Вы же не находите ничего унизительного для атеиста в словосочетании "библейская критика"? Но если Вы настаиваете, я с удовольствием переименую справочник в "Библейская критика".
P.S. Точно, так я и сделаю! Спасибо за посыл, дружище math. Но сначала обновлю информацию в уже опубликованной статье о генезисе иудаизма. Кстати, готов принимать корректировки по темам и советы по общему дизайну.
Ничего унизительного нет, и даже настраивает на неангажированный объективный научный лад. Однако, простите, Atmel, но "Библейская критика" тоже не очень хорошо (хотя и лучше, чем "Библейский словарь атеиста" или "Библейский справочник атеиста"), хотя и по другой причине. Дело в том, что словосочетание "Библейская критика" уже давно используется в богословии, причем, как мне кажется, несколько в другом смысле, чем хотите Вы, причем в очень высоком (в отношении научных стандартов) смысле.
Приведу соответствующую статью из Библиологического словаря:
КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ, науч. изучение Свящ. Писания, входящее в состав исагогики. Под словом «критика» обычно понимается: а) разбор того или иного учения, книги и т.п. с целью показать их несостоятельность; б) рецензирование художеств. произведений с т. зр. их мастерства и идейно-эстетич. ценности; в) анализ первоисточника в плане его датировки, атрибуции, обстоятельств возникновения, лит. особенностей и т.д. (Замечу от себя, что есть четвертый смысл слова критика, как его использует Кант в своих трех "Критиках" - math.)
Историч. наука и библеистика используют критику в третьем значении. К. б., хотя и ориентируется на мировоззренческие и конфессиональные предпосылки, является областью науки, и Церковь, по словам Булгакова, не предрешает ее выводов; церк. учение о боговдохновенности от них не зависит.
Основоположниками К. б. были св. отцы. Именно они первыми привлекли анализ языка и стиля авторов к вопросам атрибуции свящ. книг, рассматривали стилистич. особенности книг Библии и их связь с определ. историч. обстоятельствами (Ориген, Юлий Африкан, свт. Дионисий Великий, блж. Иероним и др.). Среди св. отцов существовали различные мнения об авторстве и времени написания книг Библии. В эпоху Средневековья развитие К. б. приостановилось. Возрождение ее началось лишь в эпоху Ренессанса и Реформации.
Существует 4 осн. направления К. б.: 1) текстуальная К. б. занимается восстановлением наиболее раннего текста с помощью сличения древних рукописей Библии; 2) историч. К. б. уточняет ход событий свящ. истории, изучая памятники материальной и духовной культуры библ. времен; 3) историко-литературная К. б., иначе называемая «высокой» критикой, посвящена вопросу об источниках, устных и письменных, свящ. книг, авторстве, датировке и истории формирования той или иной библ. книги; 4) литературная К. б. занимается выяснением филологич. и лингвистич. особенностей свящ. книг (жанр, композиция, семантич. анализ, лингвистич. аспекты, лит. связи с древними памятниками).
Духовное провозвестие Свящ. Писания как Слова Божьего не познается средствами К. б. Оно открывается разуму, просвещенному верой, духу, к-рый готов принять Слово (в НЗ — керигму). К. б. исследует земную, человеческую сторону Писания, богочеловеческую по своей природе. Но и для уяснения духовного смысла Библии результаты К. б. не безразличны. Они позволяют с возможной точностью уяснить: о ч ё м говорят и чему учат боговдохновенные писатели. Согласно прот. Князеву, в задачу правосл. библеистики входит осуществление синтеза между данными К. б. и духовным пониманием Слова Божьего.
[А н д р е е в И.Д.] Критика библейская, НЭС, т. 23; К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; П е т р о в с к и й А., Историко-критич. метод изучения Св.Писания в патристич. лит-ре, ЦВ, 1915, № 9; Ф е д о т о в Г.П., Православие и историч. критика, «Путь», 1932, № 33; B r o w n R., The Critical Meaning of the Bible, N.Y., 1981; M u r p h y R.T.A., Background to the Bible, Ann Arbor (Mich.), 1978; RGG, Bd.1, S.1184.