Религия: анализ, критика, выводы > F.A.Q.

ЧУДЕСА

(1/23) > >>

SE:
Снисхождение благодатного огня

На Руси эта легенда была известна уже с XII века по рассказам паломников и лубочным картинкам. Но даже создание в 1847 году Духовной миссии в Иерусалиме и открытие в 1882 году Палестинского общества не вызвали у нас массового "огненного психоза". Потому что уровень церковной культуры позволял понимать, что происходит на самом деле.

Основатель миссии епископ Порфирий (Успенский, 1804 – 1885) в своих воспоминаниях рассказывает, как иерусалимское духовенство "зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова" (Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. СПб, 1896. Т. 3. С. 299). Литургист А.А. Дмитриевский (1856 – 1929) на основании Устава храма Гроба Господня 1122 года показал, как духовенство готовит к Пасхе лампады, чтобы зажечь в них новый огонь. В 1949 году его ученик, петербургский профессор Н. Д. Успенский (1900 – 1987) продемонстрировал, как складывался огненный миф. Его учеником в семинарии в тот год был будущий патриарх Алексий (Ридигер). Он, как и высшее духовенство РПЦ, не может не знать правды о "благодатном огне".

В России благочестивый обман получил массовое распространение только в тоскливый период застоя 1970-х годов. Сегодня упадок богословского образования, в том числе и разгром питерской Духовной академии, способствует утверждению мифа. Характерно, что иерархи воздерживаются от заявлений, предпочитая насаждать сомнительный культ чужими руками. РИА "Новости" повторяет чей-то экзальтированный бред, описывающий физические характеристики огня, заметные "при замедленной съемке". Но когда эту идею подхватывает министр культуры, это просто бескультурье.

На вопрос епископа Порфирия, почему нельзя честно рассказать людям, что происходит, святогробский митрополит простодушно ответил, что его растерзают тут же, как только узнают правду.

Естественно, новый огонь, зажженный на Пасху, да еще и в Иерусалимском храме, – вещь для верующих особая. Его дистрибуция в промышленных масштабах – хороший знак солидарности некоторых христианских народов. Но утверждение о божественном происхождении огня есть сознательный обман, граничащий с кощунством и богохульством, за которые российский суд теперь приговаривает к солидным штрафам.

В конце концов, Господь Бог – не пиротехник, чтобы устраивать праздничный фейерверк к очередному поп-шоу. В Евангелии и без того много замечательного. И огонь Великой субботы – это не вопрос веры и неверия, а вопрос порядочности и нечестности.

11.05.2005

http://krtdiv.narod.ru/book1/1book0.htm

SE:
Мироточение икон и св. мощей?

Во время царствования Петра I в одном из соборов "заплакала" икона богородицы. Священники заявили, что она оплакивает старые порядки, которые разрушались Петром... Петр был верующим человеком, но "чудо" почему-то не произвело на него какого-либо впечатления. Более того, он по слал настоятелю собора, в котором "заплакала" икона, грозное предписание. "Приказываю,- писал царь,- чтобы отныне богородицы не плакали. Если богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью". Верующему человеку может показаться, что священники здесь совсем ни при чем. Однако плач икон сразу же прекратился. И не случайно: в подавляющем большинстве "чудо" "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов творится не кем иным, как служителями культа. Реакционному духовенству времен Петра I не нравились вводимые им новые порядки. Вот и решили они "сотворить" "плачущую" икону богородицы, чтобы настроить народ против Петра. Тот разгадал замысел церковников и пригрозил им расправой за "творение чуда".

Но как же "чудотворцы" заставляют иконы "плакать" и кресты "кровоточить"? Очень просто. Для этой цели они просверливают, например, отверстия в иконе и с противоположной ее стороны помещают сосуд со "слезами" или "кровью". С помощью различных приспособлений "слезы" или "кровь" выдавливаются из отверстий. Затем эту "божью благодать" собирают и продают верующим. То же самое проделывается и с крестами.

Конечно, иконы "плачут" и кресты "кровоточат" не настоящими слезами и кровью. "Чудотворцы" в рясах заменяют их либо постным? маслом, либо водой, либо смесью каких-нибудь химических веществ. Это еще одно доказательство, что "чудо" "плачущих" и "кровоточащих" икон и крестов творится не богом, а человеком. Будь это делом рук божьих, иконы заплакали бы настоящими слезами или кровью. А земным "чудотворцам" это не под силу, и они пользуются для творения "чуда", например, постным маслом, так как оно стекает по иконе не ручейком, а каплями, как настоящие слезинки. Иногда пользуются водой. Но тогда смазывают поверхность иконы маслом, чтобы и вода скатывалась по иконе каплями.

