Религия: анализ, критика, выводы > Критика буддизма и других религий

БХАГАВАТ-ГИТА как она есть, или проблемы индуизма

(1/15) > >>

Vivekkk:
Здесь можно будет обсудить различные вопросы, касающиеся индуисткой религии, течения Кришны и пр. Культура Индии - ценнейшая и оригинальнейшая часть нашего сознания. Карма, сансара, перерождение, касты, варны, слоны и иоги, - вот малая часть тех чудес и загадок Индии.

dasiam:
Здравствуйте, в другой ветке форума я задал уже Вам некоторые вопросы: http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?p=50892#50892
Вы не против, чтобы мы начали обсуждение с них? :)

Vivekkk:
Бесспорно, уважаемый dasiam

Начнем с конца, то есть определим различие между имперсонализмом и персонализмом в индийской философии. Далее, поговорим об учении Шрипада Шанкарачария, который был имперсоналистом.

Известно, имперсонализм - учение, отрицающие личностную форму бога и личностное существование человека. По этому учению, личность человека после смерти исчезает, растворяется в божестве.

Сам Шанкара не отрицал наличие духовной формы, известной как сач-чид-ананда-виграха, то есть исполненой вечного блаженства формы знания. Однако Верховный Брахман безличен. Личность есть преходящая форма Безличного, Абсолюта. Нельзя отождествлять Личность Бога и Абсолют.

Vivekkk:
Мои сомнения в истинности проповеди Прабхупада - сомнения в основных положениях индустской религии. Я хочу спросить ВАс:

1. Что такое карма? Какие законы она имеет? Откуда появилась и почему? Если карма абсолютизирует нравственные законы, то не кажется ли Вам это ошибочным, так как, как известно из истории, нравственность меняется и у каждой группы населения она своя?

2. В чем смысл сансары, или реикарнации? Почему, по словам Гиты, тело есть одежда, которую изначально бессмертная душа меняет с новым рождением? Зачем нужен этот круговорот?

3. Не кажется ли Вам, что индуистская религия содержит много алогичных положений? В ней объединяется силой традиции как ранние формы религии, так и поздние. Мы видим как политеизм, так и монотеизм, тотемизм и анимизм и пр.

4. Кришна - разве он сам не аватара Вишну? А Нараяна?

5. Жизнь Кришны на земле довольно сказочно представлена - то он пастушок, то повторяет подвиги Зевса (в том числе и сексуальные), - противоречиво, а иногда и примитивно (например, "Рамаяна").

Vivekkk:
Продолжим:


--- Цитировать ---У нереального нет бытия; реальное не перестает быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей.  Знай, что То, Которым проникнуто все сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Нерушимое (перевод с английского и санскрита А. Каменской и И. Манциарли).
--- Конец цитаты ---
Мудро говорит Кришна Арджуне, но почему он делает вывод, что неразрушимое есть духовное? Нерушимым может быть и материя (майя), ошибочно принимаемая персоналистами за временное и ложное. Тогда нет надежды Арджуне, - он исчезнет в великом круговороте майи.

--- Цитировать ---Он не рождается, и не умирает; раз получив бытие, Он не перестает существовать. Нерожденный, постоянный, вечный и древний. Он не убит, когда тело его убивают.  Кто знает, что Он неразрушим, постоянен, нерожден, неизменен, как может тот убить или быть убитым? Подобно тому, как Человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает Он изношенные тела и облекается в новые.
--- Конец цитаты ---
Кришна говорит о вечной душе, - раз созданной и существующей вечно. Ничто не может ее уничтожить или унизить. Однако почему Кришна забывает, что личность, индивидуальное самосознание не тождественно душе? Что толку Арджуне в бессмертии души, если личность Арджуны не будет больше существовать? Душа безлична, так как личность – атрибут майи, иллюзии, а не Сущего.

--- Цитировать ---Если ты даже мыслил Его постоянно рождающимся и постоянно умирающим, и тогда не должен ты скорбеть.  Воистину смерть назначена для рожденного, а рождение – для умершего. Посему о неизбежном ты не должен скорбеть.  Непроявлены существа в начале, проявленными они бывают в середине, и снова непроявленными при разрушении. О чем же печалиться?
--- Конец цитаты ---
Мудрость Кришны трудно переоценить. Однако его речи не успокаивают нас, для скорби есть причина – желание жить и нежелание умирать, оставляя наслаждение, любовь к жизни.


--- Цитировать ---В далеком прошлом, когда актом жертвы из эманации Бога возникли люди, Господь сказал: "Жертвой размножайтесь; да будет она для вас источником желаний. Ею питайте Светозарных, и да питают Они вас! Питая друг друга, вы достигните высшего блага.  Ибо питаемые жертвой, Светозарные ниспошлют вам желаемое". Воистину тот вор, кто на получаемые от них дары не отвечает дарами…от пищи созидаются твари; от дождя происходит пища; дождь возникает от жертвы; жертва рождается от действия.
--- Конец цитаты ---
Разве это не пример первобытно-магического мышления? За свет, получаемый Солнцем, дождь – Небом и пр. надо платить? Однако почему и кому? В древности верили, Солнце – живой бог, как и небо, а значит, все, что от них исходит – дар. Сегодня знания изменили наше восприятие.

--- Цитировать ---Это – желание, это гнев, рожденные от раджаса; познай в нем вашего всеоскверняющего, всепожирающего врага на Земле.  Подобно пламени, облеченному дымом, подобно зеркалу, покрытому пылью, подобно зародышу, завернутому в [оболочку], так Вселенная облечена Им.  Этим непрестанным врагом мудрого окутана и мудрость, в виде ненасытного, как пламя, желания.  Чувство, Ум и Чистый Разум считаются местом его пребывания; окутывая ими мудрость, желание смущает обитающего в теле.  И потому, овладев прежде всего чувствами, о лучший из Бхарат, убей это порождение греха, врага знания и мудрости
--- Конец цитаты ---

Чем не проповедь буддизма? Тот же пафос в отрицании желания, страсти к жизни.
Интересно узнать Ваше мнение.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии