Критика статьи "АТЕИЗМ" Большой Российской энциклопедии-2005 г. Казарян Александр Торгомович.
Ученая степень - доктор философии
Дата рождения - 30 августа 1944 г.
Тезоименитство - 12 сентября
Образование: МГУ, философский факультет (1973 г.), аспирантура МГУ (1976 г.)
Преподает: Современные философские течения
Общий педагогический стаж: 35 лет
Биография
Окончил философский факультет МГУ им М.В.Ломоносова в 1973 г., аспирантуру кафедры истории зарубежной философии в 1976 г.; с 1980 г. – преподаватель МПИ (ныне – Моск. гос. ун-т печати), доцент; с 1991 г. зам. редактора, 1996-2000 г. гл. редактор религиозно-философского журн. «Начала» (№1-30); доктор философии с 2002 г.; 1995-2003 гг. – декан философско-богословского факультета Российского Православного университета св. апостола Иоанна Богослова. Заведующий кафедрой философии Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова (с 2003-2009 г.); член Научно-редакционного совета по изданию «Православной Энциклопедии» (с 2000 г.); проф. МДА (с 2004 г.).
http://old.mpda.ru/persons/27716/index.htmlАТЕИЗМ
https://bigenc.ru/religious_studies/text/1837142Главный недостаток статьи методологический - это отсутствие СТРОГОГО ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА.
Второй недостаток статьи методологический - об атеизме пишет не атеист, а православный богослов.
Третий недостаток статьи - попытки атеистов, автора статьи отождествлять атеизм с СОКРАТОМ, СВОБОДОМЫСЛИЕМ, ПАНТЕИЗМОМ, ДЕИЗМОМ, ЭКЗИСТАНЦИОНАЛИЗМОМ И ДАЖЕ ХРИСТИАНСТВОМ и ЕРЕТИЧЕСКИМИ ХРИСТИАНСКИМИ ТЕЧЕНИЯМИ СОВЕРШЕННО НЕ ОБОСНОВАНЫ!
Если бы автор, был компетентным, то следовало бы статью об АТЕИЗМЕ разделить на две части:
1. Атеизм (чистый)
2. Учения, близкие к Атеизму.
ВСЕ ЭТИ ФАКТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ АТЕИСТОВ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БЫЛО НИЧТОЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО.
ТОЛЬКО НАЧИНАЯ С МАРКСА, А ВСЯ ИСТОРИЯ АТЕИЗМА ДО МАРКСА - ЭТО МИФ! НИКАКОГО АНТИЧНОГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО АТЕИЗМА НЕ БЫЛО!
В википедии читаем, что термин АТЕИЗМ появился в конце XVIII века, во время Французкой революции - Текстологический метод!!
В принципе статья посвещена не АТЕИЗМУ, а БЕЗБОЖИЮ.
Однако, к обвинению в безбожии следует относиться критически - часто это обозначает не безбожие, (атеизм), а либо поклонение другим Богам, либо отрицание каких либо устаревших догматов, либо обвинение в кажущейся безнравственности. Например: «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12).ЦИТАТЫ ИЗ СТАТЬИ "АТЕИЗМ":
В Ветхом Завете термин «безбожник» употребляется редко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функции выполняет слово «нечестивый» (ra̅ša̅‘), противоположное понятию «благочестивый». О богоотрицании говорится в
Псалтири: «Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога"» (Пс. 13:1)
В Ветхом Завете в тесной связи (??) с отрицанием Бога стоят отступничество и измена своему Богу (Иов. 21:14), сотворение себе новых богов и поклонение им (Иер. 16:20). Мотив отступничества от истинного Бога или незнания Его подчёркивается в Новом Завете ап.
Павлом в качестве осн. черты А. (безбожия): «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12).
К обвинению в безбожии следует относиться критически - часто это обозначает не безбожие, (атеизм), а либо поклонение другим Богам, либо отрицание каких либо устаревших догматов, либо обвинение в безнравственности. Например: «…вы были в то время без Христа… были безбожники (ἄθεοι) в мире» (Еф. 2:12). Упоминание "поклонения новым богам" не к месту!А. в Древней Греции возник в связи с отрицанием культа и мистерий, а также
антропоморфизма греч. богов. Термин «безбожный» (ἄθεος), изначально означающий «лишённый божества», впервые появляется у поэтов –
Пиндара в «Пифийских одах» (4, 162),
Эсхила в «Евменидах» (151) и
Софокла в «Электре» (124).
Цицерон в кн. «О природе богов» (I, 2; I, 63) к атеистам причисляет поэта Диагора Мелосского, философа Феодора из Кирены и философа-софиста
Протагора, сочинение которого о богах было сожжено.
Секст Эмпирик в кн. «Против учёных» называет атеистами софистов Продика и Крития (IX, 1, 50–57). Др.-греч. толкование «нечестивого» (ἀσεβής) как атеиста, не почитающего общепризнанных гос. богов, оскверняющего святыни, во многом близко к библейскому толкованию безбожия.
ПлатонПримерами др.-греч. понимания Атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего
Сократа к смертной казни за «введение других богов».
Сократ "вводил других богов", а не отрицал Богов! Упоминание Сократа тоже не к месту!В Риме в 1–3 вв. н. э. гонению подвергались христиане, исповедовавшие веру в распятого на кресте и воскресшего Иисуса Христа, отрицавшую культ императора и поклонение ему как божеству, что считалось политически опасным.
А это причем? Христиане - тоже атеисты? Упомонание христиан тоже не к месту!Еретич. учения, сопровождавшие
христианство в течение всей его истории, хотя иногда и назывались атеистическими
(Ложь! термин атеизм появился в конце XVIII века и не мог употреблятся "в течении всей истории христианства"), а их последователи – атеистами (безбожниками), в действительности таковыми не являлись.
Упоминание еретических христианских учений тоже не к месту!Из числа разнообразных направлений филос. мысли эпохи Возрождения наиболее близким к Атеизму (??) оказывается
пантеизм.
Этого мировоззрения придерживались П.
Помпонацци, Дж.
Бруно, Т.
Кампанелла, Дж. Ч. Ванини (1585–1619).
Пантеизм не отрицает Бога, а понимает его иначе! Упоминание пантеизма тоже не к месту!Наиболее близки (??) к Атеизму пантеизм,
деизм и
материализм. Традиции пантеизма в 17 в. продолжал Б.
Спиноза. Осн. представители англ. деизма – Дж.
Толанд и А. Коллинз (1676–1729). Дальнейшее развитие деизм получил в 18 в. в филос. трудах
Вольтера, Д. Юма, Ж. Ж.
Руссо. В формировании «дехристианизированной» «религии Разума», идеологии Великой французской революции 18 в., особую роль сыграли деизм и франц. материализм.
Упоминание ДЕИЗМА, МАТЕРИАЛИЗМА тоже не к месту. Материалистами были и есть многие верующие.
Механистические (см.
Механицизм) и натуралистические (см.
Натурализм) учения Ж. О. де
Ламетри, Д.
Дидро и К. А.
Гельвеция могут быть (??) отнесены к Атеизму, однако наиболее полно это мировоззрение представлено в сочинениях П. А.
Гольбаха.
Широкое распространение теоретич. А. получил в 19–20 вв.; он (Атеизм) связан (??) с филос. направлениями своего времени –
позитивизмом, антропологич. философией,
анархизмом, материализмом, нигилизмом и
философией жизни. Основные представители этих филос. направлений – А.
Шопенгауэр, Л.
Фейербах, П. Ж.
Прудон, К.
Маркс, Ф.
Ницше.
Все, кроме Маркса не были АТЕИСТАМИ. Упоминание их не к месту.Атеистич. взгляды (какие??) разделяли отд. представители
экзистенциализма (Ж. П.
Сартр, А.
Камю) и аналитич. психологии (З.
Фрейд, Т. Райк, Э.
Фромм).
Агностиком (а не атеистом!!) считал себя философ-неопозитивист Б.
Рассел.
Упоминание ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМА, АГНОСТИЦИЗМА не к месту.
Вся эта критика относится также к другим статьям об АТЕИЗМЕ в
1. Атеистическом словаре, Новиков М. П. Москва, 1983 г.
2. Филосовский энциклопедический словарь, Москва, 1983 г.
3. Всемирная эенциклопедия. Философия. Грицанов А. А. Москва, 2001 г.и т. д.