Ключевая точка между неразумным и разумным - формирование речи. Между неживым и живым - формирование механизма репродуктивного воспроизводства. И первое и второе появилось накоплением некоторых количественных изменений, и дало качественно новый результат.
Очень характерно – отвечать на простой вопрос предельно сложным понятием. Ну, допустим, я понимаю, что под речью не подразумевается первая сигнальная система животных. Но, как только мы пытаемся дать определение понятию «речь», то вспоминаем язык жестов шимпанзе. Человекообразные обезьяны разумны? То же самое с репродуктивной способностью. Все правильно, без нее живое невозможно. Но как быть с вирусами? Хрестоматийный пример «живого неживого». И это уже не говоря о «мелочах», являющихся любимыми темами верующих, вроде появления живой клетки путем количественных изменений.
О чем, собственно, и было сказано: для дидактических (облегчения запоминания уже имеющихся знаний) и риторических (изложения своего мнения) целей диалектика весьма применима. Но для поиска нового знания – пас. Даже для систематизации знаний ей лучше не пользоваться.