Автор Тема: Критика статьи "АТЕИЗМ" Большой Российской энциклопедии-2005 г. Казарян Александ  (Прочитано 1302 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Jury

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 871
  • Репутация: +11/-143
Критика статьи "АТЕИЗМ" Большой Российской энциклопедии-2005 г. Казарян Александр Торгомович.
Ученая степень - доктор философии
Дата рождения - 30 августа 1944 г.
Тезоименитство - 12 сентября
 Образование: МГУ, философский факультет (1973 г.), аспирантура МГУ (1976 г.)
Преподает: Современные философские течения
 Общий педагогический стаж:  35 лет
Биография
Окончил философский факультет МГУ им М.В.Ломоносова в 1973 г., аспирантуру кафедры истории зарубежной философии в 1976 г.; с 1980 г. – преподаватель МПИ (ныне – Моск. гос. ун-т печати), доцент; с 1991 г. зам. редактора, 1996-2000 г. гл. редактор религиозно-философского журн. «Начала» (№1-30); доктор философии с 2002 г.; 1995-2003 гг. – декан философско-богословского факультета Российского Православного университета св. апостола Иоанна Богослова. Заведующий кафедрой философии Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова (с 2003-2009 г.); член Научно-редакционного совета по изданию «Православной Энциклопедии» (с 2000 г.); проф. МДА (с 2004 г.).


http://old.mpda.ru/persons/27716/index.html




АТЕИЗМ

https://bigenc.ru/religious_studies/text/1837142


Главный недостаток статьи методологический - это отсутствие СТРОГОГО ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА.
Второй недостаток статьи методологический - об атеизме пишет не атеист, а православный богослов.
Третий недостаток статьи - попытки атеистов, автора статьи отождествлять  атеизм с СОКРАТОМ, СВОБОДОМЫСЛИЕМ, ПАНТЕИЗМОМ, ДЕИЗМОМ, ЭКЗИСТАНЦИОНАЛИЗМОМ И ДАЖЕ ХРИСТИАНСТВОМ и ЕРЕТИЧЕСКИМИ ХРИСТИАНСКИМИ ТЕЧЕНИЯМИ СОВЕРШЕННО НЕ ОБОСНОВАНЫ!                 
Если бы автор, был компетентным, то следовало бы статью об АТЕИЗМЕ разделить на две части:             
1. Атеизм (чистый)             
2. Учения, близкие к Атеизму.
ВСЕ ЭТИ ФАКТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ АТЕИСТОВ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БЫЛО НИЧТОЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО.
 ТОЛЬКО НАЧИНАЯ С МАРКСА, А ВСЯ ИСТОРИЯ АТЕИЗМА ДО МАРКСА - ЭТО МИФ! НИКАКОГО АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО АТЕИЗМА НЕ БЫЛО!


В википедии читаем, что термин АТЕИЗМ появился в конце XVIII века, во время Французкой революции - Текстологический метод!!
В принципе статья посвещена не АТЕИЗМУ, а БЕЗБОЖИЮ.
Однако, к обвинению в безбожии следует относиться критически - часто это обозначает не безбожие, (атеизм), а либо поклонение другим Богам, либо отрицание каких либо устаревших догматов, либо обвинение в кажущейся безнравственности. Например: «…вы бы­ли в то вре­мя без Хри­ста… бы­ли без­бож­ни­ки (ἄθεοι) в ми­ре» (Еф. 2:12).

ЦИТАТЫ ИЗ СТАТЬИ "АТЕИЗМ":

В Вет­хом За­ве­те тер­мин «без­бож­ник» упот­реб­ля­ет­ся ред­ко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функ­ции вы­пол­ня­ет сло­во «не­чес­ти­вый» (ra̅ša̅‘), про­ти­во­по­лож­ное по­ня­тию «бла­го­чес­ти­вый». О бо­го­от­ри­ца­нии го­во­рит­ся в Псал­ти­ри: «Ска­зал бе­зу­мец в серд­це сво­ём: "нет Бо­га"» (Пс. 13:1)

В Вет­хом За­ве­те в тес­ной свя­зи (??) с от­ри­ца­ни­ем Бо­га сто­ят от­ступ­ни­че­ст­во и из­ме­на сво­ему Бо­гу (Иов. 21:14), со­тво­ре­ние се­бе но­вых бо­гов и по­кло­не­ние им (Иер. 16:20). Мо­тив от­ступ­ни­че­ст­ва от ис­тин­но­го Бо­га или не­зна­ния Его под­чёр­ки­ва­ет­ся в Но­вом За­ве­те ап. Пав­лом в ка­че­ст­ве осн. чер­ты А. (без­бо­жия): «…вы бы­ли в то вре­мя без Хри­ста… бы­ли без­бож­ни­ки (ἄθεοι) в ми­ре» (Еф. 2:12).

К обвинению в безбожии следует относиться критически - часто это обозначает не безбожие, (атеизм), а либо поклонение другим Богам, либо отрицание каких либо устаревших догматов, либо обвинение в безнравственности. Например: «…вы бы­ли в то вре­мя без Хри­ста… бы­ли без­бож­ни­ки (ἄθεοι) в ми­ре» (Еф. 2:12).
Упоминание  "поклонения новым богам" не к месту!

А. в Древ­ней Гре­ции воз­ник в свя­зи с от­ри­ца­ни­ем куль­та и мис­те­рий, а так­же ан­тро­по­мор­физ­ма греч. бо­гов. Тер­мин «без­бож­ный» (ἄθεος), из­на­чаль­но оз­на­чаю­щий «ли­шён­ный бо­же­ст­ва», впер­вые по­яв­ля­ет­ся у по­этов – Пин­да­ра в «Пи­фий­ских одах» (4, 162), Эс­хи­ла в «Ев­ме­ни­дах» (151) и Со­фок­ла в «Элек­тре» (124). Ци­це­рон в кн. «О при­ро­де бо­гов» (I, 2; I, 63) к атеи­стам при­чис­ля­ет по­эта Диа­го­ра Ме­лос­ско­го, фи­ло­со­фа Фео­до­ра из Ки­ре­ны и фи­ло­со­фа-со­фис­та Про­та­го­ра, со­чи­не­ние ко­то­ро­го о бо­гах бы­ло со­жже­но. Секст Эм­пи­рик в кн. «Про­тив учё­ных» на­зы­ва­ет атеи­ста­ми со­фис­тов Про­ди­ка и Кри­тия (IX, 1, 50–57). Др.-греч. тол­ко­ва­ние «не­чес­ти­во­го» (ἀσεβής) как атеи­ста, не по­чи­таю­ще­го об­ще­при­знан­ных гос. бо­гов, ос­к­вер­няю­ще­го свя­ты­ни, во мно­гом близ­ко к биб­лей­ско­му тол­ко­ва­нию без­бо­жия. Пла­тон


При­ме­ра­ми др.-греч. по­ни­ма­ния Атеизма ста­ли: ре­ше­ние афин­ско­го су­да, при­го­во­рив­ше­го Со­кра­та к смерт­ной каз­ни за «вве­де­ние дру­гих бо­гов».
Сократ "вводил других богов", а не отрицал Богов! Упоминание Сократа тоже не к месту!

В Ри­ме в 1–3 вв. н. э. го­не­нию под­вер­га­лись хри­стиа­не, ис­по­ве­до­вав­шие ве­ру в рас­пя­то­го на кре­сте и вос­крес­ше­го Ии­су­са Хри­ста, от­ри­цав­шую культ им­пе­ра­то­ра и по­кло­не­ние ему как бо­же­ст­ву, что счи­та­лось по­ли­ти­че­ски опас­ным.
А это причем? Христиане - тоже атеисты? Упомонание христиан тоже не к месту!


Ере­тич. уче­ния, со­про­во­ж­дав­шие хри­сти­ан­ст­во в те­че­ние всей его ис­то­рии, хо­тя ино­гда и на­зы­ва­лись атеи­сти­че­скими (Ложь! термин атеизм появился в конце XVIII века и не мог употреблятся "в течении всей истории христианства"), а их по­сле­до­ва­те­ли – атеи­ста­ми (без­бож­ни­ка­ми), в дей­ст­ви­тель­но­сти та­ко­вы­ми не яв­ля­лись.
Упоминание еретических христианских учений тоже не к месту!

Из чис­ла раз­но­об­раз­ных на­прав­ле­ний фи­лос. мыс­ли эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния наи­бо­лее близ­ким к Атеизму (??) ока­зы­ва­ет­ся пан­те­изм.
Это­го ми­ро­воз­зре­ния при­дер­жи­ва­лись П. Пом­по­нац­ци, Дж. Бру­но, Т. Кам­па­нел­ла, Дж. Ч. Ва­ни­ни (1585–1619).
Пантеизм не отрицает Бога, а понимает его иначе! Упоминание пантеизма тоже не к месту!



Наи­бо­лее близ­ки (??) к Атеизму пан­те­изм, де­изм и ма­те­риализм­. Тра­ди­ции пан­те­из­ма в 17 в. про­дол­жал Б. Спи­но­за. Осн. пред­ста­ви­те­ли англ. де­из­ма – Дж. То­ланд и А. Кол­линз (1676–1729). Даль­ней­шее раз­ви­тие де­изм по­лу­чил в 18 в. в фи­лос. тру­дах Воль­те­ра, Д. Юма, Ж. Ж. Рус­со. В фор­ми­ро­ва­нии «дех­ри­стиа­ни­зи­ро­ван­ной» «ре­ли­гии Ра­зу­ма», идео­ло­гии Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., осо­бую роль сыг­ра­ли де­изм и франц. ма­те­риа­лизм.
Упоминание ДЕИЗМА, МАТЕРИАЛИЗМА тоже не к месту. Материалистами были и есть многие верующие.



Ме­ха­ни­сти­че­ские (см. Ме­ха­ни­цизм) и на­ту­ра­ли­сти­че­ские (см. На­ту­ра­лизм) уче­ния Ж. О. де Ла­мет­ри, Д. Дид­ро и К. А. Гель­ве­ция мо­гут быть (??) от­не­се­ны к Атеизму, од­на­ко наи­бо­лее пол­но это ми­ро­воз­зре­ние пред­став­ле­но в со­чи­не­ни­ях П. А. Голь­ба­ха.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние тео­ре­тич. А. по­лу­чил в 19–20 вв.; он (Атеизм) свя­зан (??) с фи­лос. на­прав­ле­ния­ми сво­его вре­ме­ни – по­зи­ти­виз­мом, ан­тро­по­ло­гич. фи­ло­со­фи­ей, анар­хиз­мом, ма­те­риа­лиз­мом, ни­ги­лиз­мом и фи­ло­со­фи­ей жиз­ни. Основные пред­ста­ви­те­ли этих фи­лос. на­прав­ле­ний – А. Шо­пен­гау­эр, Л. Фей­ер­бах, П. Ж. Пру­дон, К. Маркс, Ф. Ниц­ше.

Все, кроме Маркса не были АТЕИСТАМИ. Упоминание их не к месту.

Атеи­стич. взгля­ды (какие??) раз­де­ля­ли отд. пред­ста­ви­те­ли эк­зи­стен­циа­лиз­ма (Ж. П. Сартр, А. Ка­мю) и ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (З. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм).

Аг­но­сти­ком   (а не атеистом!!) счи­тал се­бя фи­ло­соф-нео­по­зи­ти­вист Б. Рас­сел.
Упоминание ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМА, АГНОСТИЦИЗМА не к месту.             
Вся эта критика относится также к другим статьям об АТЕИЗМЕ в           
1.  Атеистическом словаре, Новиков М. П.  Москва, 1983 г.             
2. Филосовский энциклопедический словарь, Москва, 1983 г.         
3. Всемирная эенциклопедия. Философия.  Грицанов А. А. Москва, 2001 г.и т. д.
« Последнее редактирование: 04 Август, 2019, 20:04:03 pm от Jury »
Автор книги: Юрий Пиотровский. Является ли Иисус мессией? Проблемы иудео-христианского диалога. СПб 2006 г. Ищи в Гуугле.
Иисус не создал Рая на Земле (Исайя 2.4) - был самозванцем и лжемессией.

Онлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 631
  • Репутация: +13/-0
Ждем вашу критику следующих работ:

http://bse.sci-lib.com/article079683.html

Ю. Б. Пищик. Статья об атеизме из Большой советской энциклопедии.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви, М., 1966; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Деятели Октября о религии и церкви, М., 1968; Маутнер Ф., Атеизм в эпоху Великой французской революции, пер. с нем., Л.— М., 1924; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; Каждан П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Кубланов М. М., Мыслители древности о религии, М., 1960; Клебанов И., Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960; История и теория атеизма, М., 1962; Крывелев И. Маркс и Энгельс о религии, М., 1964; Левада Ю. Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Философские проблемы критики религии, М., 1965; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Сухов Д., Философские проблемы происхождения религии, М. , 1967: Mauthner F г., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd I—4,Stuttg.—B., 1920—23; Robertson J. М., A history of the free thought, ancient and modern..., v. I—2, 4 ed., L 1936; Borne Е., Atheism, N. Y., 1961; Lilje Н., Atheism, humanism and Christianity, Augsburg, 1964: Oursler W. G., The atheist, N. Y., 1965: Ley Н., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd I—2, В., 1966—67.


Склеено 08 Август, 2019, 00:04:21 am

Настольная книга атеизма под общей редакцией академика-историка С.Д. Сказкина.

Авторы: доктор философских наук С.Ф. Анисимов, кандидат философских наук Н. А. Аширов, кандидат философских наук М. С. Беленький, кандидат фило­софских наук А. В. Белов, доктор философских наук В. М. Богуславский, кан­дидат философских наук Ю. Ф. Борунков, доктор философских наук Б. Э. Быховский, кандидат философских наук Л. Н. Емельянова, доктор философских наук В. И. Гараджа, кандидат исторических наук В. Ф. Зыбковец, кандидат философских наук Г. Я. Костава, доктор философских наук А. Н. Кочетов, кандидат философских наук Н. Д. Куфакова, кандидат философских наук М. М. Лобжанидзе, кандидат философских наук Р. Р. Мавлютов, кандидат философских наук Б. В. Мееровский, кандидат философских наук В. А. Ме­зенцев, доктор философских наук М. П. Мчедлов, кандидат исторических наук C.А. Мирсков, С. С. Никоненко, доктор философских наук М. П. Новиков, кандидат философских наук А. А. Осипов, кандидат философских наук Л. Т. Пинчук, доктор исторических наук П. И. Пучков, кандидат философских наук А. И. Самсин, доктор философских наук Д. М. Угринович, кандидат ис­торических наук В. Г. Фуров, кандидат философских наук В. Е. Чертихин, Г. А. Шпажников, кандидат философских наук Г. И. Эзрин.
https://www.twirpx.com/file/234109/
« Последнее редактирование: 08 Август, 2019, 02:16:50 am от Vivekkk »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Born

  • Moderator
  • Оратор форума
  • *****
  • Сообщений: 10 333
  • Репутация: +508/-461
Казарян Александр Торгомович.
Непонятно, что атеисты должны тyт опровергать? Какие - то статьи православного на всю головy преподавателя семинарии? К томy же, статьи совершенно маловразyмительны и рахитичны.
Главный тезис - "Первый атеист - Маркс", заведомо ложен. Лаплас, Карно, Мирабо, Марешаль, Гольбах, Вольтер - были последовательными атеистами. Близки к полномy атеизмy и "атомисты" Древней Греции, начиная с Демокрита. Многие эпикyрейцы и даже стоики были атеистами. Несомненно, что и Плинии были атеистами, хотя и отдавали дань внешним приличиям того времени. Первым стихийным атеистом был Энкидy из "Эпоса о Гильгамеше" - одна из самых старых книг на планете. Ссылки православного "философа" на библию, совершенно спекyлятивны и являются обычным христианским мошенничеством с крyговой аргyментацией. Тезис о том, что "многие материалисты были верyющими" ничем не подкреплён и совершенно ложен. Материалист, даже вyльгарный полагает материю единственной сyбстанцией мироздания, её основой, причиной и следствием и движyщей силой бытия. В любом материализме нет места бохy. Тем более сказкам евреев о "сотворителе" Яхве и  похождениях его "сынка" раввина Ешy Ноцрата. Ещё она православная ложь о близости атеизма и пантеизма. Пантеизм - совершеннейшая нелепость, понятная всякомy здравомy рассyдкy! В общем, Казарян - обычный православный брехyн. Хоть и доктор философии.
Ваша свобода заканчивается там,где начинается моя.

Оффлайн mihailov

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 69
  • Репутация: +10/-5
НИКАКОГО АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО АТЕИЗМА НЕ БЫЛО
А разве не говорил Диоген, что богов выдумали Гомер с Гесиодом? Что это, как не атеизм?