Если даже не касаться экономики и политики, то СССР был первым в человеческой истории государством, в котором религия была реально отделена от государства и от образования...
Почему только в СССР? Разве в нынешней Франции в светских школах моляться?
Господин Vivekkk, у вас, как обычно, большие проблемы с пониманием прочитанного. По всей видимости, вы считаете, что СССР находился где-то «в современной Франции». А СССР, к вашему сведению, образовался аж в 1917-м году и в России. Так что «современная Франция» к этому никаким боком не причастна.
Поскольку получать третье «верхнее» образование вы вряд ли станете, а первое вам явно впрок не пошло, напоминаю о состоянии дел с преподаванием религии в «развитых» странах.
Франция действительно была первой и единственной европейской страной, которая формально приняла закон о запрете преподавания религии в общеобразовательных школах еще в 1905 г. Но соблюдаться на практике этот закон стал только после Первой мировой войны. Сегодня статья L.141-3 Кодекса об образовании Франции устанавливает порядок реализации религиозного образования для обучающихся в государственных начальных школах: «В государственных начальных школах не учатся помимо воскресного дня еще один день в неделю, с тем, чтобы позволить родителям, если они того желают, дать своим детям религиозное образование за пределами школьного заведения». Речь идет об обучении религии («Закон Божий» и аналогичные курсы обучения религии). Католическое религиозное образование реализовано примерно в 22% школ Франции.
В Австрии религиозное образование является обязательным (с возможностью освобождения от него для отдельных учащихся в установленном порядке), организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку, отбор и сертификацию преподавателей, определение программ и апробацию учебников.
В Германии у каждой федеральной земли своя образовательная программа, поэтому основное правовое регулирование религиозного образования и ответственность ложатся на земельное законодательство и власти федеральных земель. Несколько федеральных земель, а именно Баден-Вюртемберг и Бавария, настояли на христианской основе образования в государственных школах, обусловив в своем законодательстве, что такие ценности, как «страх перед Богом» и «любовь к ближнему», были общими целями образования. Они разрешили также коллективную молитву. В 1970 г. федеральный Конституционный суд Карлсруэ подтвердил законность этого в нескольких решениях, посчитав, что государство может воздать должное влиянию христианства на общие культурные ценности.
В Бельгии – в «Законе о школьном договоре» 1959г., в государственных школах установлен вариативный курс, позволяющий выбрать одну из следующих форм:
- религиозное образование («обучение религиозной морали») в рамках одной из шести признанных религий, на начальном и среднем уровнях школьного обучения;
- курс изучения нерелигиозной морали (является частью учебного курса, носящего название «философский», в то время как обучение философии в узком смысле не фигурирует в программе среднего образования в Бельгии). При этом содержание указанного курса все равно контролируется признанными государством религиями.
Выбор одной из указанных форм обязателен.
В Великобритании большинство школ имеют на своей территории имеют небольшую часовню (Англиканской или Католической церкви), где учащиеся посещают службу два-три раза в неделю. Дети, выражающие принадлежность к другой религии (ислам, иудаизм и др.) могут быть освобождены от посещения христианских служб, однако атеисты и агностики не освобождаются от таких мероприятий. Школы придерживаются мнения, что церковные службы и уроки «Закона Божьего» формируют в детях моральные ценности.
В Дании «Закон Божий» не преподается, но на каждой ступени государственной школы преподается (с 1976 г. не являющийся обязательным) курс «христианских знаний», являющийся образовательным предметом на всех уровнях учебной системы., являющийся образовательным предметом на всех уровнях учебной системы.
В государственных школах Ирландии религиозное образование реализуется в качестве факультатива, сертифицируется церковными инстанциями.
Все учебные заведения в Испании обязаны предлагать курс религиозного образования, начиная с первого года начального цикла (6 лет) и до первого цикла среднего образования (17 лет).
В Италии религиозное образование повсеместно реализуется в государственных школах. Если родители не хотят, чтобы их дети посещали уроки религиозного образования, они вправе отказаться, написав соответствующее заявление. В случае необходимости родители учащихся из некатолических семей могут просить предоставить их детям школьное помещение для религиозного обучения своих детей в рамках своей религии.
К тому же причем здесь государство и наука? Связь есть, но не прямая.
Про «прямую связь» здесь никто и не писал. Но есть маленький нюанс – СССР добился своих успехов в науке, образовании и культуре, сравнимых с успехами любой отдельной западной страны, включая самые богатые, с существенно худших «стартовых» позиций и имея бюджет в разы меньший. А вот это уже – показатель прямой связи. Аналогичные успехи демонстрирует, кстати, сегодняшний атеистический и коммунистический Китай – КНР.
Кстати честные буржуазные историки (бывают и такие!) неоднократно признавали, что большинство социальных программ в области образования, науки, культуры и здравоохранения в «развитых» странах послевоенного периода 20-го века принимались именно под влиянием примера СССР.
Если цель - стабильность, то тут, наверное, религия будет более целесообразной. Судите сами: смиренные трудолюбивые рабы, жирующие хозяева жизни, лоснящиеся попы... Красота!
А вот если цель - равноправие и свобода личности, тогда другое дело...
Полностью согласен. Более того, религия – тормоз любого процесса развития общества. Когда общество (точнее – его правящие классы) получают некий «вызов», стимулирующий их к движению вперед, то религия задвигается на задний план. Когда надо удержать завоеванное – опять выпускаются миссионеры... Разумеется, я пишу о «западных» обществах, в других странах с этим сложнее.