Иногда "плакать" и "кровоточить" предметы могут и без вмешательства рук человеческих. Подобное "чудо" произошло в 1923 году в Подолии. Здесь, в местечке Калиновка, стоял у дороги обитый жестью крест, на котором красками был написан образ Христа. В годы гражданской войны жесть была пробита пулями. У отверстия скопилась ржавчина, смешанная с краской, которая, размываясь дождем, стекала по кресту, образуя красные полосы. Эти полосы и были приняты верующими за следы крови. Весть о "чуде" быстро облетела всю Украину. И к "кровоточащему" кресту начали стекаться толпы верующих. Секрет "чуда" был раскрыт специальной комиссией, в которую входили и представители духовенства.

В истории известны случаи, когда ужас на людей наводило появление "кровавых" пятен на гостиях и просфорах. Такое "чудо" имело место, например, в 1383 году в небольшом германском городке Вильснаке, где стали "кровоточить" гостии, лежавшие в алтаре церкви. И каких только догадок не высказывали верующие, глядя на "окровавленные" лепешки! Многие видели в этом грозное предзнаменование божье о наступлении "светопреставления". На самом же деле за кровь верующие приняли скопление особого вид& бактерий, имеющих красный цвет. Эти бактерии поселились на гостии и настолько размножились, что их скопления стали видимы даже невооруженным глазом.

За "плач" иконы однажды даже приняли ее простое запотевание. В 1934 году в Пружанах (Белоруссия) в холодной церквушке собралось много верующих, и от их дыхания на поверхности иконы божьей матери появились капли воды. Это было принято за "чудо".

Если мы будем подходить к "чудесам" без предвзятого мнения, то убедимся, что в природе ничего "чудесного", то есть сверхъестественного, не бывает. "Чудо" -это или результат преднамеренного мошенничества, или явление, вполне объяснимое с научной точки зрения.

SE:
Нетление св. мощей



Много существует церковных легенд о нетленных мощах "святых угодников". "Когда-то, при жизни, это были люди, тела которых ничем не отличались от тела обыкновенного человека,- говорят служители культа, но за праведную жизнь, за верность религии бог выделил их среди обычных смертных - он наделил их тела способностью вечно сохраняться в нетленном виде..."

Хорошо. Допустим, что все это так. Но почему в таком случае встречаются нетленные останки угодников не только христианской веры, но и других вероисповеданий: мусульман, язычников и т. д.? Как это можно увязать с религиозным учением о том, что истинным вероисповеданием может быть лишь только одно, а все остальные - ложные? Или бог с одинаковой легкостью наделяет нетленностью тела праведников любых религий? Но тогда почему он наделил не тленностью тела явных богоотступников и даже богохульников? Почему нередко находят нетленные тела различных животных: крыс, мышей и т. д.? Б самом деле, уж если бы нетленность праведников была делом рук божьих, то бог наверняка бы отличал нетленность их от нетленности богохульников и животных. Более того, всесильный сохранил бы тела своих угодников точно такими, какими они были при жизни. Но этого нет. Мощи "святых угодников"- это ссохшиеся ткани тела, очень мало чем напоминающие тело живого организма. Значит, дело тут вовсе не в сверхъестественных силах.

Наука доказала, что сохранение тел объясняется естественными причинами, точно так же, как сохранение "святой" воды и "освященных" яиц. Тело умершего не разлагается тогда, когда не могут развить своей деятельности гнилостные бактерии. В таких случаях тело ссыхается и после этого может пролежать нетленным очень долго. Так, тело может сохраниться, если оно находится в помещении с чрезвычайно сухим воздухом или в очень сухом грунте. Если же оно попадает в почву, омываемую водой, в которой много извести, то оно может даже окаменеть.

Когда люди выяснили причины, препятствующие разложению тела, они научились сами изготовлять мощи. Еще в далекие времена в Египте сохранялись нетленными тела царей - фараонов. Для этого из трупа удаляли внутренности, пропитывали специальными смолами и сам труп и ткани, в которые его обертывали. После такой обработки тело в сухом жарком климате Египта высыхало, превращалось в мумию. Мощи этих египетских "праведников" можно и сейчас видеть в музеях.

Способность тел при определенных условиях не разлагаться использовалась церковниками, которые нередко хоронили "угодников божьих" в таких местах, где они заведомо могли сохраниться (например, в Киево-Печерской лавре, в пещерах которой очень сухой грунт). Бывало, что уже обнаруженный факт "нетленности" тела какого-нибудь умершего служил поводом для возведения его в сан "святого угодника".

