ни о чем кроме них в сущности морали речь и не идет.


Ну а вообщем все просто - есть Вселенная которой все на все пофиг; есть мы - которые фактически физически меняем ее как нам - хочется под себя (разных да - отчего и воюем) -  и будем менять.  
Есть то что есть и то что мы хотим и будем делать. И все тут.


Цитировать
истина и ложь, прогресс и регресс, крайность и умеренность, польза и вред, здоровье и болезнь, опасность и безопасность и т.п. – понятия с объективным содержанием.

Только истина и ложь из этого - понятия с объективном содержанием;
остальные поголовно  - лишь просто моральные (чувств/инстинктов и соответствия их нормо-целям) - оценки. Субъективные.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Max_542

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 748
  • Репутация: +0/-1
Re: О рациональности
« Ответ #73 : 11 Декабрь, 2013, 07:33:38 am »
Цитата: "Pilum"
Только истина и ложь из этого - понятия с объективном содержанием;
остальные поголовно  - лишь просто моральные (чувств/инстинктов и соответствия их нормо-целям) - оценки. Субъективные.
Как показывает практика, истина и ложь тоже имеют субъективный аспект  :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Если вам дали хорошее образование, это ещё не значит, что вы его получили.

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Re: О рациональности
« Ответ #74 : 11 Декабрь, 2013, 08:56:12 am »
Цитата: "Max_542"
Цитата: "Pilum"
Только истина и ложь из этого - понятия с объективном содержанием;
остальные поголовно  - лишь просто моральные (чувств/инстинктов и соответствия их нормо-целям) - оценки. Субъективные.
Как показывает практика, истина и ложь тоже имеют субъективный аспект  :)

Не-а. Это что-то другое.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Eugeny Anatolievich

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 366
  • Репутация: +0/-0
Re: О рациональности
« Ответ #75 : 03 Январь, 2014, 22:36:09 pm »
Субъективную истину называют правдой. Правда у каждого своя, а истина одна. Правда это то, что правильно, а истина это то, что есть. Как у Даля в словаре: истина - естина - то, что есть.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Старый опытный камикадзе....

Sapere aude!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: О рациональности
« Ответ #76 : 06 Январь, 2014, 00:26:43 am »
Цитата: "Eugeny Anatolievich"
Субъективную истину называют правдой. Правда у каждого своя, а истина одна. Правда это то, что правильно, а истина это то, что есть. Как у Даля в словаре: истина - естина - то, что есть.
http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?p=299251#p299251
Цитировать
Объективная истина в философии - это истина, содержание которой не зависит от человека и человечества (истина объективна по содержанию, но субъективна по форме - как результат деятельности человеческого мышления).
Правда же субъективна и по форме, и по содержанию. Вне зависимости от того, возможно ли обоснованное мнение об эталоне правды и искажениях от него (1), степени совершенства представления о правде (2).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: О рациональности
« Ответ #77 : 21 Январь, 2014, 06:56:36 am »
Цитата: "Eugeny Anatolievich для Vivekkk"
По-моему, сама эволюция очень удивительная штука. Ладно бы бог сотворил - ему не трудно, а то само. Если бы познавательные способности человека соответствовали обычному окружающему миру, которому соответствуют вообще-то познавательные способности других животных, то ничего удивительного бы и не было.
При том, что достижение человеком уровня развития биологической базы мышления, необходимого и достаточного для поддержания устойчивости вида, - далеко не факт:

http://antropogenez.ru/quote/97/
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: О рациональности
« Ответ #78 : 28 Февраль, 2014, 13:12:13 pm »
Гильотина Юма обходится довольно простым способом - избеганием в рационализируемых рассуждениях выражений со связкой "должен" и эмоциональных оценок ценности, важности, желательности, приятности, употреблением констатации.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: О рациональности
« Ответ #79 : 28 Февраль, 2014, 13:51:49 pm »
Например, для утверждения "Феодальная формация прогрессивнее первобытнообщинной" не требуется какая-либо эмоциональная оценка феодализма, ПОС и общественного прогресса.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum