По словам Патриарха Кирилла, во времена Филарета Московского (то есть в XIX веке) Русская церковь воспринимала нашествие армии Наполеона как «наказание за грех» всего народа. Напомнив, что ровно год назад он призывал воспринимать Победу как Божию милость к народу после тяжёлого испытания, также обусловленного людскими грехами, Патриарх Кирилл признал, что в тот момент был «удивлён реакцией светской прессы»: многие журналисты критически отнеслись к этому тезису[23].
Впрочем, оценки, согласно которым Великая Отечественная война была наказанием за грех народа, высказывались и ранее. В частности, по словам архимандрита[прим. 1] Кирилла (Павлова), сказанным в середине 1990-х годов, «великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия» за попытку жить без Бога, вообще покончить с религией и утвердить полный атеизм[24][25].
Господь провидел эти вражеские планы, и чтобы не попустить их осуществление, Господь попустил войну. Не случайно.
— Архимандрит Кирилл (Павлов). Я шел с Евангелием и не боялся…
Из Википедии (ст. День Победы)
Собственно, все верно (в смысле, верен ход поповских мыслей). Та же самая коллизия, как и в других, аналогичных, проблемах теодицеи. Если всем миром управляет некое существо, то, разумеется, оно ответственно за все события (хотя бы в роли хозяина, "попустившего" собаке загрызть прохожего). И верующему нужно самоощущение мазохиста, чтобы оправдать действия божества.
У атеистов, ежу понятно, такой проблемы нет, поскольку они считают ответственными за действия не богов, а людей. И это же - лишний аргумент против утверждений, что атеизм - это тоже религия. Нет.