Я усугублю - ошибки это привилегия атеизма, т.к. лишь атеизм построен на принятии некой концепции, которая достоверно отражает наблюдаемую действительность, и лёгкий отказ от неё (концепции) когда находятся веские на то основания, причём на смену не обязательно приходит другая (концепция), может и ничего не приходить.
А теизм - догма без возможности отказаться/поменять хоть что-то.
Постоянное юление и сдача позиций подаётся под соусом "мы всегда так считали, просто вы этого не понимали...".
Совершенно верно. Давайте просто подумаем вот над чем, что такое новое знание? То есть то, что человек ранее не знал, но которое дает либо объяснение одним явлениям, либо позволяет взглянуть на известные факты с новых понятийных позиций, которые ранее были также не определены... Новое знание и есть преодоление старой системы мышления, которое было даже не ошибочным, но ограниченным.
Кстати, Нильс Бор на основе этих рассуждений вывел так называемый принцип дополнения познания мира, который заключается в том, что чаще всего новое знание не является революционным, а лишь дополнением к уже известным понятиям.
Что интересно, обладая новым знанием, человек порой не способен им распорядиться в полной мере. Типичный пример: паровой двигатель, принцип которого был уже известен в античности. Но чтобы игрушка волчок, которая крутилась благодаря выходящим из неё пару превратилась в паровоз понадобилось две тысячи лет... Для меня этот пример является загадкой странностей развития человеческого мышления.
Тит Лукреций Кар практически сформулировал многие научные положения "природы вещей", но что же помешало человечеству сделать технологический рывок не в первом веке, а лишь в девятнадцатом? Вспомним, христианство как новая религия и как новая философия появляется также в первом веке и человеческий прогресс был отброшен на тысячелетия! Случайно ли это?! Взаимосвязаны ли эти события?!
Я считаю не случайно. Увлечение религиозной формой познания (я не обвиняю здесь только христианство, но общую тенденцию) затормозило человеческую мысль на столетия. Вспомним, центр развития цивилизации в то время перемещается на арабский восток. Ислам в первых веках после своего рождения был той почвой на которой расцветали науки и стремление к знаниям... но уже к десятому веку наступает религиозная реакция, которая фактически губит все эти порывы и цементируется исключительно лишь в религиозных догматах и репрессиях. Улугбек и Авиценна остаются бриллиантами арабской мысли, залитой хадисами как тиной мутной реки.
Наконец, вспомним, с чего же и когда начался прогресс научной мысли человечества? С момента, когда церковь и религия постепенно были отстранены или выдавлены из светской жизни. Когда догматы церкви были отброшены и на место их пришел научный метод, основа которого: подвергать всё сомнению... и доверять только фактам.
Это и есть принципиальное различие между религиозным мышлением, в котором нет сомнения главных догматам веры и научным познанием, где нет и не может быть ничего догматического, а есть только то, что на этот момент времени известно о мире и оно истинно в силу нашего постоянного опыта.
Опасность религиозного мышления заключена в возможности регресса, который уже был две тысячи лет назад. Утверждения атеизма, практически, единственный залог недопущения такого прошлого...