В Конституции Российской Федерации записано, что церковь отделена от государства. Что обозначает, что государство существует само по себе, а церковь – сама по себе. Однако все последние годы церковь (в основном РПЦ, в несколько меньшей степени – мусульманские религиозные организации) упорно стремится занять в обществе неподобающе высокое место. Понятно, что любая организация хочет получить максимум влияния и власти. Однако государство должно строго следить за религиозными организациями и при малейших попытках с их стороны выйти за грань своих полномочий эти попытки пресекать. Как было сделано с группой мусульманских активисток Казани, которые пытались инициировать запрет на ношение женщинами, работающими в госучреждениях, коротких юбок и которых моментально поставили на место.
После распада Советского Союза было очень модно считать все существовавшее в СССР плохим, а его противоположность, соответственно, хорошим. В «хорошее», таким образом, определили и религию. Больше всего это напоминает образ мыслей человека, знакомого с мерзавцем, который хорошо одевается, и на этом основании считающего неряшливость положительной чертой характера.
На этой волне переосмысления ценностей религиозные организации заняли положение в обществе, абсолютно не соответствующее их правовому статусу. Причем их аппетиты становятся все больше и больше – как в материальном, так и в моральном плане. Так, РПЦ хочет вернуть в собственность церковные земли, а также ввести институт полковых священников и преподавание религии в школе!
Необходимы немедленные меры по приведению положения религиозных организаций в соответствие с основным законом страны. Нужно как можно быстрее принять ряд законопроектов, среди которых должны быть следующие:
1) Отмена рождества как государственного праздника и выходного дня. В светском государстве не может быть государственных религиозных праздников. Это, в частности, раз и навсегда снимет претензии представителей других религий на объявление выходными днями их религиозных праздников.
(Тот факт, что в большинстве стран Европы рождество является государственным праздником, отражает ситуацию, совершенно отличную от российской. Празднование на Западе рождества является традицией, причем в настоящее время в большей степени светской, чем церковной. В Европе это некая данность, которая в общем никому не мешает, так зачем ее менять? В России ни о какой традиции говорить не приходится. Объявление религиозного праздника государственным в светском государстве в конце XX века – редкостная дикость.)
2) Полный запрет любой государственной поддержки религиозных учреждений и организаций: строительства культовых заведений, помощи религиозным учебным заведениям и т.д. Государственные деньги могут выделяться только на поддержание исторических памятников, которые используются религиозными организациями для отправления религиозных обрядов.
Налогоплательщики не должны оплачивать религиозные потребности отдельных граждан. Граждане, желающие заниматься какой-либо религиозной деятельность, должны делать это за собственный счет.
3) Запрет на строительство или организацию помещений для отправления религиозных обрядов любого размера (церквей, часовен, молельных комнат и т.п.) в любых государственных учреждениях: на вокзалах, в аэропортах, в вузах, в школах, в больницах и т.д. Для уже имеющихся заведений – прекращение их функционирования в качестве места отправления религиозных обрядов. Посетители и сотрудники данных учреждений, желающие исполнять религиозные обряды, могут делать это в свободное от присутствия в данных учреждениях время в культовых заведениях.
4) Запрет на проведение религиозных обрядов и на организацию религиозной деятельности в любых государственных учреждениях (вооруженные силы, тюрьмы, милиция, образовательные учреждения, государственные спортивные учреждения и т.д.). Сотрудники этих учреждений, желающие принимать участие в отправлении религиозных обрядов, могут делать это в нерабочее время за пределами данных учреждений. Лица, не имеющим возможности свободно покидать данные учреждения (заключенные тюрем, некоторые военнослужащие и т.п.), могут общаться со священнослужителем на тех же основаниях, на каких они имеют право общаться с другими лицами. Таким образом, ни в коем случае не должно быть никаких полковых священников или любых аналогичных образований. С какой стати из моих налогов должна оплачиваться религиозная агитация?
Не так однозначен вопрос возвращения церковных земель в собственность церкви. С одной стороны, до революции земля была собственностью церкви, и вернуть ее некоторым образом является справедливым. С другой стороны, в России, как и в любой цивилизованной стране, главной ценностью являются люди, а не мифологические существа. После революции множество земель и зданий было отнято у частных ли и организаций. Представляется ли возможным вернуть собственность этим частным лицам или их наследникам? Судя по всему, нет. Сохранившиеся дома частично используются различными учреждениями, частично принадлежат другим людям (имеющим там квартиры или офисы), частично объявлены музеями. Земли также частично застроены, принадлежат новым владельцам и т.п. Если начать возвращать земли и дома их частным владельцам, начнется такая неразбериха, в которой мы увязнем навсегда. Если невозможно вернуть собственность людям, то с какой стати возвращать ее организации? С какой стати их всех организаций, лишенных собственности, ее предлагается вернуть русской православной церкви и больше никому? Все служащие этой организации, которые каким-либо образом пострадали от изъятия у данной организации собственности, давно умерли; в любом случае, их потери несопоставимы с потерями частных лиц.
Совершенно отдельным вопросом является преподавание религиозных предметов в школе. Название предмета «основы православной культуры» предполагает (по крайней мере, по идее) чтение некоего курса на тему «как устроена православная культура и что в ней считается хорошим». Однако выступающие за чтение этого курса совершенно не скрывают, что они хотят введения курса на тему «православная культура – воплощение нравственности; то, что в ней считается хорошим, безусловно хорошо; то, что в ней считается плохим, плохо». Таким образом, при введение курса «основы православной культуры» будет иметь место религиозная агитация в школе, т.е будет прямо нарушено положение Конституции об отделении церкви от государства. Любая религиозная агитация в школе, прямая или косвенная, недопустима. Во-первых, это нарушает закон, во-вторых, с какой стати налогоплательщики должны оплачивать религиозную агитацию?
