Атеисты разоблачают чудесную природу благодатного огня
http://neholyfire.narod.ru/book/index.htmПравославные разоблачают чудесную природу благодатного огня
Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого
огня, совершаемого в Великую Субботу в
Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября
1949г.,
http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm *
8 томов "Книги моего бытия" епископа Порфирия
(Успенского) являются не воспоминаниями, а
дневником, куда он заносил свои впечатления от
событий исторического масштаба, размышления на
отвлеченные темы, описания памятников и разные
мелочи. Изданы они были Императорской
Академией Наук на иждивение Императорского
Православного Палестинского Общества под
редакцией П.А.Сырку после смерти владыки. Третий
том вышел в свет в 1896 году. Вот буквальная
цитата:
"В тот год, когда знаменитый господин Сирии и
Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в
Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с
Гроба Господня в великую субботу есть огонь
неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь
всякий. Этому паше вздумалось удостовериться,
действительно ли внезапно и чудесно является огонь
на крышке Гроба Христова или зажигается серною
спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам
патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии
во время получения огня и зорко смотреть, как он
является, и присовокупил, что в случае правды будут
даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае
лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с
обманываемыхпоклонников, и что он напечатает во
всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники
петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит
Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий
(нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться,
что делать. В минуты совещаний Мисаил признался,
что он в кувуклии зажигает огонь от лампады,
сокрытой за движущейся мраморной иконою
Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.
После этого признания решено было смиренно
просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в
религиозные дела и послан был к нему драгоман
Святогробской обители, который и поставил ему на
вид, что для его светлости нет никакой пользы
открывать тайны христианского богослужения и что
русский император Николай будет весьма недоволен
обнаружением сих тайн.
Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и
замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство
уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от
одного Бога ожидается прекращение (нашей)
благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и
успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо
великой субботы. А нам и начать нельзя сего
переворота в умах, нас растерзают у самой часовни
Св. Гроба.
Мы,- продолжал он, уведомили патриарха
Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о
домогательстве Ибрагима паши, но в своем
послании к нем написали вместо "святый свет",-
"освященный огонь", Удивленный этой переменою,
блаженнейший старец спросил нас: "почему вы
иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли
ему сущую правду, но прибавили, что огонь,
зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой
лампады все-таки есть огонь священный,
получаемый с места священного".
стр.299-301 тома 3-го
*
БОЖЕСТВЕННАЯ ПИРОТЕХНИКА ОТ МИНИСТРА
КУЛЬТУРЫ, Александр Мусин, доктор исторических
наук, кандидат богословия, Сорбонна, Париж
http://izvestia.ru/comment/article1728886%20