Мощи "божьих угодников" приносят изрядный доход церковникам. Например, в 1919 году только за девять месяцев обладатели мощей Троице-Сергиевой лавры от служения молебнов и продажи свечей у гробницы с мощами получили более 1400000 рублей.

Однако обзавестись мощами удавалось далеко не всегда. Тела почти всех "божьих угодников" после их смерти разлагались не хуже тел самых отчаянных "грешников". Поэтому-то духовенство и шло на массовую подделку "святых" мощей. Произведенные в первые годы Советской власти вскрытия мощей "божьих угодников" показали, как далеко зашли церковники в своем надувательстве верующих. Лишь в редких случаях в гробницах обнаруживались мумифицированные трупы. В подавляющем же большинстве случаев в украшенных драгоценностями гробницах, к которым с таким благоговением прикладывались тысячи верующих людей, пришедших поклониться святыне за многие сотни километров, лежали гайки, старое тряпье, восковые куклы, картонные ноги с натянутыми на них чулками. В общем, здесь можно было найти все, кроме мощей. Например, вместо мощей митрополита воронежского в гробнице лежало несколько костей, перчатки и мешок, набитый разной трухой. В гробнице Тихона Задонского обнаружили лишь полуистлевшие кости, картон, чулки, ботинки, вместо груди - железный каркас. "Нетленными мощами" Питирима в Тамбове оказались несколько костей и сделанный из воска череп.

Хочется спросить верующего человека, не является ли массовое шарлатанство, к которому прибегало духовенство при изготовлении мощей, худшим из всех видов надругательств над религиозными чувствами верующих людей?

Служители культа и сейчас всеми силами стараются оживить веру в "святые" мощи, тайну которых давно разоблачила наука, доказавшая, что мощи - это либо подделки священнослужителей, либо мумии, нетленность которых объясняется естественными причинами.

еще здесь http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?t=4398

SE:
Святая вода, яйца и т.п.

"Кто не знает, что обычная вода может быстро портиться. А вот возьмите эту воду и освятите в церкви. И тогда вы увидите, что она может простоять много лет и не испортиться. Разве это не верное доказательство того, что бог все же есть? С освящением вода обретает святую силу, которая и не дает ей испортиться" - так обычно говорят верующие.

Попробуем, однако, внимательнее присмотреться к "удивительному" поведению "святой" воды.

Прежде всего, вспомним, почему вообще портятся продукты. Происходит это в результате деятельности гнилостных бактерий, разлагающих органические вещества: белок яйца, мяса и т. д. Продукты приобретают неприятный запах, становятся негодными к употреблению.

Значит, гниение может быть только там, где, во-первых, есть гнилостные бактерии и, во-вторых, где есть благоприятные условия для развития их деятельности.

Зачерпните летом стакан воды из озера, реки. Вам может показаться, что вода чиста. В действительности это далеко не так. Взгляните на капельку этой воды через микроскоп, и вы убедитесь, что в ней буквально кишат мельчайшие микроорганизмы. Известно, что в одном кубическом сантиметре воды, взятой из реки по течению ниже населенного пункта, насчитывается до 100 тысяч различных микробов. В такой воде есть чему гнить. Поэтому, если хранить ее в теплом месте, она вскоре испортится, протухнет. Если же взять воду из родника, где почти нет микроорганизмов, то в такой воде и гнить-то нечему, поэтому она может долго не портиться.

Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что "святая" вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была "освящена"!

А теперь вспомним, в какое время "святят" воду. Делается это зимой. Но ведь именно зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, "освященная" и "неосвященная", хорошо сохраняется.

Чистая вода долго будет оставаться свежей, если мы ее будем хранить в чистой, плотно закупоренной посуде, то есть так, как хранят "святую" воду верующие. Если же мы оставим обычную или "освященную" воду открытой, то в нее из воздуха могут попасть микроорганизмы, растительные споры, они быстро разовьются, и тогда уже никакая "святость" не спасет воду от порчи.

Значит, и "неосвященная" вода может долго сохраняться, а "освященная" - скоро разлагаться.

Однако это еще не все: "святая" вода в церкви хранится в серебряных сосудах, а иногда в нее кладется еще и серебряный крест. А некоторые металлы, в том числе серебро, обладают удивительным свойством: если кусочек серебра хотя бы ненадолго опустить в воду, то микроорганизмы в этой воде вскоре погибнут. Заметьте, они погибнут не только тогда, когда мы погрузим в воду крест из этого металла, но и в том случае, если мы опустим в воду серебряную фигурку Будды, Мухаммеда или просто ложку. Значит, "сила божья" здесь ни при чем. Микробы погибают под действием особых частичек -ионов серебра, которые образуются при растворении металла в воде.

