Кураев как подлинный христианский интеллектуал, как обычно, решил изящно ответить так, чтобы ничего не отвечать. Что я могу сказать по этому поводу? Могу сказать, что я думал над этим вопросом, но так ничего дельного не придумал. Я согласен с тем, что между утверждениями о свободе воли и всеведении Бога налицо имеется противоречие. Если у человека имеется подлинная свобода воли, то Бог не может знать всех деталей будущего этого человека, ведь пока человек не сделал свободный выбор, то и будущего у него нет, в противном случае если будущее у него есть, значит и выбор его предрешен. В христианстве, однако, считается нормальным говорить о том, что Иисусу было суждено быть преданным, распятым, чтобы его одежды делили по жребию, а его самого пронзили копьём, хотя каждое из этих событий - проявление чье-то свободной воли.
Даже если у Бога есть план из основных пунктов по тому, в каком направлении продвигать мировую историю, то это не делает его всеведущим автоматически, поскольку этот план мог бы иметь различные способы реализации в зависимости от того, как люди будут строить свою цивилизацию в соответствии со своим свободным выбором. Как в Пункте назначения - смерть имела своей целью убить группу человек, но для этого пробовала различные способы, поскольку один человек предвидел её первый план и обломал его.
Так что единственный способ того, как совместить свободу воли и всеведение Бога, который приходит на ум, это признать то, что никакой свободы, на самом деле, нет, она просто мнимая, а, на самом деле, выбор и действия каждого человека предрешены, хотя он сам и не осознаёт этого, поэтому Бог и способен быть всеведущим, что люди - просто механизмы, каждый из которых выполняет свою функцию в той глобальной игре, которую ведёт с ними Бог.