Некоторые предлагают вместо недопустимого в светской школе курса, агитирующего за какую-либо религию, читать курс «История мировых религии». В принципе в том, чтобы сообщать детям информацию о религиозных представлениях различных народов, нет ничего плохого. Но возникает разумный вопрос: что такого особенного есть в религии, что ее история выносится в отдельный курс? Почему бы тогда не читать историю техники, например? Или историю математики? И та, и другая намного более важны для человечества, чем религия. Тем более, что верования народов мира изучаются в школе, и в довольно большом объеме. Религиозные представления Древнего Египта, Ассирии, Древней Греции изучаются в курсе истории Древнего мира. Христианство изучается в рамках истории Древнего мира (Древний Рим) и Средних веков. Его разновидность православие изучается в курсе истории России. Ислам изучается в курсе истории Средних веков. Если изучению религиозных верований предлагается уделять в школе больше времени, более целесообразным представляется увеличение общего количества часов истории.
Курсы религиозно-агитационного характера (в отличие от предметов, на которых дети информируются о религиозных представлениях различных народов) недопустимы в школе не только потому, что это запрещено конституцией. Есть множество областей, решение в которых может принимать только взрослый, совершеннолетний человек, т.к. ребенок не способен понять последствия своего поступка и сделать осознанный выбор. Решения по некоторым их этих вопросов могут принимать за ребенка родители (например, они могут распоряжаться его собственностью). По некоторым же вопросам решение может принимать только сам человек, и только по достижении им совершеннолетия. К таким решениям относятся, например, вступление в брак или в политическую партию.
К этим же вопросам относится и область религии. Достигнув совершеннолетия, человек вправе сам решать, во что ему верить (богов, инопланетян, вампиров, джинов, etc) и какое количество времени и денег отдавать на деятельность, связанную с этой верой. Но несовершеннолетний не способен в полной мере оценить, что представляет из себя религия. Поэтому государство должно защищать умы несовершеннолетних граждан от влияния различных религиозных групп. В связи с этим необходимо принять блок законопроектов, предотвращающих религиозную агитацию среди несовершеннолетних, как прямую (дети, бог(и) такой(ие)-то существует(ют); они приказывают делать то-то и то-то; если вы не будете это делать, вы будете наказаны), так и косвенную (дети, наша религия требует делать / не делать то-то и то-то; тот, кто следует этим указаниям, поступает хорошо). Среди этих законопроектов должны быть следующие:
1) Запрет на устройство любых учреждений для несовершеннолетних при религиозных учреждениях либо детских учреждений религиозной направленности, как основного, так и дополнительного образования: детских домов и приютов; детских садов, общеобразовательных школ; вечерних школ, воскресных школ, детских лагерей и т.д.
2) Запрет на преподавание в любых детских учреждениях (основного или дополнительного образования, досуговых центрах или любых других) предметов, прямо или косвенно агитирующих за обращение в некоторую религию либо внушающих истинность постулатов данной религии: основ православной (или любой другой религиозной) культуры, закона божьего и т.п.
3) Запрет на проведение занятий для детей священнослужителями.
4) Запрет на участие несовершеннолетних в религиозных обрядах, в т.ч. в обрядах вступления в ряды адептов данной религии (крещение, обрезание и т.п.). Категорический запрет на обрезание несовершеннолетних без наличия медицинских показателей. Введение уголовного наказания за вовлечение несовершеннолетних в отправление религиозных обрядов либо принуждение их к таковому.
5) Запрет на строительство любых религиозных учреждений (учреждений, предназначенных для отправления религиозных обрядов; религиозных досуговых центров; магазинов, торгующих религиозной продукцией и т.д.) на определенном расстоянии (например, 500 м) от любых учреждений, предназначенных для обучения или пребывания (временного или постоянного) несовершеннолетних: детских садов, школ, детских библиотек, детских больниц, детских досуговых центров, детских домов и т.д.
6) Запрет на трансляцию передач религиозно-агитационного характера в дневное время (например, с 8 ч. до 22 ч)
Запрет на участие несовершеннолетних в религиозных обрядах может вызвать бурю протеста у верующих родителей. Они могут счесть, что это вмешательство в дела семьи и нарушение их прав. Однако это не нарушение прав родителей (которым никто не запрещает самим участвовать в религиозных обрядах), а соблюдение прав ребенка. Почему родители могут записать ребенка, например, в спортивную секцию, но не могут крестить его? По той же причине, по которой они не могут записать ребенка в члены некоторой политической партии, даже если оба являются ее ярыми сторонниками. Потому что религиозная организация, как и политическая партия – идеологическое объединение. Проходя процедуру посвящения в число адепты данной религии, человек подтверждает, что он согласен с ее идеологией. Несовершеннолетний не может дать осмысленное согласие на такую процедуру.
Позволяя участие несовершеннолетних в религиозных обрядах, законодательство позволяет делать человека членом некоторой группы, с идеологией которой он не может быть согласен по определению. Существует множество случаев, когда взрослый человек не согласен (и никогда не был согласен) с идеологией той религиозной группы, обряд посвящения в которую его заставили пройти в детстве. Этот человек никогда бы не дал своего согласия на такую процедуру. Таким образом, его насильно заставили принадлежать к некоторой идеологической группе, идеологию которой он не разделяет! Некоторые обряды вступления в число адептов религии включают проведение хирургической операции без наличия медицинских показаний к ней (обрезание). Т.е. без согласия человека над ним производится косметическая хирургическая процедура!
Таким образом, отсутствие запрета на участие несовершеннолетних в религиозных обрядах является психологическим и физическим насилием над ними, и подобную практику нужно немедленно