Ученые проделывали такой опыт: воду, зараженную большим количеством болезнетворных бактерий (возбудителей брюшного тифа, дизентерии и т. д.), насыщали серебром. В воде растворяли очень небольшое количество серебра, всего-навсего 0,5 миллиграмма (миллиграмм- одна тысячная доля грамма) на один литр. Однако этого было достаточно, чтобы уже через полчаса вода становилась стерильной, чистой, обезвреженной. Вводимые впоследствии в эту воду микроорганизмы погибали. Подобными "святыми" свойствами обладают и некоторые другие вещества, например дубильные, находящиеся в вербе. Поэтому если мы поместим веточку обычной, "неосвященной" вербы в стакан с водой, то тем самым тоже можем получить долго не портящуюся воду.

В настоящее время "серебряную" воду используют в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний, воспалительных процессов и т. д. В ряде случаев лечение "серебряной" водой дает положительные результаты.

Получая "серебряную" воду, врачи не обращаются ни к силе "святых таинств", ни к "силе божьей". А вода по своим качествам получается все же не хуже, а лучше церковной. Приведем для примера один из способов получения такой воды. В сосуд с водой погружают два не касающихся друг друга серебряных стержня (электрода). Затем через них пропускают постоянный электрический ток. В результате один из стержней (анод) постепенно растворяется и вода обогащается серебром. Вот и весь секрет чудесных свойств "святой" воды.

А как насчет пасхальных яиц? Портятся они или нет? Были случаи, когда верующие, чтобы доказать, что "освященные" яйца не портятся, клали их даже за икону, а через год или два разбивали. И что же? Яйца, как правило, оказывались испорченными.

Значит, "освященные" пасхальные яйца не могут сохраняться дольше, чем обычные? Нет, этого мы сказать не можем. Дело в том, что пасхальные яйца, в отличие от обычных, окрашиваются луковичной шелухой и другими красками. А во время их окраски и хранения создаются такие условия, которые препятствуют быстрому разложению продукта. По этой причине "освященные" яйца могут сохраняться дольше обычного. Однако такое "освященное" яйцо сохраняется не дольше, чем "неосвященное", приготовленное тем же способом и сохраняющееся в точно таких же условиях.

Домохозяйки знают немало способов сохранять яйца свежими довольно длительное время, не пользуясь никакой божественной силой. Для этого они, например, покрывают скорлупу яйца жиром, то есть замазывают мельчайшие отверстия, имеющиеся в скорлупе, через которые в яйцо могли бы попадать микроорганизмы. То же самое де лают нередко и с пасхальными крашеными яйцами. Кроме того, известно, что в луке, как и в его шелухе, находятся особые вещества-фитонциды, которые сковывают развитие и деятельность микробов. Эти вещества могут проникать через мельчайшие, невидимые простым глазом отверстия в скорлупе яйца при его окраске. А покрывая поверхность белка, они могут создать неблагоприятные условия для гнилостных бактерий. Попробуйте у "освященного" яйца разбить скорлупу, разрушить поверхность белка и положить его в теплое влажное место, то есть создайте благоприятные условия для развития и деятельности гнилостных бактерий, и вы убедитесь, что яйцо быстро испортится (как, скажем, консервы во вскрытой коробке}. Так же портятся и другие "освященные" продукты. Все это не оставляет места для наивной веры в их "особые" свойства.

AFAQ:
А. Кураев из общения с греческим патриархом:

"Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Старстной селмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог".

http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=142508.0

Там же:
"Пока я полагаю, что чудо с огнем было. В его честь было уcтановлено ежегодное литургическое воспоминание-representation. А потом в восприятии некоторых людей стерлась грань между первопричиной и ее образом.

Но может, Иерусалимский патриархат и Свято-Гробское братство теперь, в ответ на недоуменную реакцию из России, засвидетельствуют иначе и официально? Тогда я, наверно, снова поверю свидетелям. А их ведь лишь двое -армянский патриарх и греческий. И на сегодняшний день их показания совпадают..."

Армянаская позиция - Гевонд Оганесян, этот текст был написан для прямой трансляции Благодатного огня по НТВ, но почти ничего не было озвучено. http://forum.haylife.ru/showthread.php?t=1739

Дополнительные материалы:
"БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?" (авторы-составители С.Бычков, А.Мусин). М., Тэтис, 2008, 128 с., 1000 экз.
http://www.portal-credo.ru/site/print.p ... ews&id=241

Благодатный огонь - обзор критики. Православная, армянская, исламская, католическая, атеистическая критика.
http://afaq.narod.ru/bm.htm
Подробнее - http://neholyfire.narod.ru/book/index.htm

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии