Я читаю сейчас книгу профессора Осипова "Бог", вот полезный отрывок оттуда - о смысле жизни. Обсудим.
Обращает на себя внимание и следующее. Если религия опирается на колоссальный всечеловеческий опыт внутреннего познания Бога, то атеизм не предлагает человеку никаких фактов для подтверждения своей веры. Он не отвечает на важнейший для него вопрос: «Что должен сделать образованный человек, чтобы убедиться в небытии Бога»? Но без ответа на него атеизм теряет всякое доверие. Поэтому он способен призывать только к вере: «Верь, человек, что нет Бога, нет души, нет никакой посмертной жизни, ничего нет, кроме мига существования в этом мире. Верь, что тебя как личность ожидает вечная смерть, окончательное и полное уничтожение»!
Какие духовные, нравственные и психологические последствия способна породить у человека такая вера – вполне очевидно. И самое трагическое – это, по-существу, потеря смысла жизни. Попытки найти его в своих детях, или в делах на благо человечества являются, ничем иным, как то, над чем так остроумно подшутил Пушкин: «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
Ведь, если говорить о детях как смысле жизни, то, во-первых, не у всех они даже есть. Во-вторых, как можно охарактеризовать того человека, который смысл своей жизни видит в том, чтобы дать жизнь ребенку, точно зная, что тем самым он приговаривает его к смертной казни? Ответ не вызывает сомнений. Но кому же не ясно, что каждый рожденный приговорен к смерти, и еще неизвестно какой? Это тяжело звучит, но именно таким оказывается т.н. смысл жизни в детях, когда нет веры в вечную жизнь.
Таким же является и атеистический смысл жизни для блага человечества. Прежде всего: многие ли живут и работают с такой мыслью - единицы. А в чем заключается смысл жизни для прочих? Поесть, попить, повеселиться… и не думать ни о каком смысле - и навсегда исчезнуть из памяти человечества.
Да, и для тех редких людей, которые действительно сделали что-то полезное для человечества, никакого посмертного удовлетворения с точки зрения атеизма быть не может, ибо личность уничтожается. И таким образом весь смысл их жизни сводится исключительно к мигу земного существования. А дальше – тьма небытия.
В связи с выводами современной науки атеистическая идея смысла жизни и деятельности на благо своего народа и человечества приобретает уже совсем трагический характер. Академик РАН Н. Н. Моисеев (+2000) прямо писал: «Человечество как биологический вид смертно, и в этом смысле конец человеческой истории однажды наступит. И не в каком-нибудь совершенно неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине ХХI века». И предупреждал: «Глобальная катастрофа может разразиться столь стремительно, что люди окажутся бессильны. Надежды на технику совершенно напрасны, нас уже не спасут новые технологии... Необходимы новые заповеди...» .
Отсюда естественно возникает вопрос: если всё человечество ожидает уничтожение (и, возможно, скоро), то ради какого смысла, какого рая на земле и для каких потомков необходимо сейчас отдавать жизнь и трудиться? И вообще, какой смысл жизни без надежды на жизнь?
Невольно возникает изумление перед непонятной силой слепой веры в свою вечную смерть и смерть всего человечества, которая не оставляет никакой надежды ни на какое будущее! Действительно, если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).
Напротив, вера в Бога, в бессмертие личности, надежда на вечную жизнь полностью снимает все эти проблемы и тем самым уже сейчас, здесь на земле открывает человеку и смысл, и радость жизни.